Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


особенностей памяти, которые влияют на качество занятий в детском продюсерском центре



2015-11-11 432 Обсуждений (0)
особенностей памяти, которые влияют на качество занятий в детском продюсерском центре 0.00 из 5.00 0 оценок




Именно память напрямую влияет на появление и проявление у детей конкретных знаний, умений и навыков. Мы с вами можем много и неустанно работать, обучать нашим игротекам и тщательно разъяснять, но если мы не будем учитывать особенности функционирования памяти малыша, то вся наша деятельность будет абсолютно бестолковой – дети не покажут, не расскажут, не продемонстрируют родителям и окружающим ни-че-го…!

Ребята, это очень важно, знайте (как мозг малыша срабатывает на информацию):

1. Память ребенка не любит напряжения, а любит работу лёгкую, приносящую удовольствие. Чем меньше напряжения в работе, тем продуктивнее запоминание. Значит, занятия наши должны быть построены обязательно увлекательно, с учётом возрастных особенностей детей – должна быть единая сюжетная линия, являющаяся стержнем занятия; обязательно использование игрушек, интересных детям, тогда усилия, прилагаемые во время выполнения заданий, отойдут на второй план, а на первое место выйдет игра, любимая и понятная всем детям.

2. Закон повторения. Рассматривая этот закон, следует остановиться на механизме памяти:

  • Оперативная память ребенка – 5-20 секунд
  • Кратковременная память – 1 минута – 5 суток
  • Долговременная память – от 5 суток и до бесконечности.

Любая информация, которая поступает в мозг ребёнка в виде биотоков (название новой буквы, цифры, формы предмета, цвета и т.д.), попадая в кору головного мозга, оставляет в ней след. Если след не будет подкреплён, то он растворяется без остатка через 20 секунд (это работает оперативная память).

Если информацию повторить несколько раз и как-то подкрепить её, то она останется в «хранилище мозга» до 5 дней (это период работы кратковременной памяти). Систематическое повторение переводит информацию в долговременное хранилище, где она будет храниться всегда.

Вот такая научная информация, которая даст нам установку на:

  • обязательное многократное повторение (можно в разных вариантах) изучаемых понятий на одном занятии
  • необходимое закрепление данного понятия на следующем занятии, которое должно быть, по-хорошему, не позднее 5 дней от предыдущего
  • кратковременное повторение данного понятия на последующих занятиях.

3. Необходимо использовать оптимальный промежуток между повторениями. Психологи называют эту особенность функционирования памяти «законом Жоста», поскольку именно Жост показал, что если перечитывать текст 6 раз подряд, то информация по тексту запоминается гораздо хуже, чем, если бы мы перечитывали этот текст с перерывами в 5 минут. Это правило на занятии использовать достаточно легко. Например, на занятии у двухлетних детей мы помогаем белочке разделить « камушки» (блоки Дьенеша) на круглые и квадратные, а затем после подвижных игр и выполнения другого задания, помогаем ей же встретить гостей – печём круглые и квадратные печенья. Таким образом, отрабатывается и закрепляется понятие формы предмета, а именно круг и квадрат.

4. Резервами памяти являются ощущения. Какие ощущения у нас есть? Кроме 5 чувств (зрение, обоняние, слух, осязание и вкус) добавляются ещё эмоциональные и моторные (двигательные) ощущения. Ведущим является зрительный канал – больше 90% информации человек получает именно через него. Остальные ощущения тоже достойно «работают» на запоминание. Если мы на занятии стараемся подкрепить информацию не одним ощущением, а сразу целым комплексом ощущений, то информация запоминается лучше и прочнее, а потом быстрее извлекается из долговременного хранилища. Так, на игротеке «Хочу в школу» при изучении букв следует:

  • показать букву (зрительное ощущение)
  • пощупать букву с закрытыми глазами (отключаем зрительный канал и подключаем канал осязания)
  • обвести букву пальчиком и нарисовать в воздухе (на песке) (включаем моторную память)
  • нарисовать букву на полу мелом и «пройти ногами» (моторная память)

При изучении признаков времён года (игротека «Окружающий мир», например, можно:

  • рассмотреть картинки (зрительный канал)
  • включить шум дождя и голоса улетающих перелётных птиц (слуховой канал)
  • понюхать опавшие прелые листья (канал обоняние)
  • подержать в руках жёлуди, разноцветные листья (подключить канал осязания)
  • сделать осенние зарисовки по теме – паспарту, обвести и раскрасить листья, сюжетную картинку с дождём и т.д.

Подбирая и подключая ощущения на занятии, следует, всё же с осторожностью подходить к вкусовому и обонятельному ощущению, поскольку сейчас много детей-аллергиков и, например, тот же запах прелой листвы или проба мёда на вкус может привести к приступу астмы или усилению аллергии.

5. В дошкольном возрасте большую роль играют эмоциональные ощущения. Многие учёные отмечают феноменальную память двух- и трёхлетних детей, когда они с первого раза запоминают сказку буквально дословно. У них не было опыта интеллектуальной работы, как и не было тренировок, но при этом результаты запоминания потрясающие! Почему? Дети полностью эмоционально включаются в сказку. У дошкольников эмоциональные ощущения «работают на полную катушку» как ни в каком другом возрасте. Эту особенность надо обязательно использовать на занятиях. Построение занятия в виде сказки, игры, эмоциональность педагога – всё это будет способствовать лучшему запоминанию материала. Мы не ищем все буквы «П» на рисунке, а помогаем собрать все кирпичики для строительства дома гномика, не просто лепим шарик, а «печём» колобки для всех героев сказки «Колобок» и т.д.

6. Положительная мотивация к деятельности способствует лучшему запоминанию. Здесь мы подробно останавливаться не будем. Практически всем известно, что мотивация – это один из трёх китов, на которых стоит успешный результат деятельности. Без положительной мотивации быстрого успеха нельзя достичь никакими путями. Поэтому наша задача – построить занятия таким образом, чтобы дети любого возраста заходили в рабочую комнату центра с великим нетерпением, с ожиданием увлекательной деятельности, чтобы выполняли задания осмысленно.

7. Установка на запоминание увеличивает мощность памяти. Установка – команда на запоминание. Без установки запоминание может вовсе не происходить. Неправильная установка препятствует запоминанию. Как применить данное правило на занятии? Очень просто. Например, занятие у трёхлеток строим по сюжету сказки «Репка», обязательно знакомясь с героями сказки. Малышам мы даём героев и просим выставить их в определённой последовательности, как они тянули репку.

- Ребята, давайте наших героев поставим правильно. Кто стоит первый у репки?

- Кого позвал дедка? И т.д.

Дети выставляют всех героев. А вот теперь следует установка:

- Давайте запомним всех наших друзей-зверушек(это установка!), кто помогал тянуть репку, а то они так и норовят разбежаться.

Дети проговаривают (могут полаять, помяукать, попищать).

Далее инструктор разыгрывает ситуацию, что собачка Жучка, кошка Мурка и мышка всё же убежали в лес и спрятались там среди других зверей. Выдаются либо раздаточные листы с нарисованными 6-7 зверятами, среди которых «убежавшие», либо 6-7 игрушек. Надо вспомнить, кто же помогал дедке, бабке и внучке тянуть репку и тогда репка будет «вытянута».

Наличие установки на запоминание для детей дошкольного возраста обязательно! Например, перед ощупыванием надо будет запомнить все круглые предметы, или, рассматривая картинку, запомнить, кто из зверушек что ест, при изучении букв даём установку на запоминание именно конкретной буквы и т.д. Таким образом, мы направляем восприятие детей и делаем запоминание целенаправленным. Мы должны научить детей не просто запоминать, но и ставить себе правильную установку.

8. Ассоциации способствуют запоминанию. Ассоциация – это связь. Чем старше становится ребёнок, тем больше у него может быть ассоциаций. Установлению ассоциаций помогают образы и ощущения. Например, при изучении английского языка, не нужно заставлять детей запоминать английское слово как перевод родного слова. Необходимо ассоциировать английское слово непосредственно с соответствующим образом. Вот здесь-то на занятии пригодятся муляжи, которые можно взять в руку и картинки, которые кодируют образ предмета в изображении. Надо дать ребёнку в руку муляж яблока и сказать «Apple». Таким образом, мы связываем понятие «яблоко» со словом «Apple». Данное правило требует, чтобы мы у совсем маленьких детей интенсивно формировали различные образы и ощущения, которые потом, в более старшем возрасте, вступят в ассоциативные связи при запоминании. Там где можно потрогать конкретный предмет, надо дать его потрогать, а не показывать картинку (различные овощи, предметы обихода и т.д.). Если предмет показать невозможно, то надо обязательно показать картинку, иллюстрацию и по возможности подкрепить её слуховыми или какими-то другими ощущениями (картинки домашних животных и аудиодиск со звуками, которые они издают; либо показываем Арктику на глобусе и даём подержать в руках кусочек льда).

9. Оптимальный режим работы способствует эффективному запоминанию.

Не будем вдаваться в подробности, но учёные установили, что построение деятельности в таком режиме: лёгкая работа – отдых – трудная работа – лёгкая работа – отдых – трудная работа и т.д., способствует высокой производительности любого труда в любом возрасте. Именно в такой последовательности и стоит выстраивать задания на каждом развивающем занятии, независимо от возраста детей.

10. Память просит кислород! (инструкторам на заметку!) Процесс запоминания всецело зависит от работы мозга, а высокая активность и работоспособность мозга обеспечивается достаточным количеством кислорода в крови. Здесь ещё проще – обязательно хорошо проветриваем помещение между занятиями и следим за температурой воздуха в помещении, не допуская перегрева воздуха.

Таким образом, я выделила 10 особенностей памяти, которые необходимо учитывать при конструировании конспектов ваших игротек!

 



2015-11-11 432 Обсуждений (0)
особенностей памяти, которые влияют на качество занятий в детском продюсерском центре 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: особенностей памяти, которые влияют на качество занятий в детском продюсерском центре

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (432)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)