Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ



2015-11-11 420 Обсуждений (0)
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 8. Мышление и речь.

Характеристика мышления как психического процесса

Умственные действия и операции

Формы мышления

Характеристика речи

Речевые процессы

Мышление- психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. В отличие от непосредственного отражения в ощущениях и восприятии мышление опосредовано системой различных знаков, выработанных человечеством. Средством опосредования и обобщения является язык.

Язык - это система условных символов, относительно независимых от индивида, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык можно понимать как систему, в которой кодировано восприятие мира, как культуру данного народа. Речевой язык (естественный — русский, английский и пр.) - это средство общения и интеллектуальной деятельности человека.

Язык- это система знаков естественного (речевого) языка и научных языков (математический, химический, компьютерный и т.д.), языка дорожных знаков и пр. Различные системы знаков фиксируют информацию и хранят ее в сокращенной компактной форме для дальнейшего использования. Проблема использования различных языков всегда интересовала ученых. Это выразилось в том, что появилась отрасль науки - семиотика (наука о знаках), а вслед за ней — и психосемиотика (наука об употреблении знаков человеком). Одним из создателей психосемиотики в отечественной психологии можно назвать доктора психологических наук, профессора Михаила ВикторовичаГамезо.

Единицей языка является слово,предметное содержание которого называют значениемслова. В значении слова выражается исторический опыт всего человечества. Слово может иметь несколько значений. Подходящее по контексту значение слова — его смысл.Смысл же слова устанавливается по контексту, идет ли речь о растениях, зубах или составе слова и т.д.

Единица мысли - это значение слова, его смысл. Находить значения и смыслы слов человек научается в процессе жизни в общении, обучении и воспитании. Слова и мысли взаимосвязаны. Чем глубже мысль, тем точнее слово.

Речь - это процесс пользования естественным языком.

Мышление- процесс познания, который связан с открытием субъективно нового знания, решением задач, с творческим преобразованием действительности. Поэтому в психологии мышление рассматривается и изучается как психический процесс и как процесс решения задач. Мышление включено во все виды деятельности человека (труд, познание, общение, игру) и связано со всеми личностными особенностями человека (мотивацией, эмоциями, волей, способностями и пр.). Мышление считается высшим познавательным процессом.

Мышление как психический процесс совершается в умственных (мыслительных) действиях и операциях.

Умственные действия - это разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, это действия с образами, представлениями и понятиями. Например, действие доказательства, подведение под понятие, классификации и пр. (Н.Ф. Талызина). Умственное действие всегда осознанно, так как осознается его цель. Экспериментально установлено также, что в умственные действия обязательно включены моторные, двигательные компоненты. Умственные действия состоят из простейших мыслительных операций. Известно конечное число таких операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация. Ведущими являются анализ и синтез. В процессе умственной деятельности мыслительные операции протекают неосознанно, хотя при желании человек может их осознавать.

Мыслительные операции

Анализ- мыслительная операция разделения предметов и явлений на части.

Синтез - мыслительная операция объединения частей или свойств предмета в единое целое. Например, когда мы говорим «яблоко», то это слово объединяет все его признаки: фрукт, круглый, определенного цвета, запаха, вкуса и пр.

Сравнение - мыслительная операция сопоставления предметов и явлений между собой, нахождения сходства и различий между ними. Сравнивать объекты следует по одному основанию. Например, сравним ощущение и восприятие. Различия: ощущение - процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а восприятие - отражение предметов и явлений в целом; сходство: оба психические процессы отражения и действуют в момент воздействия раздражителя на органы чувств.

Обобщение - мыслительная операция объединения предметов и явлений в группы по их общим и существенным признакам. Например, ощущения, восприятия, память, внимание, мышление, речь, воображение можно объединить в группу познавательных процессов по их существенному признаку: все они служат для познания окружающего мира.

Абстракция (отвлечение) - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и одновременном отвлечении от несущественных. Это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Например, когда мы говорим, что пианино, скрипка и флейта - музыкальные инструменты, мы отвлекаемся, абстрагируемся от того, что все они имеют разную форму и размеры (как бы забываем об этом на время).

Конкретизация - мыслительная операция, противоположная абстракции. Это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Например, конкретизировать понятие «психика» - значит назвать конкретный пример психики, положим, мышление, или способности, или мотивы и т.д.

Формы мышления

Мышление предметно-действенное (наглядно-действенное) — форма мышления, опирающаяся на непосредственное восприятие предметов и действия с ними. В этом мышлении субъект выполняет мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др.) в действии, работают руки и глаза. Такое мышление типично для дошкольного возраста (собирает и разбирает пирамидку, машинку). «Поле зрения» ребенка совпадает с полем его действий. Это наиболее элементарная форма мышления, возникающая и использующаяся взрослым человеком в практической деятельности. Предметно-дей твенное мышление является основой формирования более сложных форм мышления.

Мышление наглядно-образное - форма мышления, которая осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. В этом процессе человек привязан к действительности, а необходимые для мышления образы он черпает из кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления доминирует у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Мышление словесно-логическое (понятийное)- это мышление с опорой на понятия, которые отражают общее, сущность предметов и выражаются в словах, предложениях или других знаках. В этой форме мышления человек использует понятия, суждения и умозаключения, из которых строятся различные рассуждения.

Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства ряда однородных предметов или явлений. Понятие выражается в значении слова и не является наглядным. В них люди фиксируют результаты опыта и познания. Понятия (житейские и научные) усваиваются в процессе жизни, в процессах обучения и воспитания. Например: ложка, психика и др.

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями. Суждения - результат опыта многих поколений, а не практического опыта индивида. Это позволяет получать суждения логическим путем. Суждения разнообразны (общие и частные, истинные и ложные).

Например: общее суждение - «Все студенты учатся»;

частное - «Студент И. опоздал на лекцию»;

истинное -«Завтра будет новый день»,

ложное - «Лучше запоминается середина ряда».

Суждения приобретаются и усваиваются в процессе умственного развития, а не присущи человеку от рождения.

Умозаключение- форма мышления, представляющая собой формирование новых суждений на основе имеющихся. Это связь двух суждений, из которых одно - условие (посылка), а другое — заключение (следствие). Умозаключение позволяет решать проблемы, не имея непосредственной чувственной информации. Например: «Если идет снег, значит, холодно».

Рассуждение- ряд суждений, направленных на установление выводов (следствий) из известных положений (посылок). Рассуждения могут быть двух видов: индуктивные и дедуктивные. Рассуждение индуктивное (индукция) - это такое рассуждение, при котором на основе ряда частных суждений (посылок) можно получить общее суждение (вывод).

Рассуждение (дедукция) - это распространение общего положения на частные случаи

Мышление как процесс решения задач.В современной когнитивной психологии обычно выделяют два этапа в процессе мышления: этап создания модели проблемной ситуации и этап оперирования с этой моделью, поиск решения в проблемном пространстве. При построении модели проблемной ситуации участвуют структуры и схемы знания из долговременной памяти и используются для создания новой модели. Поиск решения в проблемном пространстве идет не по принципу выбора альтернатив, а на основе строго определенного, непрерывного прогнозирования искомого. Наиболее осмысленные варианты, позволяющие отбирать наиболее удачные способы решения, называют «эвристиками». Процесс решения задач (на примере шахматных) был представлен лауреатом Нобелевской премии психологом Г. Саймоном (1960 г.). В отечественной психологии мышление как процесс решения задач изучался рядом ученых: Я.А. Пономаревым, А.В. Брушлинским и др.

ФУНКЦИИ МЫШЛЕНИЯ

Мышление выполняет сложную регулятивную функцию в психике человека, которая включает: 1) понимание - это (в общепринятом смысле) своеобразный результат мыслительной деятельности. - раскрытие сущности предметов и явлений, их предназначение, а также связи между ними; 2) решение проблем, задач; 3) целеобразование — порождение новых целей, программ поведения и деятельности; 4) рефлексии(лат. reflexio - отражение)- обращенность познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, психические качества и состояния; осознание субъектом своих внутренних действий.

Классификация мышления:

1) По характеру решаемых задач:- теоретическое и практическое;

2) По степени развернутости и осознанности:- дискурсивное и интуитивное;

3) По степени новизны и оригинальности:- репродуктивное и продуктивное (творческое);

4) по числу участников:- индивидуальное и коллективное.

 

Соотношение понятий "мышление" и "интеллект"

Мышление и интеллект - близкие по содержанию термины. Родство их становится еще яснее, если перейти на обыденную речь. В этом случае интеллекту будет соответствовать слово "ум". Мы говорим "умный человек", обозначая этим индивидуальные особенности интеллекта. Мы можем также сказать, что "ум ребенка с возрастом развивается", - этим передается проблематика развития интеллекта. Термину "мышление" мы можем поставить в соответствие слово "обдумывание". Слово "ум" выражает свойство, способность, а "обдумывание" - процесс. Таким образом, оба термина выражают различные стороны одного и того же явления. Человек, наделенный интеллектом, способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект - это способность к мышлению, а мышление - процесс реализации интеллекта.

 

Речь

Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Многозначность речи выражается в неоднозначности ее определений. Речь возникла как средство общения, а затем и как средство мышления в практической деятельности человека Речь можно определить как процесс пользования специальной системой знаков - языком (естественным).

Речь - 1) исторически сложившаяся форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать ее из прошлого и передавать в будущее; 2) это специфически человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств; 3) процесс общения людей посредством языка; 4) система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации; 5) это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков; 6) процесс общения людей посредством языка; часто рассматривается как особый вид деятельности; 7) процесс пользования естественным языком.

Общение- взаимодействие двух или более людей, включающее обмен между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Язык - система условных символов, относительно независимых от индивида, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык можно понимать как систему, в которой кодировано восприятие мира, как культуру данного народа. Речевой язык (естественный - русский, английский и пр.)- это средство общения и интеллектуальной деятельности человека.

Знак - материальный, чувственно воспринимаемый предмет, явление или действие, выступающие в процессе познания и общения в качестве другого предмета или явления и используемые для получения, хранения, преобразования и передачи информации.

ФУНКЦИИ

Речь выполняет ряд важных для человека функций: 1) коммуникативную(осуществляет прием и передачу информации междулюдьми). Эта функция речи является интегральной, обобщающей, поскольку речь вообще имеет смысл только в общении; 2) мнестическую(с помощью речи информация переводится в кратковременную и долговременную память); 3) экспрессивную,отражающую отношение человека к событиям действительности, оценку этих событий и собственное эмоциональное состояние; 4) интеллектуальную,которая дает возможность осуществить главнейшее назначение речи - быть орудием мышления; 5) регулятивную(участвует в регуляции психических процессов, поведения и деятельности).

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

Речевой процесс базируется на работе первой и второй сигнальных систем (И.П. Павлов). Если первая сигнальная система условно-рефлекторно реагирует на раздражители через непосредственное восприятие условных раздражителей, то вторая сигнальная система обеспечивает реагирование на сигнальное значение при замене конкретного раздражителя словом, обозначающим его. Управляющие речью отделы сосредоточены в левом полушарии головного мозга, которое иногда называют речевым. При различных поражениях левого полушария человек теряет возможность говорить, читать, писать и пр. В левом полушарии находятся специальные зоны, ответственные за: моторные функции речи - центр французского хирурга Брока; сенсорные функции - центр немецкого нейрохирурга Вернике; исполнительные (артикуляционный отдел). Речь человека возникла и развилась на основе слуховой системы. При отсутствии слуха человек становится немым.

РЕЧЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ

Видовая классификация речевых процессов связана с их модальностью и степенью активности информанта.

Слушание.Длительное вслушивание в сменяющие друг друга звуковые обозначения приводит к умению дифференцировать их между собой, узнавать, соотносить с ними объекты и явления мира. Конечная цель слушания - это понимание речи даже в условиях помех. Для хорошего понимания речи очень важна собственная позиция слушателя: внимание, заинтересованность и пр. Экспериментально подсчитано, что потери информации составляют 70-80%.

Говорение.Говорение занимает 30% речевого времени и вместе с аудированием на 3 / 4 закрывает собой все речевые процессы. Речь - продукт социального развития. Человек научается говорить точно, правильно, логически связно, выразительно и т. д.

Аудирование.Ведущим видом речи является аудирование. В нем заметно проявляется эмоциональное состояние и отношение к теме разговора. Через акустический речевой канал идет большой поток информации, зачастую более ценной, чем через зрительный. Бывает гораздо важнее не то, что сказано, а как сказано, каким тоном голоса, с каким акцентом и паузами.

Письмо.Письменная речь слабее всего представлена в общей структуре речевых процессов, так как обилие технических устройств типа клавиатурного ввода информации или электронных приспособлений делает сам графический процесс трудоемким, старомодным и непопулярным. Тем не менее по письму можно многое узнать о пишущем, особенно когда навыки письменной речи уже сформировались. Психологическими показателями могут быть расположение текста на странице, наличие полей, размер букв, их конфигурация, наклон букв, степень нажима, тщательность выполнения мелких деталей, относительные размеры прописных и строчных букв, характер соединения букв между собой. Психографические свойства, как и говорение, очень подвержены разнообразным эмоциональным изменениям.

Чтение.Из зрительных модальностей речи более распространена ее пассивная форма - чтение. Эта форма относится к поздней и не во всех странах достаточно развита, Направленность чтения может быть самой разнообразной - от поверхностного просмотра текстов до углубленного многократного изучения. Читабельность (легкость усвоения и понимание текста) зависит от длины предложений, слов, частоты их встречаемости, степени абстрактности и пр. Существует некоторый диапазон скоростей чтения: низкая - 200 слов в мин., средняя - 250-300, высокая - 300-450 слов в мин. Существуют приемы, ускоряющие чтение

Аудирование - слушание, слуховое восприятие.

Виды речи:

1.Речь внешняя - речь, связанная с процессом общения, обмена информацией. Это устная и письменная речь.

2.Речь внутренняя - особый вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматическипротекающими процессами перевода мысли в слово и обратно. Это речь, прежде всего связанная с обеспечением процесса мышления. Внутренняя речь - это процесс преобразования мыслей до оформления их в устной и письменной форме. Эта речь сильно сокращена, отрывочна, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения.

3.Речь эгоцентрическая - речевая деятельность, сопровождающая игру ребенка-дошкольника и обращенная к самому себе. Представляет собой промежуточное звено в переходе от внешней речи к внутренней. Иногда при ослабленном самоконтроле этот феномен свойствен и взрослым, особенно пожилым людям.

Речь монологическая - речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют (доклад, лекция, выступление на собрании и т. п.). Эта речь более развернута и организованна (обычно заранее спланирована), в ней мало используется внеязыковая информация, которая возникает в разговорной ситуации.

Речь диалогическая - речь двух или нескольких собеседников, которые меняются ролями, то есть переменно бывают относительно активными или пассивными собеседниками. Эта речь недостаточно организована грамматически и синтаксически, поскольку осуществляется при помощи простых языковых конструкций, которые обусловлены контекстом, предыдущими высказываниями.

Речъ устная-звуковая речь, которая воспринимается другими на слух.

Речь письменная - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Это разновидность монологической речи. Письменная речь осуществляется без непосредственного контакта с собеседником, из ее содержания исключаются интонации, мимика и жесты и т.д., а потому и содержание, и свое отношение к нему нужно выражать на бумаге в словесной форме в развернутом виде. Отсюда эта речь всегда более сложная по сравнению с устной.

Речь жестовая - способ общения людей, лишенных слуха, при помощи системы жестов.

Речь сенсорная - это понимание смысла речи на основе сенсорной информации.

Экспрессия - выразительность; сила проявления чувств.

Речь экспрессивная - эмоционально окрашенная речь.

Речь не существует вне языка. Речь рассматривается и как языковая деятельность. С ее помощью можно обеспечить общение, решение мнемических, мыслительных,учебных и других задач.

 



2015-11-11 420 Обсуждений (0)
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (420)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)