Главные черты отличия психики животных от сознания человека
психика животное человек познавательный История развития человека - качественно новая ступень, которая коренным образом отличается от предшествующего пути биологического развития животных. В настоящее время можно считать установленным, что род человеческий зародился в восточной Африке. В результате геологического катаклизма восточная часть этой области, представлявшая собой лесистое высокое плато, опустилась. Это событие разделило наших предков на две группы. Члены группы, которые остались на возвышенности, продолжали вести древесный образ жизни, а их потомки - это наши ближайшие родичи, шимпанзе и гориллы. Таким образом, мутанты, способные передвигаться в вертикальном положении, смогли адаптироваться к происшедшему изменению среды. Вертикальное положение тела оказалось существенной предпосылкой возникновения человека, так как приводило к расширению кругозора, усложнению функций передних и задних конечностей - это в свою очередь приводило к развитию мозга. Произошло появление новых потребностей. Кроме пищевой, оборонительной, половой зарождается потребность в ориентировочно-поисковой деятельности. Эта потребность знаменует собой зарождение познавательного отношения к действительности, которое характерно только для человека. Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой животного. Сознание, как и психика в целом, является процессом отражения, но этот процесс на уровне сознания совершается значительно сложнее. Для сознания характерен ряд специфических свойств, которые не наблюдаются в психике животных: у человека отражение окружающего мира различно на разных этапах исторического развития. Процесс отражения окружающего мира не остается неизменным. Меняется возраст, приобретается опыт, изменяются взгляды на жизнь. У животных тоже происходят подобные изменения, но они касаются одной особи, а человек может присвоить общественно-исторический опыт всего человечества. У людей так же отличаются разные этапы познания, к этому относится процесс перехода от незнания к знанию, от чувственного познания к логическому. Единство исторического и онтогенетического в отражении человеком окружающего мира являются одной из главных черт, отличающей сознание человека от психики животных. Психическое отражение обеспечивает животным приспособление к внешним условиям, но они могут лишь использовать то, что дает природа. Активное же человеческое сознание дает возможность преобразовывать действительность. “Сознание человека - не только отражает объективный мир, но и творит его”, - писал Ленин. Еще одна отличительная черта психической деятельности человека - передача общественного опыта. И животное и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного типа раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт. Общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения. Психические функции человека качественно меняются благодаря овладению отдельным субъектом орудиями культурного развития человека. У человека развиваются высшие, собственно человеческие, функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление). Отражение действительности присуще и животным, и человеку. Но оно обеспечивает животным лишь регуляцию поведения с целью приспособления к окружающему миру, и в борьбе за существование выживают те животные, которые успешно приспособились к внешним условиям. А для человека отражение мира является процессом познания мира в его существенных связях и отношениях. Обобщение накапливаемого опыта в слове, сравнивая прошлое и настоящее, человек устанавливает причинно-следственные связи, а, зная их, он может предвидеть будущее, прогнозировать его - в этом проявляется еще одно отличие психики животного от сознания человека. Важное отличие сознания человека от психики животных заключается и в наличии самосознания, то есть способности познавать не только внешний мир, но и самого себя, свои типичные и индивидуальные особенности. Это открывает возможность совершенствования самого себя, самоконтроля и самовоспитания. Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи. Анализ развития психики позволяет нам говорить о биологических предпосылках возникновения сознания. Безусловно, предок человека обладал способностью к предметно-действенному мышлению, мог образовывать множество ассоциаций. Предчеловек, обладая конечностью типа руки, мог создавать элементарные орудия и использовать их в конкретной ситуации. Все это мы находим и у современных человекообразных обезьян. Однако нельзя вывести сознание непосредственно из эволюции животных: человек - продукт общественных отношений. Биологической предпосылкой общественных отношений было стадо. Предки человека жили стадами, что позволяло всем особям наилучшим образом защищаться от врагов, оказывать взаимопомощь друг другу. Фактором, влияющим на превращении обезьяны в человека, стада - в общество, была трудовая деятельность т.е. такая деятельность, которая совершается людьми при совместном изготовлении и употреблении орудий. Отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Энгельс отмечал, что нашим отдаленным предком была высокоразвитая древняя порода обезьян. Изменившийся образ жизни обезьян обусловил новый способ их передвижения - по поверхности земли, при которой они постепенно перестали пользоваться для этой цели руками и стали усваивать прямую походку. Руки, освободившись от передвижения, стали специализироваться на трудовых операциях. Первоначально рука человека мало чем отличалась от руки обезьяны и могла выполнять только примитивные действия - орудовать палкой, камнем. В дальнейшем рука постепенно совершенствовалась, приспособляясь к более сложным функциям, к трудовому процессу. “Труд создал самого человека, - говорил Энгельс, - … но процесс труда начинается только при изготовлении орудий”. Некоторые предпосылки этого процесса уже имеются у высших животных. Например, обезьяна может использовать палку, что бы сбить фрукты с дерева, слон отламывает ветку и сгоняет ею насекомых с тела. Но животные используют палку случайно и эпизодически, поэтому они не изготовляют своих орудий и не хранят их на будущее. Животное создает орудие в конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестанет существовать как орудие для обезьяны. Таким образом, животные не живут в мире постоянных вещей. Кроме того, орудийная деятельность животных никогда не совершается коллективно - в лучшем случае обезьяны могут наблюдать деятельность своего собрата. В отличие от животного человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Он живет в мире относительно постоянных вещей. Человек, используя орудия труда, осознает и понимает их назначение, поэтому при их изготовлении, обдумывают из какого материала, и какой формы оно должно быть изготовлено. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми. Он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям. Именно изготовление орудий труда и является показателем появления человека. С момента изготовления орудий труда стали складываться иные отношения между людьми. Каждое новое поколение людей получает готовые орудия труда и опыт по их изготовлению, поэтому люди наследуют не только биологические признаки, но и социально-исторический опыт, накапливаемый и сохраняемый, прежде всего, в орудиях и средствах производства материальных благ. Что бы передавать опыт из поколения в поколения, нужно общаться, поэтому в результате эволюции неразвитая гортань обезьяны медленно преобразовывалась для произнесения членораздельных звуков. У человека появляются центры речи, складывается звуковой язык - средство общения между людьми. У животных нет языка и членораздельной обобщенной речи. Общение животных выражается нередко в том, что одно животное действует на других с помощью звуков голоса. Внешнее сходство с человеческой речью, конечно, можно увидеть, но если посмотреть на эту проблему изнутри, то увидим принципиальные различия. Человек выражает в своей речи объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь. А животные, реагируя на голосовой сигнал другого животного, отвечают не на то, что объективно означает данный голосовой сигнал, а отвечают на сам этот сигнал, который приобрел для них определенный биологический смысл. Различные звуки, испускаемые дельфином, представляют собой систему простых сигналов, передающих чувство страха, боли, сигнализирующих о пище, бедствии, поисках особей противоположного пола. Попугай благодаря особому устройству ротовой полости способен подражать звукам, но он в отличие от человека не понимает то, о чем говорит. Тревожный крик птицы - это инстинктивная реакция на опасность. Исследователи провели такой эксперимент. Поймали цыпленка и насильно удерживали его, он начинал биться и пищать, его писк привлекал наседку, и она устремляется по направлению к этому звуку. Во второй части эксперимента привязанного цыпленка, который продолжал пищать, накрыли толстым стеклянным колпаком, заглушающим звуки. Наседка, видя цыпленка, но, не слыша его криков, перестала проявлять по отношению к нему какую-либо активность. Таким образом, можно сделать вывод о том, что курица реагирует не на то, что объективно значит крик цыпленка, а реагирует на звук крика. Можно сделать вывод о том, голосовое поведение животных является их инстинктивной деятельностью. Ни в какое сравнение не идет "язык" животных и язык человека. В то время как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества. Он может получить знания о таких явлениях, с которыми лично никогда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений. Разница в "языке" животных и языке человека определяет различие и в мышлении. Это объясняется тем, что каждая отдельная психическая функция развивается во взаимодействии с другими функциями. Многими экспериментами исследователей было показано, что высшим животным свойственно лишь практическое мышление. Только в процессе ориентировочного манипулирования обезьяна способна разрешить ту или иную ситуативную задачу. Абстрактные способы мышления еще не наблюдал у обезьян ни один исследователь. Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее. Животное - раб непосредственно воспринимаемой ситуации. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией. Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно. Это существенное отличие психики человека от психики животного. Развитие речи и абстрактного мышления на основе второй сигнальной системы есть то качественно новое, что отличает человека от высших животных. Это позволяет человеку предварительно обдумывать, планировать свои действия, сознательно ставить перед собой цели, достигать их, мысленно заранее представляя себе резу.
Мозг и сознание. Вопрос о взаимоотношениях мозга и сознания в силу его чрезвычайной сложности нельзя рассмотреть в небольшом разделе. Здесь можно будет только набросать общую перспективу, содержащую в себе данную проблему и тот круг вопросов, с которыми она соприкасается, для того чтобы сделать более понятными место и роль в сознательной деятельности человека описываемых далее отдельных психических процессов. 11. Психика и сознание – структурно и функционально сложные образования. Психика включает в себя сознание (как ведущую часть), подсознание и бессознательное (связь с внутренними органами). Сознание, в свою очередь, полиструктурно, его компоненты: внимание (сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо объекте), различные виды памяти, воля (саморегуляция деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели), абстрактное и конкретное мышление (оперирование понятиями и создание образов), эмоции (непосредственное пристрастное переживание смысла явлений и ситуаций), чувства (одна из основных форм переживания стабильно мотивированных и значимых явлений), интуиция (знание, возникающее без осознания путей и условий его получения) Бессознательное как проблема философского исследования, его структура и свойства, проблематика в психоанализе. Виды неосознанных действий. Развитие философии бессознательного З. Фрейдом и К. Юнгом. Место бессознательного в позиции и деятельности человека. 12. вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному, решение к-рого предопределяет поляризацию философских учений, их принадлежность к одному из двух гл. направлений в философии — материализму или идеализму. Формировался исторически, четко поставлен лишь в новое время. Гносеологическая необходимость его постановки заложена в реальном отношении человека к внешнему миру: любой элементарный акт человеческого познания и поведения предполагает разграничение субъективного и объективного, сознания и осознаваемых вещей. Т. обр., О. в. ф. вырастает из повседневной жизни людей, практики, познания. Вопрос о первичности материи (или духа, как полагают идеалисты) образует первую, онтологическую (Онтология) сторону О. в. ф. Второй, гносеологической его стороной является вопрос о познаваемости мира, о том, “можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности…” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 21. С. 283). Большинство философов (в т. ч. совр.) считают мир познаваемым. Это значит, что противоположность между материализмом и идеализмом в рамках второй стороны О. в. ф. выявляется лишь путем анализа материалистического и идеалистического истолкования принципа познаваемости мира. Материалисты характеризуют познание как адекватное отражение предметов в сознании познающего субъекта. Идеалисты (если они признают познаваемость мира) отождествляют познаваемую реальность с духом. 13мСубъект и объект познания Стремясь понять специфику и структуру знаний, мы сразу же обнаруживаем, что существуют различные типы знаний. Мы знаем, например, что такое автомобиль, что такое алгоритм, знаем, как поджарить бифштекс, зачем стоматологу бормашина. В первых двух случаях это знание об объектах: материальном - автомобиле и идеальном - математической функции. В третьем случае речь идет о действии приготовления пищи. В четвертом - о полезном свойстве вещи. Особый тип знаний составляют проблемы или задачи, то есть знания о неизвестном. Они обычно выражаются в форме вопросов и предписаний. Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний. Знания - важнейшее средство преобразования действительности. Они представляют собой динамическую, быстро развивающуюся систему, рост которой в современных условиях по темпам опережает рост любой другой системы. Использование знаний в практической преобразовательной деятельности людей предполагает наличие особой группы правил, показывающих, каким образом, в каких ситуациях, с помощью каких средств и для достижения каких целей могут применяться те или иные знания. 14 Чувственное восприятие человеком конкретных, отдельных явлений, событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере, насколько полно содержание понятий освоено данным человеком. Следовательно, речь идет о зависимости чувственного опыта и восприятия от языка, от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической и познавательной деятельности. Однако эта зависимость отнюдь не является односторонней. Само понятие есть результат исторического опыта человечества в целом или исторического опыта тех или иных общностей людей, социальных групп. Усвоение конкретными людьми или определенными поколениями людей уже существующих понятий, роль этих понятий в их сознании и деятельности - все это фактически зависит от непосредственного контакта людей с объективной реальностью. В ходе таких контактов понятия, идеи получают многократную и многостороннюю проверку, обогащаются содержанием, а в случае необходимости наполняются новым смыслом. Восприятие - целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2274)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |