Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СТАНОВЛЕНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ



2015-11-11 1707 Обсуждений (0)
СТАНОВЛЕНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Бизюк А.П.

Основы нейропсихологии

 

ББК 88.48 Б59

Печатается по решению Ученого Совета

Института специальной педагогики и психологии

Международного университета семьи и ребенка имени Р. Валленберга

БизюкА. П.

Б59 Основы нейропсихологии: Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. — 293 с.

ISBN 5-9268-0388-8

Данное учебное пособие составлено по материалам известных руководств по неврологии, публикациям ведущих специалистов в области нейропсихологии и смежных дисциплин. Оно соответствует программе для студентов университетов и институтов по специальности 031900 «Специальная психология», разработанной в Институте специальной педагогики и психологии, и предназначено для самостоятельной подготовки по соответствующему разделу указанной дисциплины. Кроме того, пособие может быть полезным для студентов, специализирующихся в области специальной психологии, логопедии, а также для слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации по этим специальностям.

ББК 88.48

© А. П. Бизюк,2005 © Издательство «Речь», 2005 © Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени Р. Валленберга ISBN 5-9268-0388-8© п- в- Борозенец, обложка, 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............................................................................................................7

Глава 1

СТАНОВЛЕНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ ............................9

Глава 2

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВЫСШИХ

ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ......................................................................23

2.1. Нейрон и его функции .............................................................................23

2.2. Основные анатомические структуры мозга.............................................26

2.3. Структурный фило- и онтогенез мозга человека....................................42

Глава 3

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА..50

3.1. Морфо-физиологическая обусловленность психических явлений.......50

3.2. Теория развития высших психических функций

по Л. С. Выготскому.................................................................................52

3.3. Теория функциональных систем и акцептора действия по

П. К. Анохину...........................................................................................54

3.4. Гетерохронность морфогенеза и функционального развития мозга......58

3.5. Системные принципы работы мозга.......................................................63

3.6. Функциональные блоки мозга.................................................................68

3.7. Понятие нейропсихологического фактора и синдрома..........................78

3.8. Причины нарушений ВПФ......................................................................86

3.9. Специфика очаговых поражений мозга у детей......................................88

Глава 4

СЕНСОРНЫЕ И ГНОСТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА.............................93

4.1. Общие принципы работы анализаторных систем...................................93

4.2. Зрительный анализатор, его сенсорные расстройства............................98

4.3. Зрительные агнозии................................................................................103

 

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

4.4. Слуховой анализатор, его сенсорные и гностические расстройства.... 110

4.5. Кожно-кинестетический анализатор, его сенсорные и гностические расстройства............................................................................................115

4.5.1. Структура кожно-кинестетического анализатора.......................115

4.5.2. Болевые ощущения.......................................................................118

4.5.3. Сенсорные и гностические расстройства кожно-кинестетического анализатора......................................................................121

4.6. Обонятельный и вкусовой анализаторы................................................126

4.7. Нейропсихология времени.....................................................................134

Глава 5

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ

ПОВЕДЕНИЕМ............................................................................................144

5.1. Произвольность регуляции высших психических функций................144

5.2. Произвольные движения, механизмы и закономерности их

организации............................................................................................145

Субкортикальные уровни.......................................................................147

Кортикальные уровни............................................................................148

5.3. Морфофункциональные мозговые системы произвольных

и непроизвольных движений.................................................................150

5.4. Апраксин и их классификация...............................................................156

Глава 6

ПРОБЛЕМА РЕЧИ В НЕЙРОПСИХОЛОГИИ..........................................162

6.1. Речь и ее нарушения, афазии.................................................................162

6.2. Нарушения речи при поражениях правого полушария........................180

6.3. Проблема афазий у левшей....................................................................182

Глава 7

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПОЛИМОДАЛЬНОГО

ГЕНЕЗА..........................................................................................................186

7.1. Аграфия...................................................................................................186-

7.2. Алексия....................................................................................................190

7.3. Акалькулия..............................................................................................192

Глава 8

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ

И ЕЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА ... 196

8.1. Функциональная структура памяти.......................................................196

8.2. Неспецифические и специфические расстройства памяти..................201

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 9

ВНИМАНИЕ, ЕГО НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ

РАССТРОЙСТВА..........................................................................................207

Глава 10

НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ ПРИ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА.................215

10.1. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга ..,.............215

10.2. Нарушения умственного развития при диффузных поражениях мозга......................................................................................................221

10.3. Нейропсихология старения..................................................................225

Глава 11

НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИЙ

ПРИ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА......................................................................231

Глава 12

ПРОБЛЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ В

НЕЙРОПСИХОЛОГИИ...............................................................................246

12.1. Фило- и онтогенез морфо-функциональных асимметрий

мозга человека.......................................................................................246

12.2. Проблема полушарной доминантности...............................................251

12.3. Сенсорные асимметрии........................................................................254

12.4. Гностический уровень функциональных асимметрий........................256

12.5. Проблема левшества.............................................................................265

Глава 13

ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

В НЕЙРОПСИХОЛОГИИ............................................................................271

Глава 14

МЕТОДЫ НЕИРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.............279

14.1. Общие принципы нейропсихологической диагностики....................279

14.2. Основные приемы нейропсихологической диагностики...................283

Литература.....................................................................................................292

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема соотношения мозга и психики, веками находившаяся на острие многих научных и общефилософских взглядов, до сих пор продолжает вызывать теоретический и практический интерес. Появление новых совершенных методов познания морфологии и физиологии мозга, включая молекулярный уровень исследования клеточных нейронных структур, а также развитие психологических представлений о системной организации душевной жизни человека, стратегически определили прогресс этого направления. Вместе с тем ни одна из традиционных дисциплин, существующих в рамках познания человека как продукта взаимодействия природной и социальной среды, не может самостоятельно, без интеграции всех концепций и гипотез, существующих в смежных, а порой и самых неожиданных областях, решить проблему «материи и сознания», законов их взаимодействия, формирования и созревания этого взаимодействия.

Одной из наук, сделавших своим предметом изучение детерминизма высших психических функций и их связей с различными уровнями организации самого совершенного создания природы — мозга человека, является нейропсихология. Будучи разделом психологии (клинической психологии), эта наука, опираясь на специфические формы анализа психических процессов при нарушениях различных структур мозга в результате его поражения, позволила вплотную подойти к пониманию внутренней психофизиологической сущности восприятия, эмоций, мышления, памяти, речи и т. д. Исключительно велика роль нейропсихологии в решении вопросов научно обоснованного обучения, формирования знаний, умений и навыков как применительно к здоровому, но еще только развивающемуся мозгу ребенка, так и в отношении восстановления психических функций, поврежденных на разных этапах зрелости и мозга и психики в целом. Сама динамика распада высших психических функций в контексте конкретных локализаций очага поражения является важным знанием о сложных способах организации работы мозговых структур и закономерностях функционирования психики. Особое значение этот фактор приобретает именно по отношению к мозгу ребенка, врожденные или приобретенные дефекты которого часто приводят к специфическим способам координации и причинно-следственного обусловливания различных психических образований. Эти образования отличаются по динамике от «нормальной» последовательности своего становления, своеобразно надстраиваясь над изначально заложенной гетерохронностью развития отдельных морфо-функши-ональных компонентов мозга.

ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Значение проблемы полноценного развития человека в связи с исследованиями локализации психических функций определяется тем, что учение о системной организации деятельности мозга является теоретической основой для решения важнейших вопросов педагогики, медицины и психологии. Сложность и многогранность этой проблемы требует, чтобы ее разработка проводилась во многих направлениях, синтезируя достижения всех смежных наук, учитывающих как конкретно-методическую, так и общетеоретическую специфику изучения психических явлений. В силу этого обстоятельства предметная сфера исследования связи материального органического субстрата и идеального психического несет в себе корни понятийных аппаратов, традиционно используемых в анатомии центральной нервной системы и физиологии высшей нервной деятельности, теории информации и теории систем, общей, экспериментальной и специальной психологии, психофизиологии и патологии анализаторных аппаратов, общей патопсихологии, психолингвистики, философии и ряде других областей.

С другой стороны, связь нейропсихологии с такими практически ориентированными сферами знаний, как неврология, логопедия, спецпсихология и др., помимо общетеоретического вклада в развитие науки о человеке в целом, в своей прикладной части способствует решению насущных проблем во многих областях — начиная от клинической медицины с ее дифференциально-диагностическими и реабилитационно-компенсаторными задачами и кончая вкладом в методические приемы коррекционного обучения в системах общеобразовательных и спецшкол.

Будучи относительно молодой и интенсивно развивающейся наукой, нейропсихология сегодня стоит перед решением широкого круга задач. Требует своего дальнейшего рассмотрения и анализа роль глубоких структур мозга в реализации высших и более простых психических функций; не до конца понятны механизмы, условия и границы пластичности при перестройке психофизиологических механизмов в результате локальных поражений мозга; несмотря на многочисленные работы, до конца не прояснены закономерности межполушарного взаимодействия и факторы, влияющие на полушарную «специализацию»; нельзя признать решенным такой ключевой для психологии вопрос, как проблема мозговой организации сознания и многие другие. Практически не раскрытой в нейропсихологии остается проблема индивидуально- . сти; крайне редки работы, пытающиеся объяснить механизмы формирования ценностных ориентации, этических и эстетических предпочтений; почти не уделялось внимания принципам распада психических функций при психических заболеваниях даже в тех случаях, когда в известные сроки могут быть зарегистрированы и мозговые органические изменения.

В основу данного учебного пособия была положена система взглядов, сформировавшихся преимущественно в отечественной нейропсихологии. Значительная их часть является общепризнанной, но часть, в силу сложности предмета исследования, продолжает оставаться дискуссионной и открытой для дальнейшего совершенствования.

Глава 1

СТАНОВЛЕНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

Установление взгляда на головной мозг как на орган психической деятельности можно причислить к величайшим научным открытиям человечества. Доказательства того, что душевная деятельность является проявлением функциональной активности мозга и особенно коры больших полушарий, черпаются из различных источников: из сравнительной анатомии, эмбриологии, из физиологии, антропологии, клинических наблюдений, патологической анатомии и гистологии. Исторически первые попытки решить проблему соотношения между душевными процессами и телом человека производились в рамках существующих до нашей эры философских и религиозных воззрений и на самом обобщенном уровне сводились к поиску органа, которому можно было бы приписать роль «вместилища» психики. В наиболее ранних взглядах в таком качестве выступало все тело, но позднее в Древнем Вавилоне, Египте, Китае, Индии и Греции начало разрабатываться представление о кровообращении как главном факторе телесной и психической жизни. Особую роль сыграло древнегреческое учение о пневме как особом тончайшем веществе, циркулирующем по кровеносным сосудам и выполняющем функцию носителя психики.

Направленность мышления медиков того времени преимущественно на гуморальный носитель психики вовсе не означала, что игнорировались другие органы, предположительно предназначавшиеся для выполнения душевных функций. В античной науке Востока и Греции в подобном контексте долгое время конкурировали между собой две теории — «сердцецентрическая» и «мозгоцентрическая».

Мысль о том, что мозг есть орган ощущения и мысли, принадлежит древнегреческому врачу Алкмеону из Кротоны (6 в. до н. э.), который пришел к подобному выводу в результате хирургических операций и наблюдений за поведением больных. В частности, он утверждал, что ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, которые имеют прямую связь с мозгом. Ощущения, по Алкмеону, являются исходным пунктом всей познавательной работы: «Мозг доставляет (нам) ощущения слуха, зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление

 



2015-11-11 1707 Обсуждений (0)
СТАНОВЛЕНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СТАНОВЛЕНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1707)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)