Вирусы – доклеточные (?) формы живого (?)
Вирусы – облигатные внутриклеточные генетические паразиты. Но почему в названии темы стоят знаки вопросов? 1) Принадлежность вирусов к живым системам остается дискуссионным вопросом. Его суть станет понятна, если принять следующую аналогию: а) живая клетка – компьютер, реализующий некоторый набор информационных (генетических) программ, б) вирус – информационная программа в защитной оболочке, способная работать, лишь попав в соответствующую клетку (компьютер). Стоит ли программе приписывать свойства компьютера? Вне клетки вирусы – это органические кристаллы, которым не присущи никакие атрибуты жизни (это называют «нерепликативным состоянием») – программа без компьютера не работает… 2) И второй, весьма серьёзный вопрос: правомочность использования термина «доклеточные», подразумевающего филогенетическое предшествование вирусов клеткам. На данный момент единой концепции происхождения вирусов не существует. Ряд имеющихся гипотез можно свести к трем группам: а) вирусы – крайне упрощенные прокариотические организмы, утратившие цитоплазму и плазмалемму. б) вирусы – часть генетического материала разнообразных клеток, вынесенного за их пределы («беглая НК»). в) вирусы – предшественники клеточных организмов. Очевидно, что термин «доклеточные» правомочен лишь в случае принятия последней гипотезы. Вирусы были открыты Д.И. Ивановским в 1892г. Они характеризуются следующими общими морфологическими свойствами: ■ размеры колеблются от 1,5 до 10 нм. Крупные вирусы (возбудители оспы) приближаются по размеру к небольшим бактериям, а самые мелкие (возбудители полиомиелита, энцефалита, ящура) – к крупным белковым молекулам; ■ состоят из нуклеиновой кислоты и белковой оболочки (капсида). Существуют также «вирусы с оболочкой», у которых поверх капсида имеется липидная оболочка – «обрывки» плазмалеммы клетки-хозяина (вирусы гриппа, оспы, парагриппа); ■ наследственная информация представлена молекулой либо РНК, либо ДНК (вместе не встречаются!), которые состоят из одной или двух цепочек и имеют кольцевидную (циклическую) или линейную форму; ■ капсид образован уложенными определенным образом однотипными молекулами белка (капсомерами), образующими симметричные геометрические структуры; ■ при кубической (шаровидной) симметрии нуклеиновая кислота вируса сложена в клубочек, а капсомеры расположены вокруг нее (вирус полиомиелита, ящура, аденовирус); при спиральной (палочковидной) симметрии каждый виток спирали нуклеиновой кислоты покрыт капсомерами, тесно прилегающими друг другу (вирус табачной мозайки); ■ каждый вирус может паразитировать только на определенном типе клеток (таксоноспецифичность); существуют вирусы бактерий (фаги), растений, животных, и грибов. ■ вирусы сохраняются в 2-х состояниях: - активное (репликативное) – внутри клетки-хозяина; - пассивное (нерепликативное) – вне клетки (каждый вид вируса образует кристаллы характерной формы и размера); ■ жизненный цикл вируса состоит из последовательных фаз: - адсорбция на поверхности определенной клетки-хозяина (в зависимости от наличия рецептора); - фиксация и проникновение внутрь клетки (с капсидом или без); - растворение белковой оболочки вируса при помощи ферментативной системы клетки (при проникновении с капсидом); - освобождение нуклеиновой кислоты вируса с последующим встраиванием ее в геном клетки-хозяина или сохранением автономии (без встраивания в геном). Так, например, ретровирусы являются РНК-содержащими. Их специфический фермент – РНК-зависимая ДНК-полимераза (обратная транскриптаза, ревертаза) – обеспечивает синтез на молекуле РНК вируса молекулы ДНК (обратная транскрипция), которая встраивается в хромосомную ДНК хозяина; - направление вирусом метаболизма клетки-хозяина на синтез собственных компонентов – нуклеиновой кислоты и капсомеров (репликация, транскрипция и трансляция); - сборка вирионов (композиция) (у животных – часто с участием мембраны клетки-хозяина). Выход дочерних вирусов из клетки. Сотни и тысячи вирусных частичек могут выделяться одновременно (энтеровирусы) или по мере созревания (вирус герпеса). До гибели клетки может пройти несколько циклов размножения. Иногда вирусы накапливаются в клетке-хозяине образуя кристаллоподобные скопления. Описано свыше 3000 видов вирусов, из них около 500 видов паразитируют в клетках высших растений, более 1000 видов – в клетках животных и человека. Вирусы вызывают различные заболевания: - мозаику, скручивание листьев, карликовость (у растений); - бешенство, желтую лихорадку, оспу, грипп, краснуху, СПИД, гепатит (у животных) Модель бактериофага Весьма сложное строение имеют бактериальные вирусы – бактериофаги, или коротко – фаги. Они обычно состоят из: ■ кубической головки, внутри которой расположена молекула НК, окруженная капсомерами; ■ хвостового отдела, покрытого белковым чехлом, отростки которого служат для фиксации на поверхности бактерии и растворения ее стенки. Фаги сохраняют жизнеспособность в течение нескольких поколений бактерий и используются для диагностики и лечения бактериальных заболеваний (дизентерия, тиф), а также в генной инженерии (раздел биотехнологии, позволяющий создавать организмы с нужными человеку признаками, ликвидировать наследственные «дефекты» растительных и животных организмов). Подробнее о вирусах см. 10 класс, раздел «От клетки к организму», тема «01 Вирусы и половые процессы Прокариот»
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1160)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |