МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе СКФУ
__________________________
"__" _____________ 20____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ
030301.65 Психология (специалитет)
специализация «Юридическая психология»
Квалификация (степень) выпускника
Специалист
Учебный план – 2009 уч.г.
Изучается в 9 семестре
Объем занятий: итого
|
| 140 ч.
|
В т. ч. аудиторных
|
| 70 ч.
|
Из них:
|
Лекций
|
| 22 ч.
|
Лабораторных занятий
|
| 48 ч
|
Самостоятельная работа
|
| 34 ч.
|
| Экзамен 9 семестр
|
«СОГЛАСОВАНО»:
| «РАЗРАБОТАНО»:
|
Зав. кафедрой психологии, профессор
_______________________Белых Т.В.
"____" __________ 2013 г.
Директор института образования и социальных наук,
___________________Шаповалов В.К.
"__" _____________ 2013 г.
Рассмотрено УМК института образования и социальных наук
"__" _____________ 20_____ г.
протокол ____________
Председатель УМК ________
| Зав. кафедрой психологии, профессор ________________________Белых Т.В.
"___" _______________ 2013 г.
Разработчик - доцент кафедры психологии
____________________Болотова О.В.
"___" _______________ 2013 г.
Рекомендовано к размещению
на образовательном портале СКФУ
_______________________Е.А. Конопко
"__" ____________ 20____ г.
|
| | | |
Ставрополь, 2013
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное
Образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
030301.65 Психология (специалитет)
специализация «Юридическая психология»
Квалификация (степень) выпускника
Специалист
Ставрополь 2013
Цель и задачи освоения дисциплины (модуля)
Цель курса: углубление и систематизация у студентов знаний в области психологического обеспечения работы психологической службы в исправительных учреждениях; получение практико-ориентированной подготовки по основным направлениям деятельности психологической службы пенитенциарной системы; формирование и развитие у обучаемых навыков и умений решения конкретных задач по психодиагностике и психокоррекции в пенитенциарной системе.
Задачи курса:
1.Познакомить студентов с системой знаний по психологическим аспектам деятельности служб пенитенциарной системы.
2. Сформировать у студентов навыки реализации основных видов деятельности психологической службы пенитенциарной системы.
3. Изучить психическую динамику личности осужденного в ходе исправительного воздействия на него работников пенитенциарной системы.
Место дисциплины в структуре ООП специалитета
Дисциплина «Психологическая служба в пенитенциарной системе» относится к профессиональному циклу дисциплин специализации. Ее освоение происходит в 9 семестрах.
Связь с предшествующими дисциплинами (модулями)
Освоение данной дисциплины основано на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении «Психодиагностики», «Криминальной психологии и др.
Связь с последующими дисциплинами (модулями)
Освоение дисциплины «Психологическая служба в пенитенциарной системе» необходимастудентам для дальнейшего изучения таких дисциплин специализации как «Исправительно-трудовая психология», «Полиграфия» и др.
5. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
ЗНАТЬ
| · особенности возникновения и становления психологических служб в пенитенциарной системе России и зарубежных стран;
· закономерности, категории, принципы и методы работы психологических служб уголовно-исправительной системы;
· особенности протекания психических процессов у лиц, находящихся в местах лишения свободы, и методы психологической диагностики и коррекции данной категории населения;
· особенности протекания психических процессов у сотрудников пенитенциарной системы и методы психологической диагностики и коррекции данной категории населения.
|
УМЕТЬ
| · свободно пользоваться научной терминологией, основным понятийным аппаратом;
· применять на практике психодиагностику;
· использовать методики для определения индивидуальных особенностей личности;
· использовать вербальные и невербальные средства общения;
· оценить конфликтные ситуации в сфере пенитенциарной системы и предложить компромиссные формы их разрешения;
· использовать основные методы статистической обработки экспериментальных данных;
· соблюдать нормы профессиональной этики;
· применять базовые психологические знания в практической работе;
· пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервно-психической дезадаптации.
|
ВЛАДЕТЬ
| · системой знаний о практической деятельности психологической службы в пенитенциарной системе;
· умениями психологической диагностики заключенных и сотрудников уголовно-исправительной службы;
· системой методов повышения своего профессионального мастерства.
· Основными представлениями о поведенческих стратегиях профилактики и коррекции конфликтных ситуаций с пенитенциарных учреждениях
|
6. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет:
140 академических часов, из них:
70 академических часов – аудиторные занятия,
70 академических часов – самостоятельная работа.
Учебно-тематический план дисциплины
№
п/п
| Раздел
дисциплины (модуля)
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по разделам дисциплины)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Лекции
| Практические занятия
| Лабораторные работы
| СРС
|
| Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования в пенитенциарных учреждениях.
|
|
|
|
|
| Проверка выполнения письменного домашнего задания
|
| Организационная структура психологической службы
|
|
|
|
|
| опрос
|
| Нормативно-правовое обеспечение психологической службы.
|
|
|
|
|
| Защита лабораторной работы
|
| Должностная инструкция пенитенциарного психолога.
|
|
|
|
|
| Защита лабораторной работы
|
| Психологическая диагностика как функция психологической службы.
|
|
|
|
|
| Защита лабораторной работы
|
| Психологическая коррекция и развитие личности как функции психологической службы. Индивидуальная коррекция.
|
|
|
|
|
| Проверка выполнения письменного домашнего задания
|
| Групповая психокоррекционная работа. Социально-психологический тренинг.
|
|
|
|
|
| Защита лабораторной работы
|
| Механизм психологического консультирования.
|
|
|
|
|
| Защита лабораторной работы
|
| Научные основы социально-психологической реабилитации осужденных.
|
|
|
|
|
| Проверка выполнения письменного домашнего задания
|
| Формы психологической работы с осужденными.
|
|
|
|
|
| Защита лабораторной работы
|
| Психологическая диагностика осужденных.
|
|
|
|
|
| Проверка выполнения письменного домашнего задания
|
| Психологическая коррекция личности и поведения осужденных.
|
|
|
|
|
| Защита лабораторной работы
|
| Специализированная индивидуальная и групповая психотерапия осужденных.
|
|
|
|
|
| Защита лабораторной работы
|
| Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами. Профессиональная ориентация.
|
|
|
|
|
| Проверка выполнения письменного домашнего задания
|
| Психологический отбор и его проблемы.
|
|
|
|
|
| Защита лабораторной работы
|
| Расстановка кадров и управление их профессиональной адаптацией. Личностный рост и профессиональное развитие сотрудников пенитенциарных учреждений.
|
|
|
|
|
| Защита лабораторной работы
|
| Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка.
|
|
|
|
|
| Проверка выполнения письменного домашнего задания
|
| Морально-психологическая подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений к деятельности в сложных условиях.
|
|
|
|
|
| Защита лабораторной работы
|
| Всего за курс
|
|
|
|
|
|
|
7. Наименование и содержание проведения лекций
№
| Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание
| Часы
|
| 8 семестр
| |
| Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования в пенитенциарных учреждениях.
Становление психологической службы. Первые должности практических психологов в правоохранительных органах. Активное создание психологической службы в уголовно-исполнительной системе России. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые на первом конгрессе ООН.
Понятие психологической службы в исправительных учреждениях.
Концептуальные основы функционирования психологической службы.
|
|
| Организационная структура психологической службы
Основные психологические функции и инструментарий их реализации: психологическая диагностика, психологическая коррекция, развитие личности, психологическая профилактика, психологическое просвещение, психологическое консультирование.
Проектирование организационной структуры психологической службы. Организация службы на низовом, муниципальном уровне.
|
|
| Психологическая коррекция и развитие личности как функции психологической службы. Индивидуальная коррекция.
Основные понятия: психокоррекция и психотерапия.
Условия, необходимые для успешной реализации психологического подхода к психотерапевтической работе.
Особенности психологического воздействия на внутренний мир человека (клиента).
Эффективность психокоррекционной работы.
|
|
| Научные основы социально-психологической реабилитации осужденных.
Проблемы изоляции и отбывания срока наказания правонарушителями. Условия жизни в колонии и тюрьме. Понятие ресоциализации осужденных. Виды реабилитации осужденных: социальная реабилитация, социально-психологическая реабилитация, реабилитация в психолого-педагогическом аспекте, психологическая реабилитация, медицинская реабилитация.
|
|
| Формы психологической работы с осужденными.
Общая и специальная психологическая работа с осужденными. Индивидуальное психологическое воздействие. Коллективное (групповое) психологическое воздействие. Приемы коллективного (группового) психологического воздействия.
|
|
| Психологическая диагностика осужденных.
Основные психодиагностические задачи. Психодиагностические методы. Психодиагностика на фазе ориентирования. Психодиагностика на этапе ресоциализации. Психодиагностика на этапе освобождения. Тестовый инструментарий.
|
|
| Психологическая коррекция личности и поведения осужденных.
Основные цели и задачи психотерапии в пенитенциарном учреждении. Основная психотерапевтическая документация психолога в исправительном учреждении.
Психотерапевтическая работа психолога в жилой группе. Цели и задачи психотерапевтических групп. Цели «ориентировочных групп. Характерные темы групповой психотерапевтической работы в жилой группе.
|
|
| Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами. Профессиональная ориентация.
Первичный психологический отбор кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему. Психологическая диагностика личного состава пенитенциарных учреждений. Психологическое сопровождение и углубленное изучение стажеров в испытательный срок.
Психокоррекционная и психопрофилактическая работа с личным составом подразделений: проведение индивидуального консультирования и социально-психологического тренинга с персоналом.
|
|
| Расстановка кадров и управление их профессиональной адаптацией. Личностный рост и профессиональное развитие сотрудников пенитенциарных учреждений. Понятие адаптации. Адаптационные возможности человека.
Психологический аспект адаптации. Профессиональная адаптация кадров. Профессиональная адаптация молодого сотрудника УИС. Аспекты профессиональной адаптации.
|
|
| Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка.
Профессиональная деформация работников уголовно-исполнительной системы, ее профилактика и преодоление.
Основные проявления профессиональной деформации сотрудников.
|
|
| Морально-психологическая подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений к деятельности в сложных условиях.
Цели, задачи, содержание и виды морально-психологической подготовки. Основные задачи МПП. Содержание МПП. Организация морально-психологической подготовки. Основы методики занятий по морально-психологической подготовке. Контроль за состоянием морально-психологического климата в коллективе и профилактика деструктивных явлений.
Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка.
|
|
| Итого
|
|
8. Наименование, содержание и интерактивные формы проведения
лабораторных работ
№
| Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание
| Часы
|
| 8семестр
| |
| Нормативно-правовое обеспечение психологической службы.
Квалификационные требования к психологу, должностной статус (функциональные обязанности, права, ответственность), нормативы нагрузки (среднее время, которое отводится на психологическое обследование, на консультирование), профессионально-этические нормы, критерии оценки, система отчетности, порядок взаимодействия с другими службами.
Качественный состав психологов психологической службы
Основные нормативные акты:
- Конституция Российской Федерации;
- закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»;
- Федеральный законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»;
-Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации»;
- ряд ведомственных приказов:
- международные документы о правах человека.
Планирование деятельности и ведение отчетной документации сотрудниками психологической лаборатории.
Основная документация психологической лаборатории:
- журнал учета осужденных (подозреваемых и обвиняемых) прошедших психологическое обследование;
- журнал учета индивидуальных консультаций и психокоррекционной работы с осужденными (подозреваемыми и обвиняемыми);
- журнал учета просветительской, групповой психокоррекционной и психопрофилактической работы с осужденными (подозреваемыми и обвиняемыми);
- журнал (тетрадь) регистрации заявок на работу психолога;
- журнал учета сотрудников и кандидатов на службу, прошедших психологическое обследование;
- журнал учета индивидуальных консультаций и психокоррекционной работы с персоналом;
- журнал учета просветительской, групповой психокоррекционной и психопрофилактической работы с персоналом;
- дело планов и отчётов о работе психологической лаборатории, иная документация, необходимость ведения которой возникает в процессе деятельности психолога;
- журнал регистрации лиц, прошедших психологическое обследование.
Материально-техническое и методическое оснащение психологической лаборатории: компьютерная и копировальная технику, расходные материалы к ней. Специальное психологическое оборудование, видео- и аудиосредства, пакет психологических методик компьютерной и ручной обработки, а также комплект специальной психологической литературы.
|
|
| Должностная инструкция пенитенциарного психолога.
Права и обязанности начальника психологической лаборатории. Задачи и обязанности начальника психологической лаборатории:
- определение перспективных задач деятельности психологической лаборатории, с учетом складывающейся обстановки;
- создание необходимой для работы лаборатории материально-технической базы;
- утверждение планов работы лаборатории и согласование отчетов о проделанной работе;
- анализ результатов работы психологической лаборатории и определение мер по совершенствованию ее деятельности;
- обеспечение необходимого взаимодействия сотрудников психологической лаборатории с другими заинтересованными службами учреждения.
Права начальника психологической лаборатории.
Права и обязанности старшего психолога психологической лаборатории
Штаты психологической лаборатории и основные направления работы.
|
|
| Психологическая диагностика как функция психологической службы
Психологическая диагностика как функция психологической службы. Проблемы построения психодиагностического обследования.
Требования к отбору психодиагностических методов исследования.
Организация и проведение психодиагностического обследования.
Формирование системы заявок.
Этапы психодиагностического обследования: первичное обследование (разведывательное), специализированное углубленное обследование.
Формированию мотивации испытуемого на психологическое обследование.
Обработка стандартизированных методик.
Психологический диагноз.
|
|
| Групповая психокоррекционная работа. Социально-психологический тренинг.
Социально-психологический тренинг. Принципы проведения социально-психологических тренингов. Принцип персональной ответственности. Принцип самораскрытия. Принцип «Здесь и сейчас». Принцип «обратной связи». Принцип гуманистического отношения к личности.
|
|
| Механизм психологического консультирования.
Индивидуальное консультирование как форма психокоррекционной работы.
|
|
| Психологическая диагностика осужденных.
Интеллектуальные тесты: тест структуры интеллекта Амтхауэра; тест невербального интеллекта «Матрицы Равена»; тест невербального интеллекта Кэттелла и др.
Личностные опросники: миннесотский многофакторный личностный опросник (MMPI); шестнадцатифакторный личностный опросник Кэттелла (16-PF); личностный опросник Айзенка (EPI) и др.
Специализированные тесты: Хайнский тест (на прогноз опасности сексуального поведения); – MSI – на отрицание преступления и мотивации к изменениям; SRID-2 – клинический опросник, построенный по терминам международной классификации болезней и др.
Первичное изучение осужденных с целью разработки программы их ресоциализации. Форма развернутой характеристики на осужденного: 1) анкетные данные осужденного; 2) за что отбывает наказание; 3) подробный анализ совершенного им преступления; 4) анализ жизненного пути (биографические данные, данные об отношениях в семье, школе, получении образования, работе и т.п.); 5) анализ психосексуального развития; 6) отношение осужденного к преступлению; 7) ход ресоциализации (прогресс) в учреждении; 8) проведение и результаты индивидуальных консультаций; 9) проведение и результаты групповых психокоррекционных мероприятий; 10) алкогольный и наркотический анамнез; 11) суицидальный анемнез; 12) состояние социального окружения на момент обследования; 13) психодиагностические выводы; 14) цели психологической коррекции и ресоциализации в целом; 15) план ресоциализации и психологической коррекции личности осужденного; 16) прогноз успешности ресоциализации и предложения по изменению условий отбывания наказания.
|
|
| Специализированная индивидуальная и групповая психотерапия осужденных.
Методологические подходы в терапии: гуманистические; глубинно-психологические (психоанализ); когнитивно-поведенческие. Проработка преступлений (пошаговый анализ ситуаций, условий, мотивов, реконструкция поведения и переживаний)
Актуальность психопрофилактической работы в среде задержанных и осужденных. Основные направления проведения психопрофилактической работы с несовершеннолетними преступниками.
|
|
| Психологический отбор и его проблемы.
Вопросы методики психологического отбора. Вопросы организации психологического отбора. Профессиограмма пенитенциарного сотрудника.
|
|
16.
| Расстановка кадров и управление их профессиональной адаптацией.
Процесс профессиональной адаптации:
1. Адаптация к содержанию деятельности;
2. Адаптация к условиям реальности;
3. Адаптация к служебному коллективу;
4. Адаптация к отношениям с руководством;
5. Включение в первичную (малую) группу сослуживцев;
6. Включение в процессы профессионального саморазвития (развитие мотивации, целеобразования, перестройка самоидентичности, овладение профессиональными знаниями, становление профессиональных умений, навыков и т.д.).
Психолого-педагогическое обеспечение работы с личным составом и с молодыми сотрудниками.
Периодом профессионального саморазвития как заключительный этап профессиональной адаптации.
Самоуправление профессиональным развитием.
|
|
| Профилактика профессиональной деформации работников уголовно-исполнительной системы.
Профессиональная деформация работников уголовно-исполнительной системы, ее профилактика и преодоление.
Основные проявления профессиональной деформации сотрудников.
Профилактика и преодоление профессиональной деформации сотрудников УИС.
|
|
| Морально-психологическая подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений к деятельности в сложных условиях.
Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка. Основные проявления профессиональной деформации сотрудников. Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка.
Обеспечение деятельности сотрудников правоохранительных органов в сложных условиях. Психологическая подготовка.
|
|
| Итого
|
|
9. Наименование и содержание проведения
практических (семинарских) занятий
Практические занятия в данном курсе не предусмотрены.
10. Виды и содержание самостоятельной работы студента; формы контроля
№
| Наименование разделов и тем дисциплины, их краткое содержание;
вид самостоятельной работы
| Форма контроля
| Зачетные единицы
(часы)
|
| 8 семестр
| | |
1.
| Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования в пенитенциарных учреждениях.
Становление психологической службы. Первые должности практических психологов в правоохранительных органах. Активное создание психологической службы в уголовно-исполнительной системе России. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые на первом конгрессе ООН.
Понятие психологической службы в исправительных учреждениях.
Концептуальные основы функционирования психологической службы. Основные элементы, обеспечивающие успешность функционирования психологической службы в пенитенциарных учреждениях.
Вид самостоятельной работы: конспектирование источников.
| Проверка выполнения письменного домашнего задания
|
|
| Психологическая диагностика как функция психологической службы.
Психологическая диагностика как функция психологической службы. Проблемы построения психодиагностического обследования. Требования к отбору психодиагностических методов исследования. Организация и проведение психодиагностического обследования.
Этапы психодиагностического обследования: первичное обследование (разведывательное), специализированное углубленное обследование. Психологический диагноз.
Вид самостоятельной работы: конспектирование источников.
| Проверка выполнения письменного домашнего задания
|
|
| Психологическая коррекция и развитие личности как функции психологической службы. Индивидуальная коррекция.
Основные понятия: психокоррекция и психотерапия. Условия, необходимые для успешной реализации психологического подхода к психотерапевтической работе. Эффективность психокоррекционной работы.
Вид самостоятельной работы: конспектирование источников.
| Проверка выполнения письменного домашнего задания
|
|
| Групповая психокоррекционная работа. Социально-психологический тренинг.
Преимущества групповой формы психокоррекционной работы по сравнению с индивидуальной. Теоретическая концепция и методика проведения психокоррекционной работы в группах. Социально-психологический тренинг. Принципы проведения социально-психологических тренингов.
Вид самостоятельной работы: конспектирование источников.
| Проверка выполнения письменного домашнего задания
|
|
| Механизм психологического консультирования.
Цели психологического консультирования. Процедуры и техники консультирования. Индивидуальное консультирование как форма психокоррекционной работы.
Вид самостоятельной работы: конспектирование источников.
| Проверка выполнения письменного домашнего задания
|
|
| Научные основы социально-психологической реабилитации осужденных.
Проблемы изоляции и отбывания срока наказания правонарушителями. Условия жизни в колонии и тюрьме. Понятие ресоциализации осужденных. Виды реабилитации осужденных: социальная реабилитация, социально-психологическая реабилитация, реабилитация в психолого-педагогическом аспекте, психологическая реабилитация, медицинская реабилитация.
Условия успешной социальной адаптации осужденных. Психотехнические упражнения и тренинги как методы психологической адаптации осужденных.
Вид самостоятельной работы: конспектирование источников.
| Проверка выполнения письменного домашнего задания
|
|
| Психологическая диагностика осужденных.
Основные психодиагностические задачи. Психодиагностические методы. Психодиагностика на фазе ориентирования. Психодиагностика на этапе ресоциализации. Психодиагностика на этапе освобождения. Тестовый инструментарий.
Интеллектуальные тесты. Личностные опросники. Специализированные тесты: Хайнский тест (на прогноз опасности сексуального поведения); – MSI – на отрицание преступления и мотивации к изменениям и др.
Первичное изучение осужденных с целью разработки программы их ресоциализации. Форма развернутой характеристики осужденного.
Вид самостоятельной работы: конспектирование источников.
| Проверка выполнения письменного домашнего задания
|
|
| Психологическая коррекция личности и поведения осужденных.
Основные цели и задачи психотерапии в пенитенциарном учреждении. Основная психотерапевтическая документация психолога в исправительном учреждении.
Психотерапевтическая работа психолога в жилой группе. Цели и задачи психотерапевтических групп. Цели «ориентировочных групп». Методы проведения «ориентировочных групп». Характерные темы групповой психотерапевтической работы в жилой группе.
Вид самостоятельной работы: конспектирование источников.
| Проверка выполнения письменного домашнего задания
|
|
| Специализированная индивидуальная и групповая психотерапия осужденных.
Методологические подходы в терапии: гуманистические; глубинно-психологические (психоанализ); когнитивно-поведенческие. Проработка преступлений (пошаговый анализ ситуаций, условий, мотивов, реконструкция поведения и переживаний)
Актуальность психопрофилактической работы в среде задержанных и осужденных. Основные направления проведения психопрофилактической работы с несовершеннолетними преступниками.
Вид самостоятельной работы: конспектирование источников.
| Проверка выполнения письменного домашнего задания
|
|
| Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка.
Профессиональная деформация работников уголовно-исполнительной системы, ее профилактика и преодоление. Основные проявления профессиональной деформации сотрудников. Профилактика и преодоление профессиональной деформации сотрудников УИС.
Вид самостоятельной работы: конспектирование источников.
| Проверка выполнения письменного домашнего задания
|
|
| Итого
| |
|