Рекомендации консилиума по теме «Трудный класс»
19. Тренинг — групповая форма работы с различными категориями. Главная цель. Этапы тренинга. Примерный план социально-психологического тренинга “Педагогическое общение”. К групповым формам организации работы психолога относят групповые консультации, консилиумы, педсоветы, семинары, лекции, тренинги, групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми. Разнообразие форм работы психолога с детьми, родителями и педагогами представлено в таблице (табл.7). Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Данные формы работы обеспечиваются вербально-коммуникативными средствами, т.е. построены с учетом возможностей монологического (лекции), диалогического (дискуссии) и группового (диспуты) общения. Тематическое содержание определяется по запросам родителей, педагогов, учащихся (старшеклассники), или по выбору психолога. Наряду с вербально-коммуникативными средствами при проведении групповых форм работы целесообразно использовать и невербальные (наглядные) средства: стендовая информация, распечатки рекомендаций, мини-тестов, анкет, развивающих игр и упражнений. Социально-психологический тренинг- это область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Тренинг - это групповая форма работы с педагогами, учащимися, родителями, детьми, которая является эффективным методом обучения и коррекции, и вызывает большой интерес детей и взрослых. В условиях образовательного учреждения целесообразно использовать тренинг с целью групповой профилактики нарушений психологического здоровья у детей и подростков. Социально-психологический тренинг может иметь конкретную направленность: тренинг общения, тренинг ролевого, делового поведения, тренинг самостоятельности и т.д. Каждый тип тренинга имеет диагностическую и развивающую задачи, которые решаются не столько ведущим, сколько самими участниками. Цель социально-психологического тренинга (Т-группы) - развитие социального интеллекта, навыков профессионально-педагогического общения. У участников группы расширяются знания о том, как их воспринимают, какие формы их поведения вызывают одобрение, какие - неприятие и осуждение у окружающих. Кроме того, у участников группы развивается способность понимать других людей, их взаимоотношения, они учатся прогнозировать межличностные события. Следовательно, эффектами тренинга можно считать следующие: 1. Самопознание: получение конкретных сведений о себе; выяснение, каким человек предстает в глазах других; выяснение степени самостоятельности идеального «Я». 2. Диагностика: развитие самоанализа; развитие умений дифференцировать чувства, четко и ясно выражать себя; осознание того, что открытие «Я» возможно лишь в контакте с другими. 3. Проверка установок на образы других: развитие понимания позиции другого; формирование чувствительности к невербальным формам их проявления; развитие умения слушать и понимать другого; психотерапевтическое воздействие. Можно выделить следующие основные условия проведения занятий в группе социально-психологического тренинга: 1. Люди собраны вместе в замкнутом пространстве. 2. Они не могут уклониться от общения (участники группы расположены по кругу лицом друг к другу). 3. В группе отсутствует заранее заданная иерархическая структура. 4. Если участники группы незнакомы друг с другом, то лучше не знакомить их (каждый может придумать себе вымышленное имя). 5. В группе есть человек (ведущий), который имеет групповой опыт, знает «правила игры», в частности технику облегчения участникам группы выражения их ощущений, переживаний, мнений. 6. Занятия группы должны проводиться в специально оборудованном помещении с достаточной звуковой изоляцией. Принципы поведения в группе: 1) каждый участник группы может высказывать о каждом все, что хочет; 2) каждый участник должен высказывать вслух мысли, которые возникают «здесь и теперь» по поводу событий, происходящих в группе, и по поводу участников группы; 3) нельзя говорить о группе за пределами занятий. Программа обучения в группе состоит из трех частей: - первая часть - вводная (участники знакомятся); - вторая часть- тренировочная (отрабатывается система упражнений); - третья часть- анализ тренировочной части. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ» 1. Основные принципы социально-психологического обучения. Формирование группы. 2. Социально-психологические факторы, обусловливающие эффективность учебно-воспитательного процесса. 3. Профессиональный рост и самосовершенствование личности учителя. 4. Самоанализ, самооценка учителя в педагогической деятельности. 5. Саморегуляция учителя в профессиональной деятельности. 6. Ресурсы «Я». Психодиагностика. 7. Самоанализ индивидуального стиля общения. 8. Невербальные средства общения и взаимодействия. 9. Совершенствование коммуникативной компетентности с помощью невербальных средств. Ш. Сензитивность, ее компоненты. Психодиагностика. 11. Социальная перцепция и познание людьми друг друга. 12. Игровое моделирование проблемных ситуаций общения. 13. Конфликт и конструктивные способы его разрешения. Психодиагностика. 14. Овладение навыками и принципами анализа реальных педагогических ситуаций. 15. Игровое моделирование проблемных педагогических ситуаций. 16. Профессиональный рост и самосовершенствование личности учителя как условие гуманизации учебно-воспитательного процесса. Требования, предъявляемые к психологу, ведущему Т-группы. Ведение группы социально-психологического тренинга — особый вид преподавательской и психологической деятельности, требующий определенных личностных и профессиональных качеств. Ведущий должен пользоваться полным доверием у членов группы. Необходимо помнить, что знание психологических особенностей другого человека — своеобразная форма власти над ним. Ведущий не должен стремиться к самоутверждению за счет окружающих, он обязан также распознавать и пресекать подобную тенденцию у других участников. Ведущий должен уметь «обезвреживать» возникающие острые ситуации, агрессивность, маскируемую под прямоту и откровенность. Нельзя также забывать о неявной напряженной жизни группы с ее широчайшим арсеналом средств невербальной коммуникации, обладающих не меньшей информативностью, чем звучащие слова. Этическая окраска межличностного опыта, получаемого участниками группы, решающим образом зависит от психологического профиля и уровня морального развития личности ведущего. Прежде чем предложить участникам группы какую-то технику, ведущий обязан сам поработать с ней, причем значительно дольше, чем это будут делать они. Конкретные нормативы здесь назвать трудно, однако для приблизительной ориентировки можно указать следующее. Перед началом работы с группой необходимо около месяца тренироваться (по 1—2 ч в день). Этот минимум работы поможет психологу распознавать многие важные моменты в работе участников тренинга, улавливать групповую динамику. Обучение общению в группе социально-психологического тренинга имеет целый ряд преимуществ. По мере сплочения группы ее участники начинают испытывать большую симпатию друг к другу, становятся более открытыми, обнаруживают'большую готовность к изменению собственных установок, повышаются их активность и инициативность в поиске оригинальных решений. В группе создаются условия для освоения психологического языка. Например, «до свидания» можно произнести с чувством глубокого сожаления или с оттенком облегчения. Демонстрация чувства облегчения при прощании может входить в сознательную программу одного из собеседников и преследовать цель явной дискриминации партнера, но может быть также нечаянным обнаружением скрытых целей (быстрее избавиться от собеседника, чтобы приступить к взаимодействию с другими и т. п.). Разбор таких ситуаций возможен только в группе социально-психологического тренинга. Обучение в группе позволяет понять структурно-функциональные взаимоотношения в жизни групп и коллективов. Наблюдая образцы взаимоотношений между участниками тренинга, можно фиксировать особенности межличностного стиля поведения, притязаний на место в структурной иерархии. Объектом наблюдения может быть выполнение группой своих задач: как ставятся цели, составляются планы и насколько из них ясно, что, когда и где делает каждый участник. Занятия в группах социально-психологического тренинга могут стать ведущим способом развития коммуникативных способностей учителей, а следовательно, и способом повышения их профессионализма. Тренинг может входить в целостную систему сеансов психологической разгрузки. Для их проведения можно использовать дополнительные средства, выполняющие различные функции: · создание благоприятных условий для отдыха (эстетически оформленный интерьер, озеленение, кресла для отдыха, звукозаписи); · создание комфортной микросреды (звукоизоляция, оптимальная температура и влажность воздуха); · стимуляция положительных эмоций (экранное изображение, динамичное цветное освещение, музыка, природные звуки); · психомышечная тренировка. Можно выделить пять типов сеансов: 1) вводно-ознакомительньге (знакомство с кабинетом и привитие навыка отдыха в эстетически организованной комфортной среде); 2) восстановительно-профилактические (снятие утомления и устранение влияния неблагоприятных факторов труда, восстановление работоспособности, обучение навыкам саморегуляции); 3) лечебно-оздоровительные (помощь в лечении предболезнен-ных состояний, начальных стадий нервных и нервно-соматических заболеваний); 4) социально-психологические (улучшение социально-психологической среды деятельности в коллективе); 5) информационные и учебно-воспитательные (сообщение различной информации, осуществление профессионально-прикладного развития, оказание воспитательного влияния).
20. Проф. технологии в практической работе психол-й службы в образ-и. Психолог-е просвещение дет., род, педаг-в. 1.Психотехнологии:диагностические (психологической экспертизы)развивающие;профилактические;консультирование;социально-психологической адаптаци;психокоррекционные;психотерапевтические;реабилитация;сопровождение. 2.Психолог-епросвещ-е – это приобщение взрослых и детей кпсихолог-м знаниям. Суть псих.просв.: 1) знакомить учит.и род. с осн. закономерностями и условиями благопр-гопсихич-го развития реб; 2) популяризировать и разъяснять рез-ты нов.психологич-х исследований; 3) формировать потребность в психологич-х знаниях, желание исполь-ть их в работе с реб. или в интересах развития собственной личности; 4) знакомить дет с основами самопознания, самовоспитания; Формы просвещ-я (лекции,беседы,семинары,выставки,подборка лит-ры, род. собрании и пр. Важно, чтобы лекции, беседы, семинары имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данной школы, данного контингента дет, т. е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкр. проблем обучения и воспитания детей. Эффект от психологического просвещения больше, если психологические знания давать в качестве средства решения жизненных проблем.
Методы работы: можно использовать такие методы, как анкетирование, наблюдение, беседа, методики выявления личностных особенностей родителей, диагностика родительского отношения и стиля воспитания, коррекционные программы, просвещение. Работа с родителями, как и работа с учащимися, не ограничивается только взаимодействием с психологом, значительную поддержку здесь может оказать и социальный педагог, и медицинский работник, а также преподаватели и администрация.Методы работы: можно использовать такие методы, как анкетирование, наблюдение, беседа, методики выявления личностных особенностей родителей, диагностика родительского отношения и стиля воспитания, коррекционные программы, просвещение. Работа с родителями, как и работа с учащимися, не ограничивается только взаимодействием с психологом, значительную поддержку здесь может оказать и социальный педагог, и медицинский работник, а также преподаватели и администрация.Методы работы: можно использовать такие методы, как анкетирование, наблюдение, беседа, методики выявления личностных особенностей родителей, диагностика родительского отношения и стиля воспитания, коррекционные программы, просвещение. Работа с родителями, как и работа с учащимися, не ограничивается только взаимодействием с психологом, значительную поддержку здесь может оказать и социальный педагог, и медицинский работник, а также преподаватели и администрация.21) Проблемы подчинения, проблемы профессиональной готовности. Работа по развитию моторики. Помощь в овладении своим поведением.
Проблема подчинения
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (805)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |