Становление и развитие национальных государств в Центральной и Юго-Восточной Европе в конце XIX - XX вв
В ходе Второй мировой войны большую помощь Советской Армии в освобождении стран Центральной В ряде стран Центральной и Юго-Восточной Европы при вступлении Советских войск на их территорию вновь создаваемое правительство объявляло войну Германии В процессе побед советских войск на территории стран, бывших союзников Германии, формировались демократические правительства, шел процесс освобождения от фашизма. Однотипный характер революционных процессов в Восточной Европе · конкретной исторической обстановкой в каждой из стран; · сложившимся там соотношением социально-политических сил; · уровнем их социально-экономического и политического развития. С учетом конкретной ситуации левые силы выдвигали в своих программах демократические задачи и требования: в Болгарии — устранения профашистской монархии, создания народно-демократического государства. В Румынии — создания «независимого суверенного, процветающего румынского государства», в Чехословакии — последовательного проведения демократической национальной революции и решения национального вопроса на основе равенства чехов и словаков и др. Общей чертой этих революций было и то, что приблизительно в одно и тоже время, через короткий промежуток времени, в конце 40-х гг., процессы демократического развития в восточноевропейских странах были прерваны поворотом в сторону строительства сталинской модели социализма. Этому способствовало сужение самого понятия «антифашизм» до уровня признания и оправдания строительства социализма, установления власти одного класса — диктатуры пролетариата. Все, кто выступал против этого пути развития, исключались из лагеря антифашистов, на безраздельное руководство которым претендовали коммунистические и рабочие партии. Важной вехой в развитии революций стало установление народно-демократической власти, которое произошло в отдельных странах при разных обстоятельствах. Относительно сходным путем пришли к установлению новой власти народы Албании В Болгарии объединение всех антифашистских сил в Отечественный фронт началось в 1942 г., в том же году был сформирован Национальный комитет Состоявшиеся в 1945 г. первые выборы в Народное собрание Национально-освободительная борьба в Югославии началась сразу же после оккупации страны в 1941 г. в форме выступлений многочисленных партизанских отрядов. Тогда же стали складываться первые организации Единого национально-освободительного фронта Югославии В оккупированных Польше и Чехословакии коммунистам не удалось сразу завоевать ведущих позиций. Здесь значительное влияние на массы имели эмигрантские правительства этих стран, действовавшие в Лондоне Программа предусматривала создание избираемых народом новых органов власти — национальных комитетов, которым «под постоянным контролем народа» вверялось управление «всеми общественными делами». С необходимостью «успешного выполнения тяжелых задач экономического обновления» в программе связывался ряд таких экономических требований, как подчинение всеобщему государственному управлению всей денежной и кредитной системы, предприятий основных отраслей промышленности, природных и энергетических источников. Усиление движения Сопротивления в Польше На особенности процессов установления народно-демократической власти в Румынии и Венгрии оказало влияние то, что в годы Второй мировой войны эти страны были вовлечены в гитлеровский блок. Национальный фронт Патриотический антифашистский фронт Значительно позднее и при других обстоятельствах народно-демократическая власть утвердилась в восточной части Германии Образование Германской Демократической Республики Строительство нового государственного аппарата началось во всех странах с возникновения центральных и местных органов народных фронтов, которые стали выполнять функции органов власти на освобожденной территории. В Восточной Германии уже летом 1945 г. коренной перестройке подвергались суды. Ликвидировались фашистские чрезвычайные суды, очищались от фашистских элементов старые общинные, городские и участковые суды. Процесс создания новых органов управления был связан с денацификацией, чисткой их от фашистских элементов и военных преступников. Вместе с тем в большинстве стран использовались первое время не только отдельные звенья старого государственного аппарата, но и старые конституции с парламентскими учреждениями, правилами формирования правительств. Сохраняла свое действие Конституция 1920 г. в Чехословакии Старые конституции подвергались при этом тем или иным изменениям, например, упразднялись верхние палаты парламентов (создание в 1946 г. однопалатного сейма в Польше, ликвидация сената в Чехословакии). Первое время сохранялась монархия во всех странах, где она существовала. Республиканская форма правления утвердилась в Югославии в ноябре 1945 г., в 1946 г. — в Албании Были использованы и старые демократические избирательные законы, при этом не вводилось никаких ограничений избирательных прав по классовому принципу. От участия в выборах на первом этапе революционного процесса отстранялись лишь лица, сотрудничавшие с оккупантами, а также лица, осужденные народными судами или национальными комитетами (в Чехословакии) и пр. Более того, в ряде случаев старые избирательные законы изменялись в сторону их большей демократизации. Новый закон устанавливал свободу и добровольность участия в выборах, предоставляя право выдвижения кандидатов политическим партиям, комитетам Отечественного фронта и любой группе граждан, состоящей не менее, чем из 10 избирателей. Первые после революции парламентские выборы состоялись в Албании, Болгарии, Венгрии и Югославии в 1945 г., в Румынии, Чехословакии — в 1946 г., в Польше — в 1947 г. Выборы в большинстве, но не во всех странах укрепили позиции левых сил. Аграрные реформы. Первыми социально-экономическими преобразованиями, которые привели к коренным изменениям социальных структур народно-демократических стран, стали аграрные реформы. В ходе их проведения во всех странах (кроме Болгарии, где не было помещичьего землевладения) было уничтожено крупное землевладение, безземельные и малоземельные крестьяне получили землю. В большинстве стран реформы проводились поэтапно, но первоочередной задачей везде была экспроприация земельной собственности, принадлежащей фашистам, бывшим военным преступникам, лицам, сотрудничавшим с нацистами. Несмотря на то, что в ходе первого этапа проведения аграрных реформ часть земли переходила в руки государственных хозяйств и предприятий, а законом поощрялось кооперирование крестьян, частная собственность на землю не была отменена. В это время земельные реформы не были направлены на ограничение крестьянских хозяйств. Вслед за экспроприацией земель, принадлежащих фашистскому государству, военным преступникам, ограничивалось помещичье землевладение. В крупных крестьянских хозяйствах запрещались применение наемной рабочей силы для обработки земли, сдача земли в аренду и пр. Земельные излишки экспроприировались, как правило, с выплатой за них компенсации государством. Отличительной чертой аграрной реформы в Польше была безвозмездная экспроприация вышеуказанных земель, которые передавались безземельным или малоземельным крестьянам за небольшую плату или бесплатно. В Чехословакии В соответствии с антимилитаристскими и антинацистскими целями Потсдамских соглашений в 1945—1946 гг. была проведена аграрная реформа и в Восточной Германии На первом этапе революционных преобразований не ставилась задача повсеместного кооперирования крестьян. Кооперирование крестьян широким фронтом стало проводиться с конца 40-х гг. С ним связывалось «строительство социализма» на селе. Кооперирование крестьян было завершено в основном в НРБ в конце 50-х гг., в ВНР, ГДР, ЧССР — в конце 60-х гг. и везде сопровождалось негативными последствиями. Вывод. При формальном сохранении прав крестьян на землю у них была отнята возможность реализации этих прав. Негативные последствия отчуждения крестьян от земли стали все больше проявляться и в тех странах (ГДР, ЧССР, ВНР), где были созданы рентабельные кооперативные хозяйства, а индивидуальный сектор не переставал вносить свой вклад в обеспечение населения продуктами питания. Национализация промышленности. Наряду с аграрной реформой в восточноевропейских странах была проведена национализация промышленности и банков. Возможность обобществления собственности во имя «общего блага», с предварительным и справедливым возмещением, закреплена во всех западноевропейских конституциях. Цели и задачи национализации зависят прежде всего от того, какая модель экономики господствует в той или иной стране — рыночная, как в капиталистических странах, или государственная (огосударствленная), как в странах тоталитарного социализма, какие применяются главные регуляторы экономических процессов — рыночные, при определенном вмешательстве государства в сферу экономики, или тоталитарно-государственные, с помощью административно-командных методов, жесткого планирования, распределения и пр. Социалистическая доктрина изначально исходит из идеологических критериев деления собственности на частную («эксплуататорскую») и общественную («неэксплуататорскую»), а также собственность на средства производства (в том числе частную) и на средства потребления и пр. При этом постулируется, что эксплуатация человека человеком может быть уничтожена, только если средства производства будут в обобществленной или в частной трудовой собственности. В соответствии с этими идеологическими установками в обществе тоталитарного социализма ликвидируется свобода и равноправие различных форм собственности. Национализация в восточноевропейских странах, ускоренная послевоенной разрухой в промышленности, очень рано перешла на социалистические рельсы. Сразу же после освобождения почти во всех странах было конфисковано имущество, принадлежавшее германскому рейху и военным преступникам, предприятия оккупантов и лиц, сотрудничавших с фашистскими захватчиками подчинены рабочему контролю, затем национализированы. Эти меры, носившие открыто выраженный карательный характер, способствовали тому, что в собственность народно-демократического государства за непродолжительное время перешли иностранный капитал, ключевые отрасли промышленности, финансовые учреждения.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (826)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |