ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ за период с 20 января по 13 апреля 2014 Место прохождения: отдел сопровождения кредитных операций Управления кредитования Омского отделения № 8634 ОАО «Сбербанк России»
Выполнила: студентка 559-Ф учебной группы, 2009 г.н. Годун Любовь Александровна
Руководитель практики от организации: Начальник отдела сопровождения кредитных операций Управления кредитования Гильдерман Татьяна Александровна
Руководитель практики от академии: преподаватель кафедры экономики и менеджмента Березовская Мария Владимировна
Омск 2014
Содержание
1. Общая характеристика ОАО «Сбербанка России» 3 2. Характеристика Омского отделения № 8634 ОАО «Сбербанка России» 17 3. Развитие банковских технологий в ОАО «Сбербанке России» 26 Приложения 30
1. Общая характеристика ОАО «Сбербанка России»
Открытое акционерное общество «Сбербанк России» (Далее – ОАО «Сбербанк России») – это современная универсальная организация, входящая в число крупнейших российских коммерческих банков России и стран СНГ. Имеющий представительствов девяти странах Центральной и Восточной Европы, в Турции, в Германии и Китае и филиал в Индии.ОАО «Сбербанк России» основан в 1841 году. Краткая история формирования кредитной организации представлена на рисунке 1. Основным видом деятельности выступает кредитование, а также удовлетворение потребности различных групп клиентов.
Рис.1. Этапы формирования ОАО «Сбербанка России» В 2012 году Сбербанк России закрыл сделки по приобретению Volksbank International и DenizBank и тем самым обеспечил себе трансформацию в крупную международную корпорацию. Важным достижением Сбербанка стала интеграция с Тройкой Диалог и создание корпоративно-инвестиционного бизнеса — Sberbank CIB. В состав Компаний групп ОАО «Сбербанка России» входят: 1. Sberbank CIB: корпоративное кредитование, торговые операции с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, структурные продукты, прямые инвестиции и т.д. 2. ЗАО «Сбербанк Управление Активами» (до ноября 2012 года — Управляющая компания Тройка Диалог): управление средствами пенсионных накоплений, паевых инвестиционных фондов, активами страховых компаний, банков и частных инвесторов, а также государственными средствами. 3. ЗАО «Сбербанк Лизинг»: финансирует проекты в реальном секторе экономики в целях содействия обновлению, модернизации и расширению основных фондов российских предприятий. 4. ООО «Сбербанк Капитал»: является 100% дочерней организацией ОАО «Сбербанк России», которое реализует проекты в области жилой и коммерческой недвижимости, топливно-энергетической промышленности, угольной промышленности, автомобильной промышленности, развития транспортной системы России. 5. ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов» (ЗАО «Сбербанк-АСТ»): Является национальным оператором для проведения открытых аукционов в электронной форме для государственных и муниципальных нужд. 6. Негосударственный Пенсионный Фонд Сбербанка (НПФ Сбербанка): ОАО «Сбербанк России» не только является учредителем НПФ Сбербанка, но и его партнером по продвижению пенсионных услуг на всей территории Российской Федерации. 7. ЗАО «Объединенное кредитное бюро»: Акционерами бюро являются ОАО «Сбербанк России», Experian и Группа «Интерфакс». Таким образом, ЗАО «Объединенное кредитное бюро» объединяет возможности ОАО «Сбербанк России» — крупнейшей российской кредитной организации, Experian — ведущего мирового оператора кредитных бюро, и «Интерфакса» — ведущего российского информагентства и создателя СПАРКа, крупнейшей в России информационной системы по оценке кредитных рисков компаний. 8. ЗАО «Регистраторское общество «СТАТУС» (ЗАО «СТАТУС»): оказывает услуги по ведению реестра владельцев ценных бумаг на основании лицензии, выданной Федеральной службой по финансовым рынкам 12.03.2004 № 10-000-1-00304 без ограничения срока действия. 9. ЗАО «Стратеджи Партнерс Групп» (ЗАО «СПГ»): Оказывает содействие своим клиентам в проведении преобразований, способствующих эффективному использованию интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов для обеспечения лидерства в конкурентной борьбе и устойчивого роста. 10. ООО «АУКЦИОН»: Дочернее предприятие ОАО «Сбербанк России» со 100 % участием в уставном капитале, которое специализируется на предоставлении профессиональных услуг по оценке недвижимости (здания, сооружения, квартиры, земельные участки, загородная недвижимость, коттеджи и т.д.), оказывает услуги по оценке бизнеса (предприятия, акции, переоценка основных фондов), оборудования и автотранспорта. 11. ОАО «Российский аукционный дом» (ОАО «РАД»): Проводит классические и электронные аукционы (по английской системе — на повышение стартовой цены — и по голландской системе — на понижение стартовой цены). Благодаря своей широкой филиальной сети, состоящей из 17 территориальных банков и насчитывающей более 18 400 подразделений (см. прил. 1), Сбербанк России предлагает клиентам во всех федеральных округах различные банковские услуги и финансовые продукты. Сегодня ОАО «Сбербанк России» как один из участников рынка занимает лидирующую позицию в российской банковской сфере (см. рис.4), а также на рынке кредитования, о чем свидетельствует рост кредитного и депозитного портфелей (см. прил. 2 и прил. 3).
Рис.4. Рейтинг банков по чистым активам на 1 октября 2013 года[1]
Основным акционером ОАО «Сбербанка России» и учредителем является Центральный банк Российской Федерации, владеющий 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Другими акционерами Банка являются международные и российские инвесторы (см. рис. 7).
Рис.7. Структура акционеров ОАО «Сбербанк России» по состоянию на дату закрытия реестра акционеров (конец операционного дня 11 апреля 2013 года) В структуру акционерного капитала ОАО «Сбербанк России» входит следующее общее количество размещенных акций: 1. обыкновенные акции номиналом 3 руб. – 21 586 948 000 шт.; 2. привилегированные акции номиналом 3 руб. – 1 000 000 000 шт. Рассмотрим организационную структуруОАО «Сбербанка России» (см. рис. 8 и прил. 4). Все органы управления Банком формируются на основании Устава Сбербанка России. Основные законодательные документы, регламентирующие деятельность банка представлены в таблице 2.
Таблица 2 Основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ОАО «Сбербанка России»
На основе анализа основных экономических показателей деятельности Банка за 2011-2012гг., представленных в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках (см. прил. 5), можно сделать следующие выводы. На протяжении рассматриваемого периода наблюдается увеличение активов Банка на 3162 млрд.руб. или на 30,4 %. Этому способствовал рост показателя «чистой ссудной задолженности» на 2114 млрд. руб. или на 27,6 % (который, в свою очередь, занимает наибольший удельный вес в структуре активов — 72 % в 2012г. и 74 % в 2011г.), что с одной стороны является позитивной тенденцией и может свидетельствовать о расширении клиентской базы банка, увеличении источников получаемых доходов, достаточно эффективном использовании имеющихся у банка ресурсов, с другой стороны такой рост, может свидетельствовать о негативной тенденции, которая может быть связанна с возникновением повышенных кредитных рисков, а также с увеличением доли «проблемных» кредитов. Анализируя раздел Пассивы, можно отметить рост показателя «Обязательство» на 2811 млрд. руб. или на 30, 8 % за счет: · увеличения показателя «Средства клиентов, не являющихся кредитными организациями» на 1585 млрд. руб. или на 20,1 %; · роста показателя «Вклады физических лиц» на 765 млрд. руб. или на 13,9 %; · снижение величины показателя «Резервы на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, прочим возможным потерям и операциям с резидентами оффшорных зон» на 5 млрд. руб., что носит положительный характер. Рассматривая отчет о прибылях и убытках можно отметить следующие моменты: 1. рост прочих операционных расходов на 62, 5 млрд. руб. или на 18, 7%, который был вызван преимущественно инвестициями в программу модернизации сети отделений Сбербанка и ИТ – систем; 2. увеличение размера строки «Неиспользованная прибыль (убыток) за отчетный период» на 35,7 млрд. руб. или на 11, 5%, что является положительной тенденцией. Наблюдается тенденция к увеличению в абсолютном выражении размера собственных средств (капитала), который составил на 2012г. - 1679,1 млрд. руб., на 2011г. - 1515,8 млрд. руб. Это свидетельствует о положительном результате, поскольку капитал кредитной организации является резервом для сохранения платежеспособности в случае возникновения финансовых трудностей и источником финансирования развития банковских операций. После определения и анализа показателя, характеризующего абсолютный размер капитала, необходимо установить относительные показатели достаточности капитала. Основным показателем такого рода считается отношение капитала к сумме активов с учетом риска, называемый норматив достаточности собственных средств (Н1). Показатель Н1 соответствует установленному значению (больше или равно 10%) и составляет на 2012г. - 12,64%, на 2011г. - 15,04%. Однако несмотря на снижение данного норматива, поддержание капитала на достаточном уровне позволяет обеспечивать надежность и прочность финансового положения банка. Изучая публикуемую форму 0409135 ОАО «Сбербанка России», следует выделить основные нормативы ликвидности банка (см. рис.9 и прил. 6) в соответствии с инструкцией от 03.12.2012г. № 139-И «Об обязательных нормативах банков» (в ред. от 25.10.2013 № 3097-У) (см. табл. 4). Таблица 4 Основные нормативы ОАО «Сбербанка России»
Рис.9. Диаграмма динамики изменения обязательных нормативов ликвидности ОАО «Сбербанка России» за период 2011-2012гг.,% Рассматривая форму 0409806 можно отметить снижение показателей ROE и ROA в 2012 году по сравнению с 2011 годом. Однако данные показатели соответствуют установленным нормативным значениям и их отклонения не превышают 1%, что говорит о поддержании эффективной деятельности Сбербанка (см. прил. 7). Анализ отчетности в соответствии с МСФО позволил увидеть, что на протяжении периода с 2011 - 2012гг. Банк был подвержен отдельным финансовым рискам: · кредитному; · валютному; · фондовому; · процентному; · рыночному. Однако наблюдается положительная тенденция — снижение уровней выше перечисленных рисков (см. рис. 10 и рис. 11). Рис.10. Динамика изменения величины процентного, фондового и валютного рисков за 2011-2012гг. Рис.11. Динамика изменения отдельных видов риска, млрд. руб. за 2011-2012гг. Анализируя финансовую отчетность ОАО «Сбербанка России» можно увидеть, что Банк проводит эффективную банковскую деятельность и этому свидетельствует прибыль в размере 34617519 тыс. руб., которая возросла по сравнению с предыдущим годом на 35679608 тыс. руб. или на 11,5% по строке 26 «Неиспользуемая прибыль (убыток) за отчетный период». Рассматривая форму 0409807 «Отчет о прибылях и убытках» важно отметить: · увеличение чистых процентных доходов на 119097344 тыс. руб. или 20,7% за счет строки «от ссуд, предоставленных клиентам, не являющимся кредитными организациями», которые возросли на 252858619 тыс. руб. или на 34,7%; · отрицательной тенденцией является значительное увеличение комиссионных расходов, а именно на 6419205 тыс. руб. по сравнению с предыдущим периодом или на 73,7%. Также проводя анализ годовой отчетности ОАО «Сбербанка России» формы 0409102 можно отметить: · существенное увеличение Раздела 7 «Прочие доходы» («Штрафы, пени, неустойки»: строки по другим банковским операциям и сделкам стр. 17102) на 27832 тыс. руб. или на 172,5 % и по «Прочим (хозяйственным) операциям» (стр. 17103) на 66 702 тыс. руб. или на 103,1 %;
Изучение структуры кредитного портфеля показало рост объемов отдельных банковских продуктов и ниже перечисленные результаты (см. рис. 12). Рис. 12. Структура кредитного портфеля до вычета резерва под обесценение по состоянию на 2011 -2012 гг. (по данным годового отчета ОАО «Сбербанка России» за 2012г.) Исходя из данных, представленных на рисунке 13, в структуре кредитного портфеля можно наблюдать: · рост отдельных банковских продуктов, так например, объем корпоративного кредитования вырос на 1651,2 млрд. руб. или на 25,1 %, причем доля предоставленных кредитов юридическим лицам в совокупном валовом кредитном портфеле сократилась с 78,5 % до 74,4 % или на 4,1 %; · рост розничного сегмента на 1030,9 млрд. руб. или на 57,1 %, что, в свою очередь, было связано с увеличением долей ряда продуктов, предоставляемых физическим лицам, в совокупном валовом кредитном портфеле и их объема (например, рост на потребительские и прочие ссуды физическим лицам на 625,7 млрд. руб. или 66,3 %; рост на ипотечное кредитование - 366 млрд. руб. или на 47,1 %; увеличение автокредитования физических лиц — 39,2 млрд. руб. или на 46,6 %). В целом уровень совокупного валового кредитного портфеля по сравнению с 2011 года в 2012 году возрос на 32 %. Рис. 13. Структура кредитного портфеля в разрезе классов кредитов за период с 31.12.2011 - 31.12.2012 гг., млрд. руб.
2. Характеристика Омского отделения № 8634 ОАО «Сбербанка России»
Остановимся подробнее на одном из крупнейших банков Западной Сибири, а именно на Западно-Сибирском банке ОАО «Сбербанк России». В его состав входит более 750 структурных подразделений с общей численностью сотрудников около 12 тысяч человек. Деятельность кредитной организации осуществляется на территории четырех субъектов Российской Федерации: Тюменской области, Омской области, Ханты - Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа. Для осуществления банковских операций Банк имеет генеральную лицензию № 1481 от30 августа2010 года. В клиентскую базу Западно-Сибирского банка входят: частные лица; ведущие промышленные предприятия; государственные организации; субъекты малого и среднего бизнеса. Структура органов управления Западно-Сибирским банком ОАО «Сбербанка России» и Омскогоотделения № 8634 (в т.ч. основные функции) представлена на рисунке 14, 15 и в приложении 8, 9.
На сегодняшний день сеть ОАО «Сбербанка России» на территории Омской области растет с каждым годом, так, например, в настоящее время на региональном рынке количество банкоматов Сбербанка России составляет 1440 штук, а установленных терминалов — 7655. Омское отделение Западно-Сибирского банка ОАО «Сбербанка России» сотрудничает с рядом крупных предприятий региона, так, например, ЗАО ГК «Титан», НПО «Мостовик», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ОмскВодоканал», Омский филиал ОАО «Сибирьтелеком» и многими другими. Среди основных внутренних нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность Омского отделения №8634, и определяющих порядок проведения операций выделяются: · Нормативно-правовые акты, определяющие порядок проведения операций; · Устав Банка, утвержденный годовым Общим собранием акционеров 31 мая 2013 года; · Кодекс корпоративного управления Сбербанка России Утвержден годовым общим собранием акционеров, июнь 2002 г.; · Положение о Наблюдательном совете Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российского Федерации (открытого акционерного общества) (С учетом изменений и дополнений, утвержденных годовыми общими собраниями акционеров 21 июня 2002 г., 18 июня 2004 г. и 16 июня 2006 г.); · Положение о комитетах Наблюдательного совета от 20 сентября 2013 г. (Протокол от 20.09.2013 г. № 126); · Положение о Правлении (Протокол № 23 от 04.06.2010г.); · Регламент предоставления кредитов юр.л. и ИП (редакция 5) с учетом изменений №18 от 06.11.2013 г. Москва 2013 г. (утвержден Комитетом ОАО «Сбербанка России» по предоставлению кредитов и инвестиций от 30.06.06 г. Протокол №432 §8); · Регламент № 1948 кредитования клиентов сегмента «Малый бизнес» Сбербанком России и его филиалами по продуктам, предоставляемыми на основе скоринговой модели оценки кредитоспособности. Москва, 2010г.; · Правила кредитования физических лиц учреждениями Сбербанка России № 229-3-р; · Регламент предоставления кредитов юридическим лицам Сбербанком России и его филиалами № 285-5-р; · Правила платежной системы Сбербанк 2013 г. На основании ниже перечисленных лицензий Банк реализует свою политику (см. табл. 8). Таблица 8 Виды лицензий Омского отделения № 8634 ОАО «Сбербанка России» по состоянию на 01.10.2013г.
В связи с тем, что основной деятельностью Банка является кредитная политика, которая сопряжена усложнениями банковских операций, а также увеличением их объемов, что приводит к появлению такого банковского риска как операционный риск. Можно также отметить, что интерес к операционному риску возрастает по мере его увеличения (см. рис. 17). Поскольку не раскрывается величина операционного риска в публикуемой отчетности, нами был произведен самостоятельный расчет уровня операционного риска на 2012 и 2013 года (см. табл. 9) на основе методики Центрального Банка России.
Рассматривая размер операционного риска в динамике, на примере, ОАО «Сбербанка России» можно отметить его увеличение за 2013 год на 10 млн. руб. или на 12, 4%. Рис.17. Динамика изменения размера операционного риска ОАО «Сбербанка России» на 2012-2013 г.г. Анализируя показатели, позволяющие произвести расчет операционного риска, можно увидеть, что росту данной тенденции способствовали следующие моменты: · увеличение валового дохода на 119 097 млн. руб. или 20,7%; · не включение в расчет операционного риска показателя «величины чистых непроцентных доходов», в силу того, что он показал отрицательное значение. Необходимо отметить, что Сбербанк постоянно совершенствует элементы СУОР, включая информационные системы, процедуры и технологии на основе информации о реализованных рисках, с учетом поставленных стратегических задач, изменений во внешней среде, нововведений в мировой практике в части управления рисками. В Банке разрабатываются и внедряются информационные системы, позволяющие своевременно идентифицировать, анализировать, оценивать, управлять и контролировать операционные риски. Так, например, в 2011 году Сбербанком был проведен открытый конкурс по выбору программной платформы для системы управления операционным риском, в результате которого выбрана платформа SAS OpRisk Management, используемая ведущими мировыми финансовыми институтами. Она помогает оценить подверженность операционному риску и распределить капитал соответствующим образом. Однако данная система построена на специфики зарубежных стран, что, в свою очередь, не совсем корректно полностью использовать ее при оценке операционного риска. Отсюда в качестве рекомендации может служить разработка собственного метода оценки с учетом российской специфики, а также с учетом особенностей самой кредитной организации. 3. Развитие банковских технологий в ОАО «Сбербанке России» В соответствии с принятой стратегией Сбербанк продолжил работу по трансформации технологической платформы в целях более полного удовлетворения запросов клиентов и обеспечения стабильности бизнес-процессов. Основная работа велась в направлении развития ИТ-платформ, автоматизации бизнес-процессов, переформатирования филиальной сети и централизации функций бэк- и мидл- офисов . В 2012 году были достигнуты значительные результаты в направлении развития информационных технологий, а именно: 1. В области обще банковских проектов произошли следующие изменения: раскрытие информации в соответствии с требованиями «Базель 2»; перевод функций по управлению персоналом в централизованную ERP-систему на базе SAP; была внедрена система управления кассовой ликвидностью на базе программного продукта OptiCash/OptiNet, что позволило сократить издержки на обеспечение наличного денежного обращения; организована централизованная закупка компонентов ИТ - инфраструктуры, которая значительно сократила расходы Банка: в территориальных банках на 36% сокращены расходы на услуги операторов международной и междугородной связи и на 50% снижена стоимость закупки персональных компьютеров в регионах. 2. В области розничных ИТ - платформ: выпущены новые версии мобильных банковских приложений для владельцев наиболее популярных видов мобильных устройств; добавлен новый функционал: перевод средств между счетами клиента, платежи по шаблонам, переводы клиентам Сбербанка по номеру карты и номеру телефона и т.д.; в систему Интернет - банкинга включена услуга персонального финансового планирования, которая позволяет повысить лояльность клиентов и увеличить продажи банковских продуктов; 3. Осуществлена интеграция каналов дистанционного обслуживания Сбербанка с системой Аэрофлота и это позволило предоставить клиентам удобный сервис по приобретению авиабилетов; внедрена новая услуга — перевод денежных средств через информационно-платежные терминалы Сбербанка для погашения кредитов, полученных в других банках; все основные подразделения были оборудованы системами управления электронной очередью с целью улучшения обслуживания клиентов; развитие карточного бизнеса сопровождалось развитием процессинговых технологий и ростом в 2012 году числа обслуживаемых банковских карт на 20,5 до 82,7 млн. карт. При этом среднее количество операций в день возросло до 28 млн., в пиковые моменты нагрузка достигала 40 тыс. операций в минуту, что позволило Банку существенно нарастить свои процессинговые мощности. 4. Сбербанк был удостоен следующих наград: Центр обработки данных (МегаЦОД) Сбербанка получил сертификацию международной организации The Uptime Institute по уровню надежности Tier III, означающую высокие показатели отказоустойчивости инженерной инфраструктуры, а также удостоен международной премии Green Enterprise IT Awards 2012 в номинации «Реализация инновационных технологий энергосбережения в инфраструктуре предприятия»; Сбербанк стал первой российской компанией, получившей награду Международной ассоциации управления проектами, а также лауреатом международной премии Enterprise Architecture Awards 2012, присуждаемой компанией Forrester Research. 5. В области повышение качества обслуживания и укрепление взаимоотношений с клиентами еще в 2011 году была запущенна масштабная программа переформатирования филиалов, целью которой является модернизация и улучшение филиальной сети Банка в российских городах. По итогам 2011 года модернизировали 872 филиала, а к 2012 году количество открытых отделений нового формата выросло более чем вдвое и составило 1941. Также в 2012 году был изменен подход к переформатированию филиалов, за счет внедрения методике анализа показателей филиалов на базе геомаркетинга, которая дает возможность оценить, какими параметрами должно обладать новое отделение, и более оптимально определить его расположение и формат. Промежуточные итоги программы переформатирования показали, что офисы нового формата развиваются очень быстро и после выхода на плановые показатели объемы операций в них в 1,5–3 раза превышают показатели до переформатирования. 6. В области корпоративного бизнеса: продолжилось развитие системы интернет-банкинга для корпоративных клиентов. Число клиентов системы Сбербанк Бизнес ОнЛ@йн превысило 600 тыс. чел. — это более 60% от клиентской базы Банка. Автоматизированная система Сбербанк Корпор@ция предоставляет многофилиальным холдингам возможности по гибкому управлению ликвидностью; запущен продукт E-invoicing — услуга безбумажного юридически значимого электронного документооборота, которая включает отправку отчетности в государственные органы; разработан и внедрен новый продукт СМС - эквайринг, который позволяет продавцам своевременно получать оплату за свои услуги через СМС – сообщения без предъявления клиентом банковской карты. 7. В целях успешной реализации Стратегии развития Сбербанка России до 2014 года ставятся следующие перспективы развития: · В области финансов Банк планирует обеспечить высокую финансовую результативность за счет устойчивого развития бизнеса, повышения эффективности управления расходами и эффективного управления рисками; · В части работы с клиентами Банк планирует сконцентрировать усилия на дальнейшем развитии отношений с клиентами, повышении доходности на одного клиента, увеличении количества продуктов на одного клиента, диверсификации ресурсной базы и создании предпосылок для выхода на новые рынки; · Приоритетными задачами по процессам и технологиям станут повышение надежности, рост производительности и совершенствование систем. Банк реализует ряд критически важных проектов для создания основы развития новых технологий. Это унификация ИТ – платформ и процессов, консолидация ИТ – инфраструктуры, построение мультиканальной модели, создание технологической основы для анализа больших массивов данных, дальнейшее развитие цифровых технологий.
Приложения Приложение 1 Диаграмма структуры филиальной сети ОАО «Сбербанка России» Рис.2. Структура филиальной сети ОАО «Сбербанка России» за 2012гг., шт. Рис.3. Структура филиальной сети ОАО «Сбербанка России» за 2011гг., шт. Приложение 2 Диаграмма рейтинга банков по кредитному портфелю на 2013г.
Рис.5. Рейтинг банков по кредитному портфелю на 1 октября 2013 года Приложение 3 Диаграмма рейтинга российских банков по депозитному портфелю на 2013г.
Рис. 6. Рейтинг банков по депозитному портфелю на 1 октября 2013 года Приложение 4 Таблица 1 Основные функции структуры управления ОАО «Сбербанка России»
(0.012 сек.) |