Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Лекция 1. Введение в учебный курс «Этика»




Система открытого образования

 

 

Е.В. Беляева

 

 

Этика

 

 

Курс лекций

 

3-е издание, стереотипное

 

Минск 2006


УДК 17(075.8)

 
ББК 87.7я7

Б44

Серия основана в 2001 году

 

 

Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при
Президенте Республики Беларусь.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Р е ц е н з е н т ы :

профессор кафедры философских наук Академии управления при Президенте
Республики Беларусь, доктор философских наук В.Ф.Берков.

 

  ã Беляева Е.В., 2004
ISBN 985-457-546-2 ã Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ КУРС «ЭТИКА». 5

Лекция 1. Введение в учебный курс «Этика». 5

ТЕМА 2. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ.. 6

Лекция 2. История этических учений. 6

Этические учения древнего мира. 6

Этические учения Древней Индии. 6

Этические учения Древнего Китая. 8

Этические учения Древней Греции. 10



Этические учения средневековья. 13

Евангельская моральная доктрина. 13

Основные проблемы этики средних веков. 14

Особенности и основные проблемы этики Нового времени. 15

Этика И.Канта (1724-1804) 17

Этические направления в XIX веке. 18

Некоторые учения в этике ХХ века. 20

Контрольные вопросы по теме №2. 22

ТЕМА 3. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ.. 24

Лекция 3. Историческое развитие нравственности. 24

Донравственные формы социальной регуляции. 24

Традиционная нравственность. 26

Принцип патриархальности. 26

Принцип коллективизма (общинности) 26

Принцип трудолюбия. 27

Принцип патриотизма. 28

Воинский этос. 29

Взаимодействие религиозной морали с традиционной нравственностью 30

Нравы средневековья. 32

Нравственность modernity. Буржуазная мораль. 33

Изменения в способе регуляции. 33

Ценностные ориентации буржуазной морали. 34

Нравственность modernity. Мораль советского общества. 35

Современная нравственность и ее перспективы.. 37

Контрольные вопросы по теме №3. 38

ТЕМА 4. ТЕОРИЯ МОРАЛИ.. 39

Лекция 4. Теория морали. 39

Свойства морали. 39

Антиномии в морали. 40

Структура морали. 45

Понятийная структура морального сознания. 46

Иерархическая структура морального сознания. 48

Функции морали. 49

Контрольные вопросы по теме №4. 51

ТЕМА 5. ВЫСШИЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.. 52

Лекция 5. Высшие моральные ценности. 52

Свобода как нравственная ценность. 52

Свобода как проблема. 52

Ступени нравственной свободы.. 54

Ситуация нравственного выбора. 55

Структура нравственного поступка. 57

Смысл жизни как нравственная ценность. 59

Счастье как нравственная ценность. 62

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.. 65

ЛИТЕРАТУРА.. 66


ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ КУРС «ЭТИКА»

Лекция 1. Введение в учебный курс «Этика»

Учебный курс «Этика» имеет своей цельюприобщение к этической информации для последующего самостоятельного нравственного творчества. Освоение моральных ценностей предполагает их переход в личностные смыслы каждого человека.

В результате изучения курса лекций необходимо знать: ключевые этические учения; основные этапы в развитии нравственности; специфику морали и ее понятийно-категориальный аппарат; содержание высших моральных ценностей.

В тексте лекций для удобства освоения материала выделяются:

· жирным подчеркиванием – подвопросы внутри вопроса лекции;

· жирным шрифтом – смысловые подразделения внутри подвопроса лекции;

· жирным курсивом – основные понятия темы и персоналии;

· подчеркиванием – главные мысли по рассматриваемому вопросу.

Этикафилософское учение о морали (нравственности). Философский характер этического знания проявляется в том, что оно опирается на идеи и категориальный аппарат философии. Этику называют «практической философией», «учением о правильной жизни», которое строится на основе общих представлений о сущности мира и месте человека в нем.

Мораль и нравственностьреальные духовно-социальные явления, изучаемые этикой. Моральными в этической литературе называются те стороны данного феномена, которые относятся по преимуществу к сознанию (так говорят: моральное сознание, моральное намерение, моральная оценка, моральные убеждения, моральные принципы). Нравственными обычно называют те аспекты, которые относятся к поведению индивида, к проявлениям морали в социальной реальности (так говорят: нравственные отношения, нравственная деятельность, нравственный поступок). В данном курсе понятия мораль и нравственность будут употребляться как синонимы.




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)