1. "Поступай согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом". Так как нравственный закон не содержит в себе ничего, кроме всеобщей целесообразности поступков, категорический императив не может быть ничем иным, как требованием к человеческой воле руководствоваться данным законом.
2. "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству", или чтобы человечество в нашем лице всегда было свято и выступало самоцелью. Этот императив является высшим принципом учения о добродетели. Категорическим он является по той причине, что его следует выполнять не ради каких-то иных целей, а ради него самого, и потому, что он не нуждается в каких-либо доказательствах. Основанием его служит то, что "разумное естество существует как цель сама по себе". Моральность вообще состоит в подчинении своих действий принципу разума.
3. "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства". Человек, как моральное существо, должен поступать таким образом, как если бы он был всегда законодательствующим членом во всеобщем царстве целей. Единство человеческого рода, его способность к совершенству заключены в интеллигибельном (внутреннем, но умопостигаемом) или трансцендентальном (находящемся за пределами эмпирического мира) царстве целей. Моральность человека есть, по сути дела, его возвышение из области повседневного мира в область интеллигибельного.
Это требование является категорическим, а не гипотетическим, потому что оно говорит о чистой цели, к которой стремятся ради нее самой и потому, что оно не требует никаких доказательств.
Моральный закон, по мысли Канта, заложен в душе и в совести каждого человека.Как он попал туда - величайшая тайна, такая же тайна, как звездное небо над головой. Но он есть в душе каждого человека, что свидетельствует в пользу божественного происхождения человека, в пользу бессмертия его души. Таким образом, из постулата о свободе воли выводится идея бессмертия души и идея Бога. Нравственный закон (категорический императив) не может быть выведен из эмпирического мира. Для его обоснования необходимо предположить существование какой-то другой реальности, которую Кант обозначает понятием умопостигаемого мира. Человек - существо двух миров, эмпирического, подчиненного необходимости и умопостигаемого - мира свободы воли. Умопостигаемый мир выходит за пределы опыта и всех явлений, относясь к сфере безусловного. Безусловность и есть свобода.
Как существо чувственное, человек принадлежит миру явлений (феноменов). Как существо разумное, нравственное, он принадлежит умопостигаемому миру вещей в себе (ноуменов).
Таким образом, Кант считает, что свобода и необходимость существуют в разных отношениях, в разных мирах, они нигде не пересекаются.
В работе " Основы метафизики нравственности" Кант конкретизирует понятие долга, выделяя следующие его виды:
Долг человека по отношению к высшим существам (если они есть).
Долг человека перед человеком.
Долг человека перед низшими существами (например, животными).
Более подробно он останавливается на втором виде долга (собственно нравственном), разделяя его на две части - долг человека перед собой и долг перед другими людьми.
Долг человека перед самим собой распадается на две части - забота о сохранении своего физического тела (забота о собственном здоровье) и забота о себе как духовном существе (обязанность совершенствоваться в культурном и нравственном смысле).
Долг человека перед другими заключается в обязанности уважения, благожелательности и любви. Способствовать счастью ближнего - нравственный долг человека, гораздо более благородный и достойный, чем цель стремиться к собственному счастью.
Платоновский "Протагор" вполне может рассматриваться как завершение того раннего периода философии Платона, который обычно именуют сократическим. Это пока еще только сам процесс философского искания точных категорий с постоянным исследованием разнообразных логических установок. Однако "Протагора" можно считать самым высоким достижением сократического периода не только потому, что здесь ставится проблема добродетели в целом (в то время как прочие диалоги этого периода рассматривают только отдельные добродетели: "Лисид" – дружбу, "Лахет" – мужество, "Евтифрон" – благочестие), но и потому, что здесь уже намечается переход от постоянного искательства к той позиции, с которой можно начать положительное построение философии. Платон тут уже вплотную подошел к объективному идеализму, хотя последний пока еще не выражен явно. Как мы увидим далее, здесь тоже, правда, достаточно бегло, фигурируют платоновские термины "сущность" и "идея". И хотя они еще не понимаются онтологически (почему пока еще и нет явно выраженного объективного идеализма), все же новостью нужно считать структурную разработку идеи. А это несомненный шаг вперед в развитии платоновской философии. Таково положение диалога среди прочих произведений Платона. Аид в качестве абсолютной действительности здесь уже не фигурирует; в то же время начинаются попытки заменить его некоторого рода логическими конструкциями.
Другая особенность, которую невольно замечает и всякий читатель "Протагора", и всякий комментатор этого диалога, заключается в том, что, несмотря на его ранний характер и еще достаточно наивную постановку философской проблемы, он чрезвычайно труден для анализа и, несомненно, гораздо труднее тех позднейших и прославленных диалогов Платона, которые трудны из-за самого предмета, а не из-за своей структуры. С точки зрения структуры "Протагор" представляет собой собрание частей, которые иной раз внешне никак между собой не связаны и для установления связи между которыми требуется очень многое додумывать за Платона. Все это было причиной многочисленных толкований "Протагора", ни одно из которых не стало общепринятым; критический обзор этих толкований мог бы явиться предметом обширного исследования.
Сократ и некий Гиппократ, узнав о прибытии в Афины знаменитого софиста Протагора, решают пойти к нему, чтобы набраться у него "звания". При этом Сократ безрезультатно пытается узнать, чего именно Гиппократ хочет от Протагора: если Гомер учит поэзии, Поликлет – ваянию, то чему же учат софисты, и если они учат знанию мудрых вещей, то каких именно? С таким неопределенным настроением оба собеседника идут в дом Протагора.
Протагор остановился у некоего Каллия, у которого в это время оказалось множество разных заинтересованных в философии лиц, перечисляемых и изображаемых у Платона. Среди них известные вожди софистов Гиппий Элидский и Продик Кеосский. Когда все собрались, Протагор объявляет, что он не стыдится быть софистом, что софистика учит тому, как жить, и что прежние поэты и философы тоже занимались софистикой, но только прикрывали это поэзией, музыкой, живописью, гимнастикой и т. п..
С этого общего вопроса начинается беседа, поскольку Протагор объявил, что он обучает домашним и общественным делам, т.е. тому, как всем управлять и как везде наилучшим образом говорить. Но поскольку Сократ убежден в невозможности путем обычных технических приемов научиться добродетели (желающие научиться зодчеству идут к зодчему, а желающие стать корабельными мастерами – к корабельщику, но, когда они выступают в Народном собрании, они ни у кого ничему не учатся, а дают свои советы согласно здравому смыслу, да и не все добродетельные люди научили своих детей добродетели), то Протагору приходится свой тезис о возможности научиться добродетели доказывать более обстоятельно и на этот раз при помощи мифа.
Протагор рассказывает миф о том, как боги создали людей из земных стихий: Эпиметей наделил их разнородными способностями, Прометей похитил огонь у Гефеста и мудрость у Афины, чтобы даровать людям способность к техническому развитию, и, наконец, Зевс наделил людей чувством совести для разумного общежития, и в частности для общественно-политической жизни. Так Протагор объясняет, почему афинянам не нужно специально обучаться политическим добродетелям.
Врожденность добродетели Протагор доказывает также тем, что добродетель постоянно признают все люди, так что объявляющий себя, например, несправедливым принимается за сумасшедшего. И если существуют наказания за преступления, то это как раз и указывает на то, что добродетели врождены, но, кроме того, их еще нужно воспитывать и им нужно обучать; если бы это было не так, то не за что было бы наказывать и бесполезно было бы обучать добродетели. А если у хороших родителей вырастают плохие дети, то это тоже доказательство того, что способности врождены, но в разной мере и их нужно воспитывать, хотя опять-таки умело. Гражданские добродетели связаны с чем-то единым и необходимым, без обучения чему не может существовать общество и никакие родители не могут воспитывать своих детей.
4. Словарь на 50 терминов по этике
1. Абсолютизм
морально-волевая установка, утверждение о существовании только одного источника нравственных норм, значимость которых признается универсальной и ничем не ограниченной (см. Релятивизм). Абсолютизмом предлагается единая «субстанция нравственности».
2. Альтруизм
нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо других людей; самоотверженность (противоположность – эгоизм).
Как жизненный принцип альтруизм выражается в максиме:
«Поступай так, чтобы твой личный интерес служил чужому интересу», но при этом учитывается, что правило «Не навреди» превалирует над правилом «Помогай ближним».
- (в широком смысле) ряд школ и направлений современной (гл.о. англоязычной) этики, единственным объединяющим признаком которой является аналитический стиль мышления, тщательное определение ключевых понятий, стремление к логической прозрачности этических построений и т.п.
- (в более узком смысле) область исследований, специальной задачей которых является анализ языка этики с применением методов и подходов, разработанных в аналитической философии (то же, что метаэтика)
5. Апатия
термин античной этики: «бесстрастие» как отсутствие аффекта или невосприимчивость к нему. Особое значение термин приобрел в этике стоицизма, где оно понималось как существенное свойство добродетельного состояния (мудрости), как позитивная способность преодолевать аффекты (прежде всего: печаль, страх, вожделение, наслаждение).
6. Аскетизм
термин философов стоической школы, обозначающий «упражнения в добродетели» и воздержание от неразумных побуждений (страстей): страха, скорби, гнева, наслаждения., достижение праведности и благочестия. Католицизм рассматривает аскетизм как этику монашества, протестантизм рассматривает принцип аскетизма как следование утилитарно-этическим нормам (бережливости, воздержанности, трудолюбии и др.). Православие считает аскетизм общехристианской нравственной обязанностью, осуществляемой в различных формах (в т.ч. и в форме монашества), и понимает аскетизм как сознательное приобретение христианских добродетелей и достижение религиозно-нравственного совершенства.
7. Беспристрастность
характеристика решений и действий, принимаемых и совершаемых исключительно на основе принципов, «по правде», «не взирая на лица», независимо от предпочтений и интересов, которые удовлетворяются или ущемляются. Наиболее простым нормативным инструментом беспристрастности является золотое правило этики.
8. Благодарность
чувства обязанности, одобрения, уважения и любви к другому человеку за оказанное им благодеяние.
9. Благодеяние
действие, направленное на благо другого, других, группы людей.
10. Благоразумие (рассудительность)
качество характера, принцип действия, ориентирующий человека (группу) на достижение максимального собственного блага (счастья).
11. Благотвори-тельность
(филантропия) деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно и безвозмездно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся людям, содействия решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни. Носит (в отличие от милостыни) организованный, по преимуществу безличный характер, направлена на общественно значимые цели.
12. Бусидо
(в пер. с яп. яз. – путь воина) моральный кодекс японских самураев.
13. Вежливость
форма взаимоотношений между людьми, суть которых – доброжелательность, желание добра другому человеку (оттенки вежливости: корректность, любезность, деликатность).
14. Вера
религиозно-этическая категория, отражающая непосредственный и целостный акт свободного принятия человеком трансцендентного, определенной системы ценностей, ориентированной на идеальное преображение жизни.
В христианской традиции вера (наряду с надеждой и любовью) рассматривается как одна из богословских добродетелей.
15. Воспитание
- целесообразное, произвольно направляемое взросление ребенка в социокультурном (духовно-практическом) пространстве челове-ческого общения;
- любое сознательно планируемое интеллектуальное, эстетическое и нравственное влияние на индивида или группу людей любого возраста.
16. Всеобщность (универсальность)
характеристика (признак) некоторых императивных и ценностных, в т.ч. моральных суждений.
17. Выбор моральный
духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий.
18. Гедонизм
- тип этических учений, в которых все моральные определения (содержание понятий добра и зла, мотивов и поступков) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные). В учениях киренаиков гедонизм складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями., которые ограничивают его свободу, подавляют его самобытность;
- система нравственных установок, согласно которым добро есть наслаждение, а зло – страдание.
19. Гнев
непосредственное возмущение, являющееся реакцией на зло (оскорбление, несправедливость и др.), причиненное человеку, его близким или направленное против того, что он считает для себя особо ценным, святым. Традиционно трактуется как один из пороков.
20. Гордость
чрезвычайно высокая оценка человеком собственных достоинств. Может трактоваться и как добродетель и как порок.
21. Грех
религиозно-этическое понятие, обозначающее нарушение (преступление) нравственного закона (заповеди), христианская интерпретация морального зла.
22. Добро моральное
- особого рода ценность, не касающаяся природных или стихийных событий или явлений; характеризует действия, совершенные свободно, ради них самих;
- поступки, сознательно соотнесенные с высшими ценностями, идеалом.
Добро заключается в преодолении обособленности, разобщенности, отчуждения между людьми, утверждении взаимопонимания, морального равенства, и гуманности в отношениях между ними (см. золотое правило, категорический императив, милосердие). Добро характеризует действия человека с точки зрения его духовного возвышения и нравственного совершенствования.
23. Добродетель
идеальная совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных качеств, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве.
фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следовать добру;
24. Добропорядоч-ность
характеристика личности свидетельствующая о ее соответствии обязанностям, вменяемым ей ее статусом в сообществе (наряду с сословной честью). .
25. Долг
нравственно аргументированное принуждение к поступкам; нравственная необходимость, фиксированная в качестве субъективного принципа поведения. Долг выражает императивность морали. Долг мотивирует действия человека (см. обязанность).
26. Долженство-вание
необходимость совершения какого-либо действия.
27. Должное и сущее
категории, в которых отражается существенная для морали противоположность между фактическим положением дел (поступком, психологическим состоянием, общественным явлением) и нравственно ценным, положительным, идеальным.
28. Достоинство
характеристика человека с т.з. внутренней ценности, соответствия собственному предназначению.
29. Дружба
разновидность (наряду с товариществом, любовью) избирательно-личностных отношений между людьми, характеризующихся взаимным признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой.
30. Жадность
собирательное название для ряда пороков, связанных с болезненным пристрастием к имуществу (скупость, алчность, корыстолюбие и пр.).. В христианской традиции жадность пятый грех среди семи смертных.
31. Забота
непрерывная активность, направленная на содействие чьему-либо благу; проявление отношения человека к другим людям (противоположность враждебности, манипуляции в корыстных целях, эгоизму) и к самому себе.
32. Зависть
чувство досады или горечи, возникающее при виде того, что другой обладает благом или имуществом, которые отсутствуют у завистника, сопровождающееся желанием того, чтобы соперник их лишился.
В католицизме – один из семи смертных грехов.
33. Заповедь любви
принцип, провозглашенный Иисусом Христом в ответ на обращенный к нему вопрос о высшем законе человеческой жизни.
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем … Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
34. Зло
противоположность добра, основополагающая универсалия этики; деятельность противоречащая принятым в данной культуре нормам морали (в конечном счете – идеалу), деятельность которая имеет негативное значение для состояния других людей или самого действующего объекта: причиняет материальный или духовный ущерб, вызывает страдания и сходные негативные чувства, ведет к деградации личности. Понятие морального зла определяет то, чему противодействует мораль, что она стремиться устранить и исправить: чувства, взгляды, намерения, поступки, качества, характеры. Избавления от зла физического (страданий, смерти) и морального (греха) возведено в конечную цель человека во многих религиях (буддизм, христианство).
35. Золотое правило
моральный принцип: «(Не) Поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Первые упоминания о з.п. относятся к 1 тысячелетию до н.э. Встречается в индийских трактатах, в изречениях Будды, в ответах Конфуция, в античных философских текстах.
36. Идеал
в теоретическом плане: наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное нравственное представление (о благом, о должном); в нормативном: совершенство в отношениях между людьми или (в форме общественного идеала) такая организация общества, которая обеспечивает это совершенство; высший образец нравственной личности.
Как форма нравственного сознания, идеал является одновременно ценностным представлением, поскольку им утверждается определенное безусловное положительное содержание поступков, и императивным представлением, поскольку это содержание определено в отношении человека и вменяется ему в обязательное исполнение. В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место, им определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного.
37. Индивидуализм
понятие, обозначающее признание приоритета интереса индивида над коллективным или институциональным интересом, а также приоритет блага, свободы и личностного развития индивида в качестве высшей цели, по отношению к которой социальные институты и группы являются средством или условием ее достижения;
жизненная позиция и мировоззрение.
38. Информирован-ное согласие
принцип медицинской этики и медицинского права, согласно которому любое медицинское вмешательство, имеющее профилактическую, диагностическую, лечебную или исследовательскую цель, допустимо после получения медицинскими работниками осознанного, добровольного согласия пациента или испытуемого (в отличие от этики Гиппократа: врачам предписывалось принимать профессиональные решения по своему разумению, скрывать из гуманных соображений многое от своих пациентов).
Современная концепция информированного согласия предполагает: признание суверенности пациента как личности в принятии решений, касающихся его блага; уважение к его автономии; обеспечение свободы (в частности, путем предоставления максимально полной информации) пациента выбирать между различными медицинскими вмешательствами, включая альтернативу нелечения; вовлечение пациента в терапевтическое сотрудничество с медицинскими работниками.
39. Императив
безусловное требование, повеление.
40. Императив
категорический
(в этике И. Канта синоним морального императива) обозначение нравственной нормы как формально независимой в своих основаниях от каких бы то ни было фактических условий человеческого волнения, которая безусловно-обязательна к исполнению при любом наборе наших фактических целей.
41. Императивный
требующий безусловного подчинения, исполнения.
42. Категории этики
основополагающие понятия, которые выступают одновременно и отображением общих свойств действительности, и актуальными формами деятельности сознания, которое имеет дело с определенным аспектом действительности.
43. Конфиденциаль-ность
норма медицинской этики и медицинского права, запрещающая медицинским работникам разглашать информацию о заболевании пациента, интимной и семейной сторонах жизни как самого пациента так и его близких. В биоэтике норма конфиденциальности возводится,, во-первых, к принципу непричинения вреда, во-вторых – к принципу автономии, уважения человеческого достоинства, законных прав пациента.
В современной международной врачебной клятве, принятой Всемирной медицинской ассоциацией (ВМА, 1948, 1968, 1994) говорится: «Я буду уважать доверенные мне секреты даже после смерти больного».
44. Корпоративизм
система норм и ценностей, соответствующих им механизмов управления и организации, а также нравы, действующие в корпорации как добровольном и социально закрытом объединении, созванном для ведения специализированной деятельности, имеющем, как правило, в этом качестве юридический статус.
45. Лень
порок, характеризующийся уклонением человека от напряженных усилий (духовных или телесных), необходимых для достижения целей. Ленивый человек полностью отдается тем видам препровождения времени, которые не требуют активизации воли.
Желанным его состоянием является праздность. Лень вносит в социальную жизнь элементы паразитизма, разрушает нравственность самого ее носителя, поскольку парализует его волю.
46. Любезность
одно из положительных качеств человека как субъекта повседневного общения, минимальное проявление доброжелательности и альтруизма, распространяющееся на максимально широкий круг людей. Подобно моральным добродетелям, любезность носит «срединный характер», недостаток которого приводит к неотесанности, избыток – к шутовству.
47. Любовь
в самом общем смысле – отношение к кому- или к чему-либо как безусловно ценному, объединение и соединенность с кем (чем) воспринимается как благо. В более узком смысле любовь (если не принимать во внимание эмоциональные состояния, связанные со страстью к различным вещам, состояниям: сладострастие, сребролюбие, властолюбие и т.д.) – это отношение к другой личности, которая воспринимается как сомоценность.
48. Мазохизм
термин, применяющийся для обозначения психосексуального расстройства, в котором половое удовлетворение сопряжено с претерпеванием боли, унижений, психологического дискомфорта. Это психологический парадокс: его внешние проявления противоречат обычному представлению о том, что стремление к наслаждению и бегство от страданий являются основными движущими импульсами человеческого поведения.
49. Максима
(лат. мaxima – основное правило, принцип) – практический принцип, правило действия, которые человек самостоятельно избирает или вырабатывает на основе личного опыта. Максима является моральной, если согласована с нравственным законом (см. категорический императив) или возможным царством целей как царством природы и определена человеком на основе опознавания им нравственного долга.
Условием согласования максимы с нравственным законом является свобода человека.
50. Мещанство
система ценностей, связанная с образом жизни и сознанием мелкого буржуа. В центре мещанских ценностей лежит желание обогатиться благодаря методичному, каждодневному труду, следованию намеченному плану, добровольной бережливости, терпению и упорству, осторожности. Мещанство в качестве антиидеала – это приземленность притязаний, ненависть к всему возвышающемуся над нормой, невосприимчивость к тонкому чувству и изящной культуре категоричность суждений о мире, опирающихся на серость собственного существования. Мещанство противостоит аристократизму.
51. Милосердие
сострадательное, доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку (противоположность – равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие).
52. Мистика
1. в широком смысле – загадочное, непонятное, выходящее за рамки индивидуальной способности понимания;
2. В духовном смысле – ощущение и понимание мира как таинства, созерцание таинственного, вырастающего из опыта переживания человеком своего единения с бесконечным бытием (Абсолютом, Богом, Космосом и т.д.).
53. Мораль
понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляется себя как разумное, самосознательное и свободное существо.
Понятие «мораль» формируется в философском размышлении с целью обобщения тех сторон человеческой жизни, которые обозначались словами «благо (добро) и зло», «справедливость и своенравность», «правильное и неправильное», а также «склад характера», «нормы и принципы поведения», «достоинство» и т.д.
Основные различия в философско-этических и моралистических трактовках морали определяются расхождениями в понимании источника морали и содержания морального идеала.
По пониманию источника морали типологически различаются:
а) натуралистические концепции, выводящие мораль из природы, представляющие мораль как момент развития природных (биологических) закономерностей (Ж.О. де Ламетри, эволюционная этика);
б) социологические концепции, выводящие мораль из общества, представляющие мораль как элемент общественной организации (Ницше, З. Фрейд, которые выделяют как основную функцию морали как социально репрессивную);
в) «антропологические» концепции, выводящие мораль из природы человека, трактующие мораль как неотъемлемое качество человека (Демокрит, Аристотель, Ж.П. Сартр, Э. Фромм);
г) супранатуралистические концепции, выводящие мораль из некоторого трансцендентного источника, в религиозных учениях мораль представляется как данная в откровении божественная заповедь (Платон, Августин, Фома Аквинский, русская религиозно-философская традиция).
По интерпретации идеала различаются *:
а) гедонистические учения, согласно которым, высшей ценностью и целью человека является удовольствие и все обязанности человека в конечном счете подчинены его желанию получить удовольствия (киренаики, Д. Де Сад);
б) утилитаристские, или прагматистские учения, согласно которым морально ценным является то, что служит определенной цели, а человек должен совершать полезные действия и стремиться к успеху (софисты, Милль, Б. Франклин, Ф. Чернышевский, марксизм);
в) перфекционистские учения, согласно которым высшей ценностью является совершенство и каждый должен совершенствоваться в стремлении приблизиться к идеалу
(Платон, Августин, Б. Спиноза, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев);
г) гуманистические учения, согласно которым высшей нравственной ценностью является человек, и обязанностью каждого является содействие благу другого (Шефтсбери, А. Шопенгауэр, Фромм).
* классификация основана на выделении «первичных» ценностей: не включена этика счастья, этика долга, т.е. касаются умозрительных образов морали, указывают на приоритет определенной ценности (удовольствия, пользы, совершенства, милосердия) .
54. Мотив
(от латинского movere - приводить в движение, толкать)
1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
55. Мудрость
понятие, обозначающее высшее, целостное, духовно-практическое знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия, знание осуществляемое через духовно-жизненное вовлечения субъекта знания в процесс искания истины.
56. Мужество
этическая добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха; одна из четырех кардинальных добродетелей античности (наряду с умеренностью, мудростью, справедливостью).
В настоящее время понятие «мужество» употребляется как синоним нравственной твердости, такой решительности в отстаивании нравственных убеждений, которая не считается с возможными потерями (материальными, социальными, психологическими) и преимущественно выступает как гражданская позиция.
57. Надежда
ожидание блага, осуществления желаемого.
58. Наказание
вид негативной санкции, применяемой как следствие нарушения принятых установлений (правила, закона) и заключающееся в ограничении возможностей и понижении социального статуса (лишение прав, имущества, свободы) виновного в этом. Исключительной юридической мерой наказания является смертная казнь.
59. Насилие
общественное отношение, в ходе которого одни индивиды (группы людей) с помощью внешнего принуждения, представляющего угрозу жизни вплоть до ее разрушения, подчиняют себе других, их способности, производительные силы, собственность; узурпация свободной воли. Отличается от
- патернализма – господства зрелой (взрослой) воли над незрелой (детской); такое господство считается отеческим, оберегает незрелую волю;
- правового принуждения, источником которого есть предварительный договор, по которому индивиды сознательно (для целей сообщества) отказываются от части своей свободы и передают право материально гарантированного решения по определенным вопросам определенным институтам и институционализированным лицам.
Насилие же есть действие, на которое не может быть получено согласие тех, против кого оно направлено, ибо не считается с их целями, правами, интересами.
В отличие от природной агрессивности человека как живого существа («воинственные» инстинкты) насилие является сознательным актом.
60. Ненасилие
этический принцип, согласно которому границы морали совпадают с отрицанием насилия.
Ненасилие как общий этический принцип выступает в качестве безусловного запрета.
Ненасилие как особая программа практической деятельности является сознательно культивируемой и достаточно конкретной программой, направленной на разрешение тех конфликтов, которые принято решать с помощью различных форм нравственно санкционированного насилия. Ненасилие есть борьба за справедливость более эффективными и последовательными способами, чем насилие.
61. Нигилизм
в широком смысле – отрицание всего культурного наследия прошлого, а также принятых в обществе норм, идеалов, традиций, ценностей;
жизненная позиция человека, сознательно отрицающая общепринятые моральные нормы и ценности.
62. Нравы
устоявшиеся в данном сообществе формы поведения, стереотипы поведения, складывающиеся стихийно.
63. Нормативная
регуляция
регуляция человеческого поведения и жизни, обращенная к сознанию человека
мораль как регулятор жизни общества:
- моральная регуляция внеинституциональная; она существует как исторически сложившаяся форма организации и регулирования общественной жизни;
- нормы морали и правила поведения рождаются спонтанно, в практике человеческих отношений;
- нормы морали не возможно свести к какому-либо ограниченному количеству, они гибки;
- требования морали направлены ко всем людям;
- источник обязательности моральных норм – человеческая совесть, моральное сознание человека и общества;
- контроль выполнения моральных норм – частное дело каждой личности и соответствующих обществ, определенную роль играет общественное мнение;
право как регулятор жизни общества:
- правовая регуляция институциональная, т.е. регулируется специально созданным институтом, организацией; она осуществляется властью и авторитетом государства;
- нормы права устанавливаются и издаются от имени государства;
- правовые нормы требуют четкого определения и ограниченного количества, что дает возможность проверить их исполнение;
- требования права имеют конкретного адресата;
- обязательность правовых норм вытекает из силы и авторитета государства;
- контроль выполнения норм права осуществляется с помощью социальных институтов – суда, прокуратуры.
64. Обязанность
в широком смысле – синоним долга;
в узком – форма долженствования, требующего от лица (как индивидуального, так и коллективного – общественной организации или государственного органа) определенных действий, гарантирующих (обеспечивающих) права людей.
- поступок, простым несовершением которого другим причиняется несправедливость, т.е. нарушаются их права.
65. Обязательство
форма долженствования, принимаемая лицом, вступающим в особенные, нередко документально закрепляемые отношения с другими лицами, организациями или учреждениями.
Список использованной литературы
Буряк Г.В., Лозовий В.О., Панов МЛ. та ін. Етика. - Київ, 2002.