Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этические позиции Конфуция



2015-11-20 627 Обсуждений (0)
Этические позиции Конфуция 0.00 из 5.00 0 оценок




Как же привести в порядок государственные дела, как избежать хаоса и разрухи? В связи с этими проблемами Конфуций предлагает людям не столько политическое или духовное учение, сколько чисто этическую систему. Важно сначала исправить людей, очистить их, вернуть к нормам поведения, а все остальное – и государство в том числе – постепенно само придет в равновесие. Надо больше интересоваться не политикой или экономикой, а состоянием души человека. Таким образом, Конфуций смотрит на решение государственных проблем через призму человека. Время показало, что это наиболее удачный вариант "жизненной философии": с одной стороны, он признавал мир "тонких" материй, мир духов, общение с Небом, с другой – призывал больше обращать внимание на соблюдение простейших этических норм в повседневной жизни. Правда, сами по себе эти нормы, или особые правила поведения, - Ритуал – имели исключительно священный характер. Но воплотить в реальность самые простейшие нормы поведения не так легко, как кажется. Даже если очень подробно и доступно объяснить человеку, как он должен себя вести, то вряд ли стоит ожидать, что он тотчас изменится. Нужен был особый подход к душе человека, и Конфуций нашел его. Великий учитель воспользовался одним из самых древних культов Китая – культом предков. Пример этих людей, их светлые и одновременно окутанные мифами образы стали для конфуцианцев более значимыми, чем поклонение далекому абстрактному Небу. Легендарные предки в Китае в Китае занимают место неких образцов для подражания, являются мерилом человеческих поступков. Они же превращаются в символ китайской нации. Таким символом позже стал и сам Конфуций. Ритуал – священный закон Конфуция. Ритуал по Конфуцию – это не правила поведения человека, придуманные им самим же, а правила высшие, осмысленные человеком и переведенные им на язык слов и жестов. Ритуал – явление самостоятельное, данное природой, как всякий естественный закон. Но, тем не менее, есть определенные нормы поведения, которых способен придерживаться каждый. Это человеколюбие, долг, преданность, искренность, почтительность, забота о младших. Вот на этих качествах и основывалось этическое учение Конфуция, которое переросло в мощную социальную и политическую доктрину.

Пять постоянств праведного человека:

Жэнь— «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом.

И— «правда», «справедливость».

Ли— буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, например почтение к родителям и правителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества.

Чжи— здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе.

Синь— искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность.

Античная этика

Развитие этики в Древней Греции значительно отличалось от этого процесса на Древнем Востоке. Причины этого носят социально-экономический и политический характер. В Древней Греции разложение общинно-родового строя и смена его классовым происходили значительно быстрее, появилась частная собственность, возникло разделение труда, происходили острые столкновения родоплеменной аристократии и демоса, в результате которых победу одержал последний. Это значительно оживило развитие политической и духовной жизни, в том числе и этики.

Именно развитие демократии выдвинуло на первый план проблемы соотношения индивидуальной воли и всеобщего блага, интересов и целей одного индивида с интересами и целями других.

Центральными фигурами в истории античной этики можно считать софистов (Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура), стоиков, скептиков. Здесь важно отметить отличие этической мысли Древнего Востока и Древней Греции. В Греции процесс развития этической мысли носил поступательный характер, школы и ученые развивались не параллельно в один временной отрезок, а последовательно. Это стало причиной того, что древнегреческая этическая мысль отличается глубиной и содержательностью. Ведь очевидно, что каждый философ, знакомясь с трудами своих предшественников и полемизируя или соглашаясь с ними, выдвигал какие-то новые, оригинальные идеи этического характера.

Античная этика является по существу учением о добродетелях и добродетельной личности. Согласно такому пониманию посредствующим звеном между нравственной эмпирией, моральным долженствованием и их реальным синтезом является моральная личность. Эта этика оптимистична, в ней утверждаются нравственная самоценность и суверенность человека. Древние философы считали, что человек лучше любых правил, лучше своих собственных поступков. Специфика его в том, что он есть существо разумное и общественное. По мнению философов, гармоничное общественное устройство является средством добродетельности граждан, совершенного обнаружения ими свойств разумной сущности. Однако при этом античная этика выдвигает такие требования к человеку, как подчинение индивидуального всеобщему, страстей – разуму, живых личностей – абстрактным нормам, а того, что есть, – тому, что должно быть.

Необходимо отметить и значительный прогресс античной этики: переход от мифологических воззрений к натуралистической и идеалистической концепциям. В основе натуралистической концепции лежит ориентация на человека как на естественное существо. Идеалистическая концепция, значительная роль в разработке которой принадлежит Платону, ориентируется на идеальный сверхъестественный мир.

Гуманизм Ренессанса

Гуманизм, как зародилось это понятие, отнюдь не моральное, а прежде всего и по преимуществу эстетическое и философское, с выделением человека, вместо Бога, как центрального образа в миросозерцании новой эпохи. Возникло во Флоренции в середине XIV века.

Но гуманизм вскоре смыкается с гуманностью, присущей христианскому вероучению, порождая уже чисто моральную рефлексию даже у первого гуманиста в Европе, что станет характерной чертой Ренессанса, исполненной трагизма, помимо постоянного торжества зла в мире.

Ярчайший расцвет искусств и мысли, с блистательными именами гениальных поэтов, художников, мыслителей, ученых и мореплавателей, имел свои первопричины и источники, порою парадоксальные.Философской основой ренессансного миросозерцания, как и средневекового, был античный неоплатонизм, учение Платона об идеях. Средневековые мыслители с их монотеизмом заговорили об абсолютной личности, связав с нею и благо, и красоту. Фома Аквинский через неоплатонизм и теологию приходит к эстетике, как Данте христианское вероучение превращает в поэзию в «Божественной комедии», как Гомер в свое время старинную веру греков воссоздал в «Илиаде» в эпос, драму и эпическую поэзию. Средневековый неоплатонизм, как мы видим, теологичен. Но личность в нем уже проступила как живая, конкретная, воплощение блага и красоты. Человек сознает себя близким к ангелам и даже к Богу и с упоением открывает в себе человека с его достоинством и свободой. Это и есть возрожденческий неоплатонизм с его антропоцентризмом. Это и есть гуманизм, обогащенный всей греческой премудростью, классической древностью в ее высших достижениях и образцах.

Христианская религия обрела свою сущность, она превратилась в мифологию, художественно воспроизводимую, как некогда религия греков - в художественную религию и мифологию. И в этом человек ощущал свободу и радость, словно юность вернулась, с восприятием земной красоты во всех ее проявлениях.

Но эта беззаботность и приволье человека Возрождения продлятся недолго, ибо при остроте восприятия жизни, всех ее благ и радостей, усиливается ощущение ее скоротечности и смертности человека, с тем приходит углубленный психологизм, с трепетом личных переживаний, глубина личностного самораскрытия. Стихия привольной беззаботности накладывается на трагическое восприятие жизни.

Этика Просвещения

В XVIII в. на европейской арене появился идейное движение, выражавший интересы молодой буржуазии. Сторонники Просвещения верили в счастливое будущее человечества, что наука и технический прогресс обеспечат благоденствие на земле. На таких принципах ведущие мыслители-просветители обосновывали систему этических принципов. В эту когорту принадлежал и французский философ Поль-Анри Гольбах (1723-1789). Он, как и К.-А. Гельвеций, считал себялюбие, стремление к удовлетворению личного интереса существенной качеством человеческой природы. Однако он выступал против крайнего эгоизма, защищал идею согласования личного интереса индивида и интересов общества. По его мнению, социальная среда играет определяющую роль в формировании личности. Человек, по П.-А. Гольбахом, является частью природы, а потому подчиняется ее законам. Он отрицал наличие у человека свободы воли, считая ее поведение обусловленной определенными причинами. Развитие общества Гольбах объяснял деятельностью правительства, выдающихся личностей, развитием образования. Выступал против феодального строя. Мыслителем, представил Просвещение и в каком созрел протест против его идейных основ, ставшего духовным предтечей французской революции, был Ж.-Ж. Руссо. Его этическая концепция основывается на идее равенства людей и свободы личности. Ж.-Ж. Руссо мечтал об обществе, в котором каждый гражданин будет владеть равной долей собственности. Мораль, утверждал Руссо, взаимосвязана с политикой, общественным строем. Так, мечтая о совершенной морали, необходимо выяснить, какой государственный строй будет способствовать формированию доброго, мудрого, образованного народа. По его мнению, с прогрессом культуры упадок нравственности, а разнообразные заблудись заглушают голос природы и разума. Неприемлемым для Руссо был принцип самолюбия. При этом он различал самолюбие и любовь к себе как различные по природе и действию страсти. Любовь к себе, по его мнению, является естественным чувством. А себялюбие - это производное, искусственное явление, возникающее только в обществе, заставляя каждого индивида оказывать себе большее значение, чем всему остальному. Оно побуждает людей поступать друг другу всяческое зло. Критикуя господствующий религиозное мировоззрение, Руссо находился одновременно под влиянием религии и пантеизма. По его словам, на душу человека влияют климат, время года, стихии, звуки, цвета, еда, движение и покой, шум и тишина, темнота и свет, учитывая которые, можно управлять своими чувствами. 12. Этика Нового времени Главной чертой этики Нового времени была попытка свести ее к уровню бытия человека. Быстрые темпы развития естествознания в этот период определили попытку мыслителей обосновать все действия и поступки человека с точки зрения природы. В итоге в этическую мысль вошло мнение, будто мораль представляет собой воплощение в человеке природных законов. Однако это мнение не могло объяснить аморальности и безнравственного поведения человека. На пути разрешения этого и других противоречий этика в Новое время приходит к пониманию социальной природы морали. Это во многом определило характер этического мышления Нового времени. Для него было само собой разумеющимся, что каждый индивид жертвует собой ради других людей и ради общества в целом. Мыслители Нового времени не могут принять средневековую точку зрения на человека как на ничтожное существо, но и не разделяют наивной веры античности во всесилие нравственных возможностей личности. Они видят, что реальные люди и нравы очень далеки от идеала добродетели. Это наблюдение поставило перед мыслителями необходимость найти методы, позволяющие человеку преодолеть свой эгоизм. Над разработкой таких методов-рекомендаций работали великие мыслители Д. Дидро, К.Гель-веций и П. Гольбах. Они наставляли человека избегать излишеств и вожделений и уважать чужие интересы, ибо стремление к удовлетворению «неразумного» интереса рано или поздно обратится вредом для совершившего его. Одним из главных достижений этики Нового времени стала попытка примирить интересы отдельного индивида и общества в целом на основании невозможности существования их друг без друга. Говоря об этической мысли Нового времени, нельзя обойти имена таких знаменитых философов, как И. Кант и Г. Гегель. Среди достижений Канта необходимо отметить его вклад в разработку проблем нравственности, изменение зависимости морали и религии, разграничение понятий «мораль» и «счастье». Центральным же достижением Канта является его определение морали как надприрод-ного долженствования, которое связывает ее с душой человека. Среди достижений Гегеля необходимо отметить то, что он придал воззрениям на мораль и нравственность исторический характер, обнаружил объективно закономерный характер их развития в теснейшей связи и взаимодействии со всеми сторонами жизни общества. Этика Канта и Гегеля истолковывала нравственное совершенствование личности как ее духовное самопринуждение, самообуздание, результат ограничения ее непосредственных склонностей, интересов, выход за социально-природные границы живого человека. 13. Категорический императив И.Канта Кант отрицательно относился к мнимой морали, основанной на принципах полезности и приятности, на инстинкте, внешнем авторитете и на различного рода чувствах. Ни благоразумие, ни умение еще не составляют нравственности. Как говорил Вл. Соловьев, анализируя нравственные идеи Канта, человек, с технической ловкостью удачно действующий в какой-нибудь специальности или благоразумно устраивающий свое личное благополучие, может, несмотря на это, быть совершенно лишен нравственного достоинства. Такое достоинство приписывается лишь тому, кто не только какие-нибудь частные и случайные интересы, но и все благополучие своей жизни безусловно Подчиняет моральному долгу или требованиям совести. Лишь такая воля, желающая добра ради него самого, а не ради чего-нибудь другого, есть чистая, или добрая, воля, имеющая цель сама в себе. Ее правило, или нравственный закон, не будучи обусловлен никакой внешней целью, есть категорический императив, выражающий абстрактную обязанность. Кант призывает: определи себя сам, проникнись сознанием морального долга, следуй ему всегда и везде, сам отвечай за свои поступки. Такова квинтэссенция кантовской этики, строгой и бескомпромиссной. Именно долг перед человечеством и перед своей совестью заставляет нас вести себя нравственно. Кант сформулировал моральный закон — нравственный императив: «поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим правилом». Он выдвинул идею о «вечном мире», основанном на экономической невыгодности и правовом запрете войны. В философии Канта нравственное слия-ется с идеей религиозного, божественного. По Канту, согласно идеалу веры, церковь есть всеобщее и необходимое нравственное единение всех людей. Она представляет собой царство Божие на земле. С точки зрения религиозного развития человечества в истории, господство нравственного миропорядка в земной, чувственной жизни, есть высшее благо. При этом в опыте идеал церкви превращается в эмпирически объяснимые формы, выступившие в истории. Отрицание божественного существования, согласно Канту, — полнейший абсурд. 14 Философия Ницше не организована в систему. Волю к системе Ницше полагал недостатком честности.[8] Его изыскания охватывают всевозможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и так далее. Ницше противопоставляет свою философию классической, тем самым провоцируя переоценку ценностей современного ему общества, подвергая сомнению и вопрошанию все завуалированные религией предрассудки разума. Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы морали, постановки ценностей через себя, а не через религию и общественное мнение. Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов»[9], тем самым подвергнув все моральные положения релятивизму. Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, её волю к власти. Всякая иная мораль — упадочна, есть симптом болезни и разложения. Ярчайшим проявлением упадочной болезненной морали для Ницше была христианская мораль с её ценностями "сострадания" и милосердия. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели — цели расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Такую «прагматическую» постановку вопроса мы наблюдаем у Ницше в отношении к философии и культуре вообще. Ницше ратует за приход таких «свободных умов», которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, мысли которых уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницше и называет «сверхчеловеком». В отношении познания, «воли к истине» Ницше опять же придерживается своего «прагматического» подхода, спрашивая «для чего нам нужна истина?» Для целей жизни истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели — самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти. Но «свободные умы», избранные должны знать правду, чтобы быть способными управлять этим движением. Эти избранные, имморалисты человечества, созидатели ценностей должны знать основания своих поступков, отдавать отчёт о своих целях и средствах. Этой «школе» свободных умов Ницше посвящает многие свои произведения. Генеалогия морали была задумана Фридрихом Ницше как приложение к своему сочинению «По ту сторону добра и зла», увидевшему свет в 1886 году. Внешним поводом к написанию «Генеалогии морали» послужила волна кривотолков, обрушившаяся на автора в связи с предыдущей работой, в которой Ницше пытался сформулировать принципы нового нравственного поведения, остающегося моральным, даже не будучи связанным со сверхъестественным. В «Генеалогии морали» Ницше со свойственной ему парадоксальностью мысли и глубиной психологического анализа рассматривает историю происхождения предрассудков, связанных с «богоданностью» морали как таковой.     15. Этика православия Православная этика - разновидность христианского нравственного учения, разделяющая его основные идеалы, принципы и установки с другими направлениями христианства, но имеющая специфические характерные отличия. Спецификой христианского нравственного учения является теснейшая связь всего ценностного содержания моральной концепции христианства с его основными вероучительными догматами о троичной сущности Творца, его отношении к миру и человеку, о греховной природе человека и необходимости спасения через веру в Бога, принесшего себя в искупительную жертву за грехи людей. Исходным пунктом христианского этического учения является представление о порочности человеческой природы, наследуемой от "первородного греха. Избавление от страданий и обретение блаженства, спасение как избавление от нравственной погибели оказывается невозможным человеку без помощи Бога. Источником нравственности, праведного пути человека от греха и погибели, добродетельного образа жизни, является Творец всего сущего и его добрая воля. Всякая вина требует своего искупления, прощения, жертвы, принимающей в христианстве совершенно необычайный вид. Бог, чтобы доказать людям свою величайшую любовь, совершает подвиг самопожертвования. В своем втором лице - в качестве Иисуса Христа - он сошёл на землю, родившись как человек, чтобы явить пример праведности, научить людей богоугодной жизни, принять на себя их грехи и страдания и умереть мученической смертью на кресте. Этим Бог продемонстрировал, что любит человечество превыше самого себя. Христианская этика формулирует нравственные нормы, принципы, ценности, моральные добродетели и нравственный идеал христианства, черпая их содержание из вероучения. Любовь как выражение сущности самого Бога и всего нравственного миропорядка лежит в основе всех ценностей христианской морали. Православная этика пронизана призывами к добросердечию и душевности, незлобивости, к милосердию, любви и отзывчивости человека. Моральные поучения православия включают идеи смирения. Земная жизнь рассматривается как подготовление к жизни небесной, а её целью объявляется духовное спасение "от греха и зла", которое невозможно без помощи Бога и церкви как его посредника. Для православия характерен упор на эмоционально-чувственное переживание человеком своего нравственного долга в отличие от рационалистического восприятия христианской веры. Важнейшими ценностями здесь являются жалостливость и сердечность в отношениях между людьми, братская любовь и великодушие, широта души и бескорыстие, а не расчетливость и выгода, присущие западному человеку. Отсюда отстраненность православия от самостоятельного участия в политической и экономической жизни, от властолюбивых устремлений. Обращение к совести и сердечности, к искренней глубокой вере в божественную справедливость добра выгодно отличают православное нравственное учение от западных христианских учений с их расчетливостью и предусмотрительностью, стремлением к подчинению воли верующего мотивам выгоды, с присущим ему прозелитизмом. 16. Ислам и нравственность Нравственность (ахляк) в Исламе имеет большую ценность и значимость. Одна из целей Ислама - воспитать высоконравственных людей. Пророк Мухаммед сказал: 'я ниспослан к вам для совершенствования нравственности. Мусульманин оценивается по его нравственности. В сущности, целью Ислама является отдаление людей от плохих деяний и воспитание в них высокой нравственности. Тот, кто обладает истинной верой, знает, что Аллаh видит все действия, которые он совершает, и знает, что есть ангелы, которые записывают его деяния. Он также верит, что в Судный День предстанут перед ним все деяния, которые он совершал в этой жизни. И верит, что если он совершал добрые деяния, то получит за это вознаграждение, а если совершал плохие деяния, то будет наказан за это, если Аллаh не простит его. Сказал Аллаh Всевышний в Коране:Значение: 'Кто совершил на вес пылинки добра, тот увидит его в свитке своих деяний, и Аллаh воздаст ему за него. Кто совершил зла на вес пылинки, тот также увидит его, и ему воздастся за него. Это вероубеждение удерживает человека от совершения зла и направляет на совершение добра. Тот, у кого нет такого вероубеждения, не несет в себе чувства ответственности, и пока не будет для него от кого-либо пользы, не стоит ожидать от него добра; и при удобном случае он может сделать разного рода зло. Мусульманин, помнящий об отчете в День Суда и обращающий внимание на все свои действия, не нанесет никому вреда, и будет стараться делать добро. Труд является повелением нашей религии. Каждый мусульманин обязан трудиться для того, чтобы зарабатывать себе на жизнь и не зависеть от кого-либо. Труд и заработки людей бывают разные. Правдивость в Исламе - один из принципов нравственности. Мусульманин должен избегать лжи, зависти, мусульманин должен зарабатывать чистым и разрешенным путем. Производитель должен выпускать товар качественно и без обмана. Обязанности работника и подчиненного - выполнять порученную им работу полноценно, без изъянов. На этот свет ребенок рождается чистым. Если родители воспитают его прилежным и научат хорошим манерам, то он вырастет высоконравственным. Если ему не дадут воспитания и осквернят его душу черным пятном плохого характера, то трудно ожидать от него высокой нравственности и доброты. Как мы лечим различными лекарствами свое тело, чтобы избавиться от болезни, так же очищаем нашу душу от дурных черт, совершенствуя и облагораживая ее. Наша обязанность - быть внимательными и осмотрительными при выборе друга. Следует дружить с хорошими и знающими людьми, извлекать уроки из общения с ними и избегать плохих людей. А если и сближаться с плохим человеком, то лишь с целью отдалить его от проявлений плохих качеств и приблизить к высокой морали, помочь ему стать лучше. 17. Этика материализма Одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное. Самым главным, определяющим моментом этики материализма является уверенность в отсутствии изначального смысла в мире. В этической сфере материализм стремиться к осознанию цели жизни только как продление существования. Состояние сознательной одухотворенной любви не является прямым следствием основных ценностей материализма. Бытие определяет сознание - таков его лозунг; вначале вещи, потом любовь. Критика материализма, по этой причине, не ущемляет нравственных отношений людей. В материальном мире имеет место принцип симметрии, которому в философии соответствует диалектический закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон можно разложить на две составляющие: (1) Всякому началу соответствует противоположное начало. (2) Действие имеет противодействие. Первую составляющую назовем потенциальной противоположностью, вторую - актуальной. Здравый скептицизм – нормальное состояние убежденного материалиста. Центральной составляющей мировоззрения является осознание реальности. Поиск ответа на вопрос "какова реальность?" осуществляется практикой, а значимость области практики определяется ценностями. 18. Этика экзистенциализма Экзистенциализм -направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Применительно к бытию человека это означает, что существование человека не является разверткой какой-то его предзаданной сущности; напротив, человек в ходе своего существования обретает сущность, которая никогда не является завершенной. Для Алъбера Камю, французского писателя и философа, исходной стала тема абсурдности человеческого бытия. Абсурдны катастрофы этого мира, но не менее абсурдно наше повседневное обыденное существование. При таких обстоятельствах человек закономерно должен задаться вопросом о том, не следует ли покончить с собой. Ответ Камю на этот вопрос отрицательный: самоубийство только увеличивает абсурдность происходящего. Наше положение в мире подобно положению Сизифа, катающего тяжелый камень жизни без надежды когда-либо достичь результата. Пока Сизиф проклинает богов, принудивших его к этому бессмысленному труду, и надеется, что ситуация изменится, боги смеются над ним. Надо достичь абсолютной ясности в понимании своей участи и перестать надеяться, тогда катание камня станет делом самого Сизифа, он изменит ориентацию своего сознания, а ситуация благодаря его усилию наполнится смыслом. Судьба человека, как и Сизифа, трагична, он должен мужественно ее принять и вопреки всему лично настаивать на том, что моральные ценности возможны. Ж,П.Сартр полагал, что человек в принципе ведет неподлинное существование, он «заброшен в мир», чуждый его сокровенным чаяниям. В неподлинном мире подлинность существования человек обретает лишь, совершая выбор. Однако все традиционные опоры морального выбора (семья, религия, общество) утратили свое значение, индивид оказался «брошенным в свободу». Именно «граничные ситуации» (ситуации на грани жизни и смерти) наиболее ясно выявляют наше подлинное «я». Выбор в них совершается абсолютно индивидуально, на свой страх и риск, без гарантий морального одобрения. Абсолютно свободный человек несет всю ответственность за свои поступки и их последствия. Такая глобальная ответственность делает человеческое существование полным Заботы, Тревоги, Отчаяния. Совершая поступки, избранные в качестве нравственных, человек не может надеяться на успех, но все-таки должен их совершать, чтобы обрести подлинность существования. 19. Метаэтика Метаэтика - раздел этики, в котором разрабатываются проблемы гносеологической и логической природы морального языка. Термин введен в этику логическими позитивистами, согласно которым метаэтика - это специфически философская дисциплина, в противоположность нормативной этике исследующая лишь моральный язык, «нейтральная» к различным нравственным позициям. Сам по себе вопрос об исследовании логики моральных высказываний и о возможности выделения методологических и логических проблем этики в особую область вполне правомерен. Но позитивисты мыслят: метаэтика - как чисто формальное исследование нравственных суждений, безотносительно к их содержанию. Такое исследование не затрагивает вопросов о том, в чем состоит добро и зло, каким образом мораль зависит от социально-исторических условий, какое значение имеет нравственность в жизнедеятельности человека. Однако без решения этих вопросов метаэтика не может быть философской теорией и превращается в разновидность логики. Столь же неправомерна претензия позитивистов на создание этики как внепартийной, «нейтральной» науки (Логический позитивизм). Социологические, исторические и философские проблемы этики органически связаны о нормативными вопросами, имеющими непосредственное отношение к выбору человеком своей нравственной позиции и практической линии поведения. Яркий представитель Джордж Мур. 20. Понятие профессии. Основные элементы профессиональной этики. Профессия - устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, являющийся источником дохода и предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний , практического опыта и трудовых навыков, определяемых разделением труда и его функциональным содержанием. Профессиональная этика - область исследования, предметом которой являются профессиональные аспекты морали, направленная на обоснование и разработку этических принципов и норм, передающихся от поколения к поколению и регулирующих стандарты практического поведения людей в рамках той или иной профессии. Профессиональная мораль, отражая все стороны нравственных отношений работников, раскрывает должные и объективно-необходимые требования к профессиональному поведению представителей той или иной профессии. 21. Функции профессиональной морали в обществе Профессиональная мораль - система моральных требований, норм, ценностей, свойственных людям, профессионально занятым определенным видом трудовой деятельности. М.п. - составная часть сознания об-ва. В ней отражаются единство и противоречивость общечеловеческого и классового. Однако в М.п., как правило, общепризнанным является приоритет гуманистич. требований и норм. Для нек-рых профессий разработаны специальные кодексы М.п. (для врачей - "клятва Гиппократа", для военнослужащих и нек-рых др. профессий - присяга). Но и в тех случаях, когда нормы М.п. юридич. не зафиксированы, необходимость их соблюдения подразумевается и находится под соц. контролем, а их нарушение встречает нравственное осуждение. 22 Категории профессиональной этики Профессиональный гуманизм - признание и осознание высочайшей ценности человека Профессиональный долг - осознание индивидуумом необходимости выполнения чего-либо или необходимости следования чему-либо – моральным нормам, принципам, правилам. Человек долга – человек, «честно выполняющий свои обязанности». Профессиональная честь и профессиональное достоинство - выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. «Честь» определяется как достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности». Профессиональная справедливость - Справедливость – это принцип, регулирующий отношения между людьми как членами сообщества и в качестве таковых имеющими определенный статус, наделенными обязанностями и правами. Профессиональная справедливость побуждает представителя той или иной профессии быть справедливым, что значит уважать права других людей, не поддаваться давлению «свыше», контролировать собственные интересы Профессиональная ответственность - Ответственность является необходимостью, обязанностью отвечать за свои действия, поступки Показателем профессиональной ответственности является социальный эффект того или иного профессионального результата. Категории, которые используются при анализе и формулировании требований к профессиональному труду: Профессионализм, Компетентность, Квалификация, Репутация, Навыки и умения. 23. Кодексы профессиональной этики [1] ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ êàê óñëîâèÿ óñïåøíîãî âûïîëíåíèÿ íàøèõ îáÿçàòåëüñòâ ïåðåä çàèíòåðåñîâàííûìè ñòîðîíàìè; [1] РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ êàê ïîñòîÿííûå îðèåíòèðû äëÿ íàøèõ äåéñòâèé è êàê ãàðàíòèè íàøåé âûñîêîé ðåïóòàöèè; [1] ИНИЦИАТИВНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ êàê ñïîñîáû îáåñïå÷åíèÿ ðàçâèòèÿ è êîíêóðåíòîñïîñîáíîñòè Áàíêà; [1] ДОВЕРИЕ И УВАЖЕНИЕ êàê îñíîâà êîíñòðóêòèâíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ è âçàèìíîé ïîääåðæêè. Этические принципы Банка [1] ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИБЫЛЬНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ Áàíê ðàññìàòðèâàåò ïðèáûëüíîñòü è ýôôåêòèâíîñòü ñâîåé äåÿòåëüíîñòè êàê ñâîé äîëã ïåðåä àêöèîíåðàìè è âñåìè çàèíòåðåñîâàííûìè ñòîðîíàìè è èñïîëüçóåò âñå äîñòóïíûå åìó çàêîííûå ñðåäñòâà äëÿ åãî âûïîëíåíèÿ. [1] СОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОВ И НОРМ Áàíê íåóêîñíèòåëüíî ñîáëþäàåò òðåáîâàíèÿ ðîññèéñêîãî è ìåæäóíàðîäíîãî çàêîíîäàòåëüñòâà, îòðàñëåâûõ è êîðïîðàòèâíûõ ïðàâèë, ñòàíäàðòîâ, ïðîöåäóð. [1] СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Áàíê îñóùåñòâëÿåò ïðîôåññèîíàëüíîå óïðàâëåíèå îõðàíîé çäîðîâüÿ ïåðñîíàëà, ñâîåâðåìåííî âûïëà÷èâàåò íàëîãè è çàðàáîòíóþ ïëàòó. [1] ДОБРОСОВЕСТНОЕ ВЕДЕНИЕ ДЕЛ Áàíê ñòðåìèòñÿ îáåñ&

2015-11-20 627 Обсуждений (0)
Этические позиции Конфуция 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этические позиции Конфуция

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (627)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)