Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эссе по обществознанию как творческая работа ученика



2015-11-20 734 Обсуждений (0)
Эссе по обществознанию как творческая работа ученика 0.00 из 5.00 0 оценок




ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Что такое эссе.

Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову cxagium (взвешивание). Французское essai можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Самое знаменитое и первое произведение данного жанра – трехтомное сочинение французского философа-скептика XVI века Мишеля Монтеня (1533-1592) – русскоязычным читателям известно под названием «Опыты» (во французском оригинале – «Les Essais»).

Определение слова «эссе» в толковых словарях и энциклопедиях:

«Толковый словарь иноязычных слов» Л.П. Крысина»: «Эссе, очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме».

«Большой энциклопедический словарь»: «Эссе, жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».

«Краткая литературная энциклопедия»: «Эссе, прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные».

Особенности эссе, как литературного жанра:

1. Наличие конкретной темы или вопроса.

Тема эссе всегда конкретна, некоторые исследователи говорят о том, что она имеет частный характер.

2. Личностный характер восприятия проблемы и её осмысления.

Как пишет В. Шубинский, «в эссе автор сохраняется как непосредственный субъект высказывания – причем высказывание это, в отличие от научного трактата, полемической статьи или политической листовки, - не имеет никакой прагматической цели».

Эссе – жанр субъективный, оно интересно и ценно именно тем, что дает возможность увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру.

3. Небольшой объем.

Каких-либо жестких границ не существует.

4. Свободная композиция.

Эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Все – наоборот!»

5. Непринужденность повествования.

Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне «строгих» построений. Хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но много аспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

6. Парадоксальность.

Эссе призвано удивить читателя – это обязательное качество. Эссе рождается из удивления, которое возникает у автора при чтении книги, просмотре кинофильма, в разговоре с другом. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее, на первый взгляд, бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.

7. Внутреннее смысловое единство.

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

8. Открытость.

Эссе при этом остается принципиально незавершенным: автор не претендует на исчерпывающее раскрытие темы, на полный, законченный анализ.

 

С точки зрения содержания эссе бывают:

- философскими;

- литературно-критическими;

- историческими;

- художественными;

- художественно-публицистическими;

- духовно-религиозными и др.

 

По литературной форме эссе предстают в виде:

- рецензии;

- лирической миниатюры;

- заметки;

- странички из дневника;

- письма;

- слова и др.

 

Эссе, в основу которого положены композиционные особенности произведения:

- описательные;

- повествовательные;

- рефлексивные;

- критические;

- аналитические и др.

 

Классификация эссе на 2 группы:

1) Личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности.

2) Эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

 

Экзаменационное эссе по обществознанию принадлежит ко второй группе.

 

Ученые многое знают об эссе, могут детально характеризовать его признаки и свойства. Вместе с тем они признаются: «Что такое эссе, никогда в точности не было определено».

Эссе по обществознанию как творческая работа ученика.

 

Эссе по обществознанию представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук.

 

Учащийся должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам, а также к фактам, почерпнутым из социального или личного опыта.

 

Эссе относится к заданиям, которые, с одной стороны, могут успешно выполнить лишь ученики, освоившие содержание обществоведческого курса на высоком уровне, а с другой – позволяют выявить этот высокий уровень, с достаточной степенью убедительности утверждать, что данный учащийся:

- знает основные обществоведческие термины, распознает их в различном контексте и правильно использует в письменной речи;

- умеет сравнивать социальные объекты, выявлять их отличие от всех других и сходство определенного объекта с родственными;

- способен характеризовать социальные объекты и процессы, раскрывать свойственные им значимые признаки;

- объясняет социальные явления и процессы, раскрывает их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние;

- приводит собственные примеры, поясняет, аргументировано раскрывает теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;

- дает оценку социальных объектов и процессов, высказывает суждения об их ценности, уровне или назначении.

 

Успешно написать эссе может лишь ученик, знания, умения и навыки которого полностью соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Он способен применять обществоведческие знания в новой, незнакомой ситуации, имеет собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеет убедительно, аргументировано ее излагать и отстаивать, высказывать собственные оценки, формулировать целостные, внутренне непротиворечивые высказывания и др.

 

Критерии оценки эссе по истории и обществознанию:

1) Самостоятельность

2) Проявление индивидуальности

3) Дискуссионность и диалогичность

4) Композиционная свобода, способствующая раскрытию темы

5) Образность и (или) глубина раскрытия проблемы

6) Внутреннее смысловое единство

7) Оригинальность решения проблемы, аргументации

 

Предложенные критерии устанавливают «планку» требований очень высоко, что вполне оправданно при оценке творческих работ финалистов всероссийских олимпиада. Но едва ли применимы в практике проведения ЕГЭ. Здесь необходимы особая строгость, точность, взвешенность, объективность, скрупулезность и вместе с тем относительная простота, «технологичность» шкалы оценок.

 

Инструкция по проверке заданий части С (2003 г.)

 

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

1) Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2) Раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и обоснованиях) и на бытовом уровнях, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3) Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Максимальный балл за полный ответ – 4.

4 баллов заслуживает эссе, в котором:

1) Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

2) Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа.

3) Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

 

3 баллов заслуживает эссе, в котором:

1) Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

2) Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются).

3) Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

2 баллов заслуживает эссе, в котором:

1) Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

2) Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов.

3) Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования.

1 балла заслуживает эссе, в котором:

1) Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

2) Проблема раскрыта на бытовом уровне.

3) Сделана попытка аргументации своего мнения.

0 баллов заслуживает эссе, в котором:

1) Представлена собственная точка зрения по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

2) Проблема не раскрыта.

3) Дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.

 

Выбор темы.

 

Эссе – это единственное задание, которое является альтернативным: выпускник самостоятельно выбирает из шести предложенных тем ту, которая представляется ему наиболее интересной.

 

Формулировке темы предшествует указание на ту базовую науку, в рамках которой она должна быть раскрыта: экономика, социология, политология, правоведение, культурология, философия.

 

Это чрезвычайно важный момент, ему придается серьезное значение. Поставленная проблема должна быть решена с привлечением терминов, понятий, теоретических положений, примеров из общественной жизни и личного опыта, относящихся к той области знаний, которая соответствует данной науке. Говоря иначе, она должна быть раскрыта в контексте философского или политологического, юридического или социологического, экономического или культурологического знания.

 

Выбор темы эссе – ответственная задача. Выбирая проблему, выпускник должен быть уверен в том, что он:

1) Имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится.

2) Ясно понимает смысл высказывания (обратите внимание: не согласен с ним, а понимает, что именно утверждает автор).

3) Может выразить свое отношение к нему (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его).

4) Владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе).

5) Сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

 

Выбор темы эссе – ответственный этап работы, в ходе которого выпускник:

1) Знакомится с предложенными темами.

2) Определяет, к какой базовой науке относится каждая тема.

3) Определяет смысл предложенных высказываний (отвечает на вопрос «Что, по-моему мнению, хотел сказать автор?»).

4) Осмысливает проблему в контексте базовых наук (отвечает на вопросы: «С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема? Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?»).

5) Формулирует свое отношение к высказыванию (отвечает на вопросы: «Согласен ли я с ним? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?»).

6) Определяет обществоведческие термины, понятия и обобщения, которые потребуются ему для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне (отвечает на вопросы: «Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен использовать? Какие теоретические обобщения я должен учесть?»).

7) Отбирает факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, которые убедительно обосновывают его позицию (отвечает на вопросы: «Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?»).

 

От черновика – к окончательному тексту.

Нужен ли черновик? Времени в распоряжении выпускника остается немного. Понятно, что писать полный текст едва ли целесообразно. А вот сделать предварительные записи полезно.

 

Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным».

 

Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе. Важно так сформулировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание и сущность.

 

Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение собственного мнения выпускника в отношении поставленной проблемы. Каждый тезис необходимо аргументировано обосновать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта.

 

В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.

 

Эссе по обществознанию находится в контексте задания, если:

1) Оно соответствует базовой науке, к которой отнесена конкретная проблема

2) Автор грамотно, с опорой на знания, полученные при изучении обществоведческого курса, определяет относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов

3) Ясно выражено и аргументировано собственное понимание проблемы и отношение к ней

4) Использованные термины, понятия, обобщения, факты, примеры корректны и относятся к конкретной, ставшей предметом анализа проблеме

 

К достоинствам эссе, своего рода дополнительным аргументам в пользу того, что его выпускник хорошо знает проблему и уверенно чувствует себя в ее контексте, нужно отнести включение в текст:

1. Краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель» и др.).

2. Имен его предшественников, последователей или научных противников.

3. Описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению.

4. Указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе.

5. Указания на альтернативные варианты решения проблемы.

 

Вместо заключения.

Написание эссе – самое сложное задание ЕГЭ по обществознанию. Это задание обладает высокими дифференцирующими возможностями, позволяет выявить интеллектуальных, образованных, хорошо подготовленных юношей и девушек, на высоком уровне овладевших содержанием обществоведческого курса.

Эссе – это не только ценный инструмент измерения уровня обществоведческой подготовки учащихся; систематическое применение этой формы работы на уроках и во внеучебное время будет способствовать достижению целей и задач, стоящих перед современным обществоведческим образованием.

 



2015-11-20 734 Обсуждений (0)
Эссе по обществознанию как творческая работа ученика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эссе по обществознанию как творческая работа ученика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (734)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)