Виды инвестиционных рисков и методы их учета
Содержание
Вариант 3 Виды инвестиционных рисков и методы их учета. Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. Риск имеет место тогда, когда некоторое действие может привести к нескольким взаимоисключающим исходам с известным распределением их вероятностей. Если же такое распределение неизвестно, то соответствующая ситуация рассматривается как неопределенность. Неопределенность является фундаментальным свойством рыночной экономики. Отсутствие достоверной и однозначной информации делает поведение субъектов экономики многовариантным, причем каждый из вариантов реализуется с определенной степенью вероятности. Следовательно, реальные рыночные процессы носят вероятностный характер. Таким образом, под неопределенностью понимается неполнота и неточность информации об условиях и параметрах реализации инвестиционного проекта. Различают три разновидности неопределенности: - неполнота информации (незнание всего, что может повлиять на деятельность организации); - случайность; - неопределенность противодействия (непредсказуемое поведение конкурентов и заказчиков продукции). Неопределенность, в свою очередь, порождает неблагоприятные ситуации, характеризуемые понятием «риск» (то есть возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода потери). Существование риска связано с невозможностью с точностью до 100% прогнозировать будущее. Исходя из этого, следует выделить основное его свойство: риск имеет место только по отношению к будущему и неразрывно связан с прогнозированием и планированием, а значит, и с принятием решений вообще. Риском называется неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации инвестиционного проекта неблагоприятных ситуаций и последствий (например, снижение доходов, рост инфляции и так далее). Общий риск – сумма всех рисков, связанных с осуществлением данных инвестиций. Под инвестиционным риском понимается вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь вследствие неопределенности условий инвестиционной деятельности. Существуют пути ослабления влияния риска. Во-первых, это рисковые премии, которые представляют собой различные надбавки, выступающие в виде платы за риск. Во-вторых, - управление риском, которое осуществляется на основе различных приемов, например, диверсификация (распределение общей инвестиционной суммы между несколькими объектами). Риска можно избежать, то есть просто уклониться от решения, связанного с риском. Однако для предпринимателя избежание риска зачастую означает отказ от возможной прибыли. В связи с этим крайне важно иметь четкое представление о той системе рисков, которые можно назвать инвестиционными рисками, и которая вбирает в себя все риски, присущие инвестиционной деятельности в целом. Виды инвестиционных рисков многообразны. Инвестор должен принимать во внимание следующий общепринятый набор инвестиционных рисков: - производственный риск - коммерческий риск - финансовый риск - риск ликвидности - риск обменного курса - политический риск. Производственный риск отражает возможность изменения будущих доходов компании по причинам изменения объемов производства, технологических простоев. Коммерческий риск включает в себя неопределенность с объемами реализации продукции и потребностью рынка в данном товаре/услуге. Делается прогноз наиболее вероятного изменения рынка и рассчитывается влияние данного изменения на платежеспособность предприятия, а также вероятность реализации данного изменения. Финансовый риск изучается с целью измерить степень влияния возможных ценовых отклонений в статьях доходов и расходов предприятия на его платежеспособность. Риск ликвидности определяется условиями вторичного рынка инвестиций. Ликвидностью называется способность быстро продать или купить активы без существенной потери в цене. Чем более затруднительным может быть проведение операции покупки/продажи, тем выше величина риска ликвидности. Увеличение неопределенности в отношении того, насколько быстро инвестиции могут быть проданы, а также вероятности их продажи со значительной уступкой в цене повышает риск ликвидности. Инвесторы, неуверенные в возможности легко реализовать приобретаемые инвестиции, потребуют дополнительную премию, чтобы компенсировать этот риск. Риск обменного курса несет инвестор, приобретающий ценные бумаги, номинированные в валюте иностранного государства. Политический риск - это риск, вызванный возможностью значительных изменений в политической или экономической сферах страны. Страна со стабильной политико-экономической системой имеет небольшую степень политического риска (Россию относят к странам с высоким политическим риском). Эффективность организации управления риском во многом определяется классификацией рисков, в соответствии с которой они распределяются на отдельные группы по определенным признакам. Научно обоснованная классификация рисков позволяет четко определить место каждого риска в их общей системе. Существуют различные взгляды на классификацию рисков, однако большинство экономистов выделяют среди важнейших типологических признаков деления рисков такие, как: период инвестирования, организационная форма, региональный признак, источники финансирования, масштаб проявления рисков, степень управляемости и так далее. В соответствии с этими классификационными признаками выделяют основные виды рисков (таблица 1.1). Таблица 1.1 Основные виды рисков
Оценка уровней риска предполагает определение источников и массивов информации, включающей статистические и оперативные данные, экспертные оценки и прогнозы, рейтинги и так далее. Принятие решений при наличии более полной и точной информации является более взвешенным, а, следовательно, менее рискованным. Информация, которая необходима для целей управления рисками, может быть разделена на следующие блоки: - информация об участниках инвестиционной деятельности; - информация о текущей конъюнктуре рынка и тенденциях ее изменения; - информация о предполагаемых событиях, способных оказать значимое влияние на рынок; - информация об изменениях в нормативной базе, воздействующих на инвестиционную деятельность; - информация об условиях инвестиционных вложений. Основными источниками информации являются: 1. статистическая отчетность, публикуемая государственными органами; 2. финансовая, биржевая и специализированная пресса; 3. подсистемы финансового рынка международных и национальных информационных систем; 4. специализированные базы данных; 5. базы данных нормативных актов; 6. системы данных рейтинговых агентств; 7. информационные системы бирж и организованных внебиржевых систем; 8. оценочные и прогностические материалы аналитических отделов банков, экспертные оценки. Риск - категория вероятностная, поэтому в процессе оценки неопределенности и количественного определения степени риска используют вероятностные расчеты. На основе вероятностей рассчитывают стандартные характеристики риска. Рассмотрим основные из них. Математическое ожидание (среднее ожидаемое значение, М) - средневзвешенное всех возможных результатов, где в качестве весов используются вероятности их достижения: где - результат (событие или исход, например величина дохода); - вероятность получения результата . Таким образом, математическое ожидание представляет собой обобщенную количественную характеристику ожидаемого результата. Важной характеристикой, определяющей меру изменчивости возможного результата, является, дисперсия (D) - средневзвешенное квадратов отклонений случайной величины от ее математического ожидания (то есть отклонений действительных результатов от ожидаемых): а также очень близко с ним связанное среднеквадратическое отклонение, определяемое из выражения: Среднеквадратическое отклонение показывает степень разброса возможных результатов по проекту и, следовательно, степень риска. При этом более рискованные инвестиции дают большее значение данной величины. И дисперсия, и среднеквадратическое отклонение являются абсолютными мерами риска и измеряются в тех же физических единицах, в каких измеряется варьирующий признак. Для анализа меры изменчивости часто используют коэффициент вариации (V), который представляет собой отношение среднеквадратического отклонения к математическому ожиданию: Коэффициент вариации - относительная величина. Поэтому с его помощью можно сравнивать колеблемость признаков, выраженных в различных единицах измерения. Коэффициент корреляции (R) показывает связь между переменными, состоящую в изменении средней величины одной из них в зависимости от изменения другой: Где Данный показатель изменяется в пределах от (-1) до (+1). Положительный коэффициент корреляции означает положительную связь между величинами, и чем ближе R к единице, тем сильнее эта связь. R=1 означает, что между и связь линейная. Поскольку на формирование ожидаемого результата воздействует множество случайных факторов, то он является случайной величиной. Одной из характеристик случайной величины Х является закон распределения ее вероятностей. Характер, тип распределения отражает общие условия, вытекающие из природы и сущности явлений, и особенности, оказывающие влияние на вариацию исследуемого показателя (ожидаемого результата).Изложенные выше показатели являются исходной базой, применяемой для количественной оценки риска с применением как статистических методов, так и других, использующих теорию вероятностей подходов. Практическое задание Задача 1. Необходимо осуществить SWOT – анализ (сильных и слабых сторон) парикмахерских услуг в г. Уфе по следующей схеме:
Решение: Талица 1 - SWOT – анализ парикмахерских услуг в г. Уфе
SWOT - анализ – подход применяемый для анализа среды организации, который позволяет провести совместное изучение внутренней и внешней среды. Метод SWOT включает в себя анализ сильных и слабых сторон организации, ее возможности и угрозы, установление связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации. В таблице 1 приведен SWOT – анализ ООО «Салон-парикмахерская» Из таблицы видно, что у ООО «Салон-парикмахерская» очень много сильных сторон и немало возможностей, что позволяет салону прочно держать свои позиции на рынке парикмахерских услуг. Такая сильная сторона как огромный выбор ассортимента услуг позволяет фирме получать прибыль. Однако руководство компании постоянно заботится о повышении качества продукции и услуг, и к настоящему моменту качество товаров и услуг соответствует всем предъявляемым к ним требованиям. На сегодняшний день продукция и услуги производятся по наименьшей себестоимости, что связано с качественным и недорогим сырьем, совершенствованием использования сырья предприятием. Фирма ООО «Салон-парикмахерская» имеет налаженную систему подбора кадров в соответствии с разработанными фирмой требованиями к сотрудникам. Существующие кадры полностью отвечают основным ее требованиям. Основным направлением работы фирмы в области человеческих ресурсов является сейчас постоянное повышение квалификации кадров, для чего каждый работник в течение года обязательно проходит обучение на курсах. Однако у фирмы присутствуют и слабые стороны. Такая слабая сторона как незначительная реклама и слабая маркетинговая деятельность, могут очень сильно повлиять на деятельность ООО «Салон-парикмахерская». При такой системе маркетинговой деятельности увеличивается неопределенность в будущих результатах при выпуске новых видов продукции и услуг. На сегодняшний день финансовое состояние фирмы не является достаточно устойчивым и в целом зависит от объемов реализации услуг. Поэтому фирма использует все возможности для увеличения реализации услуг. Таблица 2 - Продолжение SWOT - анализа
Задача 2. Компания планирует начать производство нового продукта, который заменит устаревший. По ее расчетам для реализации проекта необходимы инвестиции в объеме 700 тыс. руб.. Ожидается, что новый проект принесет в первый год – 250 тыс.руб., во второй год - 300 тыс.руб., в третий – 350 тыс.руб., в четвертый – 400 тыс. руб., в пятый – 400 тыс. руб. Норма прибыли 15 %. Определите, чему равна чистая текущая стоимость и прием ли данный проект для компании. Решение: 1) Чистая приведенная стоимость (чистый дисконтированный доход): NPV = S CF/(1+i)n - IC NPV = S CF/(1+i)n - S IC/(1+i)n Где CF – чистые денежные потоки; IC – инвестиционные затраты i – ставка дисконтирования; Критерий NPV может быть использован на первой стадии отбора инвестиционных проектов (ИП). Если 1) NPV >0, то проект принимается; 2) NPV < 0, то проект отвергается; 3) NPV = 0, то проект является ни прибыльным, ни убыточным. NPV > 0, а значит проект принимается. Задача 3. Предприятие шьет рубашки и брюки. В прогнозируемом периоде может быть отработано 20 000 человеко-часов в одном узком месте. При этом за один человеко-час можно сшить либо одну рубашку, либо 3 пары брюк (см. таб.).
Решение: ВМ = В – СЗПер. ВМ – валовая маржа; СЗПер – сумма переменных затрат. Квм = ВМ/В Квм – коэффициент валовой маржи. Ответ на поставленный вопрос сводится к выявлению того товара, который за ограниченное количество человеко-часов (20 тыс.) принесет предприятию наибольшую сумму валовой маржи, а значит, и прибыли. Производительность предприятия ограничена одной рубашкой или тремя парами брюк в расчете на человеко-час, следовательно, за каждый человеко-час будет произведено валовой маржи: - на рубашках: 90 * 1 = 90 ден. ед. - на брюках: 40 * 3 = 120 ден. ед. Соответственно, за 20 000 человеко-часов работы рубашки принесут 1 800 000 ден. ед. (20 000 * 90), а брюки – 2 400 000 ден. ед. (20 000 * 120) валовой маржи (при достаточной емкости рынка сбыта). Следовательно, выгоднее оказалось производить не рубашки с наибольшим коэффициентом валовой маржи на единицу изделия, а брюки с наибольшей суммой валовой маржи на человеко-час. Задача 4. Предприятие при продаже товара оказывает скидки постоянным клиентам в размере 5 %. Провести анализ скидок и рассчитать, какой объем продаж необходимо выполнить для сохранения соответствующего уровня маржинального дохода? Характеристика вариантов продажи, руб.
В = Ц*К В – выручка от продажи продукции; Ц – цена за единицу продукции; К – годовые продажи в натуральном выражении. К = СЗП/(Ц – Зпер.) СЗП – сумма постоянных затрат; Зпер. – затраты переменные на единицу продукции. Маржинальный доход (валовая маржа) - разница между выручкой и переменными расходами. ВМ = В – СЗПер. ВМ – валовая маржа; СЗПер – сумма переменных затрат. Квм = ВМ/В Квм – коэффициент валовой маржи. ПР = СПЗ/Квм ПР – порог рентабельности Список использованной литературы 1) Андронова А.К. Оперативный контроллинг: Учебное пособие. М.: ДиС, 2009. - 160 с. 2) Анташов В.А., Уварова Г.В. Практический контроллинг: управленческие решения, инновации. //Экономико-правовой бюллетень, N 10, октябрь 2010 г. 3) Башкатова Ю.И. Контроллинг. Учебно-методический комплекс, М.: Изд центр ЕАОИ – 2010. - 108 с. 4) Данилочкина Н.Г. Контроллинг как инструмент управления предприятием. / Под ред. Н. Г. Данилочкиной. - М.: ЮНИТИ,2002. -279 с. 5) Карминский A.M., Фалько С.Г., Жевага А.А., Иванова Н.Ю. Контроллинг. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2012. – 336 с. 6) Карминский А.М., Оленев Н.И. и др. Контроллинг в бизнесе. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 256 с. 7) Матвейкин В.Г., Дмитриевский Б.С., Кулябин А.С. Контроллинг. Методические разработки. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 28 с 8) Окороков В.Р., Веторов А.А. и др. Введение в теорию контроллинга. Учебник. СПб.: СПбГТУ, 2010. – 249 с. 9) Попова Л.В., Исакова Р.Е., Головина Т.А. Контроллинг: Учебное пособие. М.: Дело и сервис, 2009. - 192 с. 10) Петренко С.Н. Контроллинг. Учебное пособие. М.: Ника-Центр, 2010. – 328 с. 11) Просветов Г.И. Контроллинг. Задачи и решения. М.: Альфа-Пресс, 2010. – 320 с. 12) Сербиновский Б.Ю., СербиновскийБ.Б. Контроллинг. Учеб. -метод. комплекс для студентов вузов. Ростов: Юж. федеральный ун-т, 2010. – 165 с. 13) Теплякова Т.Ю. Контроллинг. Учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2010 - 143 с. 14) Фалько С.Г., Носов В.М. Контроллинг на предприятии. М.: Экзамен, 2012. – 258 с. 15) Шляго Н.Н. Основы контроллинга. Конспект лекций. – СПб.: Издательство «ЮТАС», 2009. - 124 с.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (384)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |