СВОБОДА ПЕЧАТИ И ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Вопрос о свободе принятия и реализации того или иного решения в журналистике, как и в любой другой сфере деятельности, чрезвычайно сложен. Свобода печати обычно определяется как право распространять идеи, мнения и информацию через печатное слово без ограничений со стороны правительства. Свобода печати также гарантирует защиту других прав и свобод. Свобода печати – это одно из тех благородных выражений, которые легко слетают с языка, но которые не всегда полностью понятны или не всегда отражены в соответствующих документах. Любой, кто хоть ненадолго задумывается о свободе печати — или о любой другой свободе, - понимает, что свобода предполагает определенные ограничения и ответственность. Существовали и существуют дальновидные люди, которые понимают необходимость ограничений свободы или введения определенных моральных ограничений на определенные формы коммуникаций — будь то хулиганский выкрик «пожар!» в переполненном людьми кинотеатре или защита свободы, которая несет вред государственной безопасности, общественной морали или атмосфере ответственной свободы. Естественно, существует опасность, что идеи этих людей содержали скрытый авторитаризм. Дебаты об относительной пользе морали, ответственности и социальной стабильности по сравнению с пользой, приносимой обществу свободой, все еще продолжаются.
2.Пресса свободна настолько, насколько она сама этого желает, при этом признавая, что со свободой приходит определенная ответственность перед обществом, которое позволяет такую свободу. Для нравственного сознания журналиста право личности на информацию и соответственно гласность, как способ удовлетворения потребности в ней, существуют в качестве основополагающих ценностей. Основные принципы гласности: Это неотъемлемое право каждого гражданина на получение по любому вопросу общественной жизни полной и достоверной информации, не составляющей государственной и военной тайны, и право на открытое и свободное обсуждение любого общественно значимого вопроса. Гласность не может быть безграничной. Право личности знать оправдано лишь до тех пор, пока оно не противоречит законным правам и интересам других. Без соблюдения конфиденциальности не могут функционировать некоторые государственные институты. К тяжелым экономическим последствиям способно привести нарушение коммерческой тайны. Каждый человек, наконец, имеет право на личную тайну. Однако и наличие юридических прав и экономических возможностей вовсе не гарантия подлинно свободной деятельности журналистики с точки зрения ее соответствия нуждам людей, творческой реализации ее функций во имя такого формирования массового сознания, которое будет содействовать совершенствованию человека и человечества. Следовательно, когда говорят о свободе, следует точно различать, о какой из этих трех ее сторон идет речь в каждом конкретном случае - экономической, юридической или социально-творческой.
3.Экономические проблемы свободы журналистской деятельности менее сложны теоретически, но представляют большие трудности при практическом их решении. Государство играет важную роль в экономическом обеспечении СМИ (и не только учрежденных государственными институтами). Оно располагает самыми разными возможностями, чтобы воздействовать на их экономическое положение: это и налоговая политика (предоставление налоговых льгот СМИ теми или иными путями); и предоставление льготных тарифов на покупку необходимых материалов, на услуги транспорта и связи; и распределение государственной рекламы; использование других рычагов, находящихся в руках государства. Антимонопольное законодательство в развитом виде предполагает создание такого положения, когда аудитория имеет возможность выбора между конкурирующими изданиями, что предполагает ограничение возможности манипуляции массовым сознанием. Антимонопольные меры необходимы и в различных областях инфраструктуры СМИ - в средствах связи (наземной и космической), в сфере полиграфии, технической базы аудио- и видеопроизводства, доставки и распространения информационной продукции. Реклама — это одновременно и коммуникационный процесс, и бизнес, неразрывно связанный в Америке и некоторых других странах со средствами массовой информации. В словарях «реклама» определяется как а) действие, привлекающее внимание общества к определенному продукту или предприятию и б) индустрия по разработке и распространению рекламных сообщений. Реклама стимулирует экономику. Часто приходится слышать вопрос, не провоцирует ли реклама появление избыточных потребностей, не поощряет ли она развитие классового чувства, материалистических установок, других в общем нежелательных явлений. По сути, дискуссия ведется о влиянии рекламы на общество. Характер и масштабы такого влияния пытаются определить историки, философы, социологи, аналитики прессы. Социальная критика рекламы зачастую фокусируется на истинности рекламных сообщений. Сегодня найдется немного сторонников полного ее упразднения, однако существует активное движение за контроль над рекламой с целью охраны общественных интересов. Моральные нормы, призванные регламентировать отношения «журналист – власть». Этот ряд складывается таким: 1. проявлять уважение к власти как важному социальному институту, предназначенному осуществлять управление общественным организмом; 2. оказывать информационную поддержку властным структурам в выполнении их функций, осуществляя прямую и обратную связь между органами управления и народом; 3. отстаивать право журналистики на независимость от власти, рассматривая его как важнейшее условие ответственного контроля общества за деятельностью властных структур, в том числе за поведением государственных органов всех уровней; 4. отстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности властных структур, способствуя ее открытости и доступности для конструктивной общественной критики; 5. разоблачать злоупотребления и проступки лиц, работающих во властных структурах общественного и частного секторов, добиваясь совершенствования системы общественного управления; 6. опровергать фактами заявления представителей властных структур, утверждения политиков, не соответствующие действительности и вводящие людей в заблуждение; 7. заботиться о точности и доказательности критики властных структур в публикациях, проявляя вежливость и корректность, не отождествляя власть как социальный институт и ее конкретных представителей. Злоупотребление свободой и ущемление свободы деятельности СМИ влекут уголовную, административную, дисциплинарную ответственность, характер и меру которой устанавливают определяемые законом институты. Существуют и международные организации, занимающиеся проблемами свободы слова и печати. Юридически точное закрепление прав и обязанностей СМИ чрезвычайно важно в связи с тем, что журналистика является все более разветвленным, проникающим во все сферы жизни общества, могущественным социальным институтом. 5.Для журналиста простор для подлинной свободной деятельности (не жестко запрограммированной необходимостью, но и не произвольной, отметающей необходимость) открывается в творческом использовании знания законов действительности для понимания и оценки ее явлений, выработки способов действия для достижения идеалов «истины, добра и справедливости». Мера свободы зависит от верности социальной позиции. настоящий простор для свободного творчества появляется тогда, когда цели журналиста совпадают с «целями» истории, когда его деятельность одухотворяется идеей прогресса общества, подчинена ей. Поэтому прогрессивной называется такая журналистика, которая действует в пользу исторической необходимости, а реакционной - журналистика, стремящаяся задержать исторический прогресс. Итак, составляющими «культуры свободы» журналиста являются: 1) прогрессивность позиции, 2) энциклопедическая образованность, 3) гуманизм, устремленность к «добру, истине и справедливости», 4) владение методологией социального анализа, 5) способность терпимо (толерантно) относиться к инакомыслящим, умение спокойно и конструктивно оценивать их взгляды и предложения, 6) вести диалог без обидных и тем более оскорбительных ярлыков в расчете на поиск и обнаружение совместных, приближающихся к истине решений. Без целостного сочетания и творческой реализации этих требований «культуры свободы» деятельности в журналистике быть не может. Вот почему свобода как возможность выбора в рамках необходимости, как возможность творческого использования закономерностей общественной жизни в интересах народа, в целях реализации общечеловеческих ценностей превращается в несвободу вне этих рамок. Несвободной оказывается такая деятельность журналиста, цели и результаты которой, основываясь на нарушении требований необходимости, ведут к деградации личности, к регрессу общества, к победе античеловеческих, антигуманных сил. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. Парадоксы развития, поиски, перспективы. М.: Мысль, 1991. 2. Введение в теорию: Учебное пособие. М.: Изд. РИП-холдинг, 2000. 3. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. 4. Эверетт Дэннис, Джон Мэррилл. Беседы о масс-медиа. М.: Вагриус, 1997.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1051)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |