Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. Особенности кредитной политики МВФ



2015-11-20 1054 Обсуждений (0)
II. Особенности кредитной политики МВФ 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

I. Структура управления МВФ.

II. Особенности кредитной политики МВФ.

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение.

Международный Валютный Фонд — межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами–членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко– и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд - специализированное учреждение ООН - практически служит институциональной основой мировой валютной системы.

Первоначально Фонд кредитовал преимущественно Западные страны. В середине 70-х гг. промышленно-развитые и развивающиеся государства получили от него примерно равные суммы, а с 80-х годов МВФ переключился почти целиком на кредитование последних. Этот поворот, в значительной степени, обусловлен тем, что получение кредитов Фонда в основном связанно с принятием определенных обязательств в области макроэкономической политики. Поэтому западные страны предпочитают заимствовать ресурсы на покрытие дефицита платежного баланса на мировом рынке ссудных капиталов.

Ни одна другая международная организация не подвергалась столь резкой критики со стороны развивающихся стран как МВФ. Фонд оказывает сильное воздействие на социально-экономические процессы в этих регионах, особенно в условиях долгового кризиса. Однако без активного вмешательства Фонда в долговой кризис последствия его для развивающихся стран и мировой кредитной системы было бы гораздо более серьезным.

Международный финансовый кризис, начавшийся в 1997 г. в Юго-Восточной Азии и получивший мировой резонанс, вызвал повышенный интерес к МВФ. МВФ подвергается критике с разных сторон. Наследники кейнсианских, дирижистских традиций упрекают его в том, что он недостаточно эффективно противодействовал спекулятивным операциям частных финансовых структур, практически потакал им. Приверженцы либеральных концепций, напротив, обвиняют Фонд в чрезмерном вмешательстве в деятельность рыночных механизмов. Наиболее радикальные из них даже ставят под сомнение целесообразность существования МВФ, называя его "Госпланом на Потомаке ".

 

 

I. Структура управления МВФ.

 

Высший руково­дящий орган МВФ - Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна-член пред­ставлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центра­льных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как внесение изменений в Статьи соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пере­смотр величины их долей в капитале, выборы ис­полнительных директоров. Управляющие собира­ются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить свои заседания, а также голосовать по почте в любое время.

В МВФ действует принцип "взвешенного" количества голосов, который предполагает, что воз­можность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования опре­деляется их долей в капитале МВФ. Каждое госу­дарство имеет -250 "базовых" голосов, независимо от величины его взноса в капитал, и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решаю­щее большинство голосов наиболее крупным госу­дарствам.

Самым большим количеством голосов в МВФ обладают (на 30 апреля 1998 г.): США - 17,78%;

Германия - 5,53%; Япония - 5,53%; Великобри­тания - 4,98%; Франция - 4,98%; Саудовская Ара­вия - 3,45%; Италия - 3,09%; Россия - 2,90%. Доля 15 стран - участниц ЕС - 28,8%, 29 промышленно развитых государств (страны - члены Организации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР) имеют в совокупности 63,4% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84% количества членов Фонда, приходится лишь 36,6% голосов. Решения в Совете управляющих обычно при­нимаются простым большинством (не менее поло­вины) голосов, а по наиболее важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический ха­рактер, - "специальным большинством" (соответ­ственно 70% или 85% голосов стран-членов). В ин­тересах ведущих стран Запада в нынешнем уставе выделены 53 подобных вопроса (против 9 при со­здании МВФ). Несмотря на некоторое сокращение в 70-е и 80-е годы удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на клю­чевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%). Все это означает, что США вместе с ведущими западными государствами практически располагают возмож­ностью осуществлять контроль над процессом при­нятия решений в МВФ и направлять его деятель­ность исходя из своих интересов. Что касается раз­вивающихся стран, то при наличии скоординиро­ванных действий теоретически они также в со­стоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь необходимой согла­сованности столь большому числу разнородных стран чрезвычайно сложно.

Согласно действующему с 1978 г. уставу Совет управляющих может учредить новый постоянный орган управления - Совет на уровне министров стран-членов для наблюдения за регулированием и адаптацией мировой валютной системы. Однако фактически он пока не создан, и его роль играет учрежденный в 1974 г. Временный комитет Совета управляющих по вопросам международной валют­ной системы - Временный комитет (Interim Com­mitet of the Board of Governors on the International Monetary System), состоящий из 24 управляющих МВФ, в том числе и от России. Он собирается на свои заседания дважды в год. Однако в отличие от предполагаемого Совета Временный комитет не имеет полномочий для принятия директивных ре­шений. Тем не менее, он выполняет важные функции: осуществляет руководство Исполнитель­ным советом; занимается выработкой стратегичес­ких решений, относящихся к функционированию международной валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предло­жения о внесении поправок в Статьи соглашения МВФ. Подобный статус имеет также Объединен­ный министерский комитет Советов управляющих Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и МВФ по передаче реальных ресурсов развивающимся странам - Комитет развития (Joint Ministerial Committee of the Board of Governors of the Bank and the Fund on the Transfer of Real Resources to Developing Countries). Он консультирует Советы уп­равляющих МВФ и МБРР по проблемам эконо­мического развития.

Уроки финансового кризиса 1997 - 1998 гг., выявившего потребность в более оперативном и целенаправленном реагировании на постоянные изменения состояния мировых валютно-финансовых отношений, в усилении эффективности ме­ханизма выработки и принятия коллективных решений, побуждают МВФ, в частности, к осущест­влению мер по повышению статуса и роли Вре­менного комитета, вплоть до преобразования его в предусмотренный уставом Совет на министерском уровне, который, в отличие от Временного ко­митета, обладал бы директивными полномочиями. По словам руководителя Фонда М. Камдессю, "такое преобразование придало бы МВФ новую и чрезвычайно важную легитимность для разрешения все более усложняющихся задач, которыми он призван заниматься'4. Однако существующие меж­ду странами - членами Фонда противоречия за­трудняют реализацию этого шага. На своем оче­редном заседании 27 апреля 1999 г. Временный комитет ограничился лишь тем, что поручил своим заместителям и Исполнительному совету "продол­жить изучение характера институциональных усо­вершенствований, включая и деятельность Времен­ного комитета".

Совет управляющих делегировал многие свои полномочия Исполнительному совету (Executive Board), т. е. директорату, который несет ответствен­ность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административ­ных вопросов, в частности, предоставление креди­тов странам-членам и осуществление надзора за их политикой в отношении валютных курсов. Испол­нительный совет работает на постоянной основе в штаб-квартире Фонда в Вашингтоне и обычно про­водит свои заседания три раза в неделю. С 1992 г. число исполнительных директоров доведено до 24. 5 из них назначены, согласно уставу, США, Германией, Японией, Великобританией и Франци­ей, т. е. пятью странами, у которых наибольшие квоты в капитале МВФ; 3 - формально избраны, но представляют каждый одну страну - Саудовскую Аравию, Россию и Китай; 16 - избраны от осталь­ных стран-членов, разделенных на соответствующее количество групп, сформировавшихся с учетом принципа географического представительства либо на основе общих интересов. Назначения и выборы исполнительных директоров проводятся раз в два года. Директор располагает тем количеством голо­сов, которым пользуются в совокупности избрав­шие его управляющие. Как правило, Директорат принимает решения, основываясь на материалах и докладах, которые подготовлены административным аппаратом. Формально все должностные лица МВФ подчиняются только руководящим органам фонда, и правительства государств-членов не имеют права оказывать на них давления. В большинстве слу­чаев решения в Исполнительном совете принима­ются не путем формального голосования, а посред­ством предварительного достижения консенсуса его членов.

Исполнительный совет МВФ выбирает на пя­тилетний срок директора-распорядителя (Managing Director), по традиции это представитель из Европы, который не может быть ни управляющим, ни исполнительным директором. Директор-распорядитель председательствует в Директорате (без права голоса, за исключением случаев, когда голоса разделяются поровну) и возглавляет административный аппарат фонда.

В функции директора-распорядителя входит ведение текущих дел и назначение должностных лиц МВФ: своего заместителя, секретаря, казначея, заведующих отделами, генерального советника юридического отдела, заведующих административной службой и европейской штаб-квартирой фонда (в Париже).

Ди­ректор-распорядитель (с 1987 г.) - Мишель Камдесю (Франция; в мае 1996 г. переизбран на третий срок, начавшийся с 16 января 1997 г.), его первый заместитель (с 1994 г.) - Стэнли Фишер (США).

Взаимодействие МВФ с государствами-членами производится через региональные отделы: Африканский, Европейский I, Европейский II, Среднего Востока, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. В МВФ имеются отделы центральных банков, валютных и торговых отношений, по бюджетно-налоговым вопросам, правовой и исследовательский. В аппарате МВФ заняты 2300 сотрудников из 122 стран, 50% из которых – женщины. Это главным образом экономисты, специалисты по налогам, статистике, финансам и филологии.

Организационная структура аппарата МВФ постоянно развивается из-за целевых установок и функций МВФ, которые определяются трансформацией мировой экономики и международных валютно-финансовых отношений.

 

II. Особенности кредитной политики МВФ.

В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности использу­ются два понятия: 1) сделка (transaction) - предостав­ление валютных средств странам из его ресурсов: 2) операция (operation) - оказание посреднических фина­нсовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с офи­циальными органами - казначействами, центральны­ми банками, стабилизационными фондами. Разли­чаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки эко­номической политики стран-членов.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, про­изводит покупку (purchase) или иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество сисей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъ­являть равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращают­ся с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм неконвертируемых на­циональных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными условиями.



2015-11-20 1054 Обсуждений (0)
II. Особенности кредитной политики МВФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. Особенности кредитной политики МВФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1054)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)