Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные особенности формирования системы социального страхования в Российской Федерации



2015-11-20 701 Обсуждений (0)
Основные особенности формирования системы социального страхования в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




В истории развития системы социального страхования в России условно можно выделить три основных этапа.

1. Зарождение системы социального страхования

Первый этап - - с 80-х годов прошлого века до 1917 г. В этот период социальное страхование в России развивалось в едином русле с аналогичными системами других стран (Гер­мании, Франции, Австрии).

Необходимо отметить, что обязательное устройство касс страхования восходит еще к 1861 году, когда в России был при­нят закон о «вспомогательных товариществах» при казенных горных заводах. В более развернутом виде принципы социаль­ной защиты нашли свое воплощение в законодательном акте or 15 мая 1901 г. «Временные правила о пенсиях рабочим казен­ных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских и рудничных работах». В 1903 г. был принят за­кон о вознаграждении потерпевших и их семейств за увечье и смерть в промышленных заведениях, который в основание пра­ва на вознаграждение пострадавших от несчастных случаев на производстве положил понятие о профессиональном риске.

Базовые основы социального страхования были заложены в стране в 1912 г., когда Третьей Государственной Думой был принят пакет законов: «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих»; «Об утверждении Совета по делам стра­хования рабочих»; «Об обеспечении рабочих на случай болез­ни»; «О страховании рабочих от несчастных случаев на произ­водстве». Принятая в 1912 г. система социального страхования была построена на тех же принципах и методологических под­ходах, которые были характерны для аналогичных систем в Ав­стрии, Германии, Франции. С этого периода Россия влилась в строй цивилизованных стран с передовой для того времени, до­статочно широкой системой обязательного социального страхо­вания.

Общее руководство деятельностью в этой области осуществ­лял Совет по делам страхования рабочих, созданный в Петер­бурге при Министерстве торговли и промышленности. В губер­ниях и крупнейших городах действовали страховые органы,. носившие имя Страховых Присутствий и наблюдавшие за испол­нением страховых законов. Основными рабочими органами на местах были больничные кассы и страховые товарищества. Основную роль в управлении страховыми кассами играли на паритетных началах рабочие и работодатели. Страховые то­варищества объединяли в страховых целях предпринимателей по округам, границы которых устанавливались Советом по де­лам страхования рабочих (несколько губерний). В дореволю­ционной России действовало несколько тысяч страховых касс и около десятка товариществ.

“Необходимо отметить, что вопросы социального страхова­ния (обсуждение и принятие Думных законопроектов) было в центре общественного внимания, по ним развернулась оживлен­ная политическая дискуссия. На Ше­стой (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП важней­шим вопросом было определение отношения большевиков к думским законопроектам о социальном страховании. В. И. Ле­нин разработал альтернативную страховую программу, кото­рая впоследствии получила название ленинской страховой прог­раммы. Прежде всего, Ленин отмечал, что «наилучшей формой страхования рабочих является государственное страхование их». Использование Лениным слова «страхование» в со­четании со словом «государственное» означало применение принципиально иного подхода к способам формирования стра­ховых фондов для нетрудоспособных лиц. Выдвигались серьез­ные задачи, в частности: «все расходы по страхованию долж­ны падать на предпринимателей и государство»; «страхование должно охватывать всех лиц наемного труда»; «повышение до­ли компенсаций до среднего заработка»; «перевод управления страховых организаций на начала полного самоуправления за­страхованных».” [5]

Провозглашенные принципы организации «государственно­го страхования» на самом деле не являются страховыми. Это скорее социальная помощь или социальное обеспечение из государственного бюджета. Реализация таких подходов при со­ветской власти показала наряду с несомненными их достоинст­вами (широта охвата, государственная гарантированность) и их органические пороки.

2. Большевистская система социального страхования

Второй этап - - 1918—1933 гг. В этот период сделана попытка претворить большевистскую программу социального страхования, разработанную Пражской конференцией (1912 г.). Первым шагом советской власти по реформированию социального страхования стало принятие декларации Народным Ко­миссариатом Труда (НКТ) о введении в России полного соци­ального страхования и Положения о социальном обеспечении трудящихся (31 октября 1918 г.) в соответствии с которым со­циальное страхование заменялось социальным обеспечением, а все органы, ведающие страхованием, ликвидировались.

Это положение законодательно распространяет социальное обеспечение на всех без исключения трудящихся, источником существования которых является собственный труд, независи­мо от того, работают они по найму или самостоятельно.

Ориентация на такую модель социальной защиты подкреп­лялась идеологизированными установками «немедленно осуще­ствить социализм в области социального страхования» путем введения «бесплатного» социального страхования для трудящих­ся, необходимые финансовые средства предлагалось взимать с предприятий и предпринимателей, а в необходимых случаях и из государственного бюджета. «Сущность социального обеспе­чения сводилась к всеобщему для всего населения, равному для всех, проводимому органами государства и за счет государст­ва».

Примерно через полгода после издания Положения пред­приятия и учреждения были освобождены от уплаты страховых взносов за рабочих и служащих, а с работников самостоятель­ного труда соответствующие взносы взимались через налоговые органы Наркомфина. В связи с «национализацией обеспечения» подверглась изменению вся организационная система, «остав­шаяся в наследство от периода социального страхования». Про­ведение такой реформы подкреплялось следующими аргумента­ми: «Если работающие по найму обеспечиваются на равных на­чалах со всеми нуждающимися, и если обеспечение проводится для всех нуждающихся Советской властью рабочих и крестьян, то ненужными делаются специальные, выделенные из общей советской системы органы, осуществляющие обеспечение рабо­тающих по найму. На место социально страховых организаций рабочего класса становится государственный аппарат социаль­ного обеспечения».

Период «социального обеспечения» длился до 1921 г., когда с переходом к НЭПу наметилась необходимость возврата к со­циальному страхованию, что мотивировалось ренессансом частого предпринимательства и частичной денационализацией промышленности. «Подобно тому, как раньше из акта национали­зации всего производства и последовательного проведения принципа всеобщей трудовой повинности логически вытекало требование обеспечения эсех занятых в производстве за счет государства, так теперь, с переходом к новой экономической политике, государство, перестав быть единственным хозяином промышленности, не могло взять на себя бремя обеспечения всех работающих по найму».

В соответствии с декретом Совнаркома от 15 ноября 1921 г. «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом» обеспечение за счет государства было заменено обеспечением в порядке социального страхования, то есть из фондов социального страхования, формирующихся за счет взносов, уплачиваемых всеми предприятиями, хозяйствами и учреждениями, пользую­щимися наемным трудом.

Причины возврата к социальному страхованию на этом эта­пе обусловлены «переходом государственных предприятий на хозрасчет», на что указывается в «Тезисах о социальном страхо­вании», утвержденных ЦК РКП (б) 4 сентября 1922 г.

В дальнейшем (конец 20-х начало 30-х годов) вопросы со­циального страхования становятся объектом политической борь­бы и политических спекуляций. Ученых, отстаивающих необхо­димость развития системы социального страхования при социа­лизме, учета и снижения социальных рисков, подвергают кри­тике, остракизму и гонениям.

Система социального страхования максимально упрости­лась, финансовые системы социального страхования всех видов объединились, что фактически означало отход от принципов страхования, а значит, «ненужность» всего механизма опреде­ления и учета социальных рисков.



2015-11-20 701 Обсуждений (0)
Основные особенности формирования системы социального страхования в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные особенности формирования системы социального страхования в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (701)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)