Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Часть V. Архетипы в творчестве Лавкрафта



2015-11-20 782 Обсуждений (0)
Часть V. Архетипы в творчестве Лавкрафта 0.00 из 5.00 0 оценок




Как я уже говорил выше, множество элементов произведений Лавкрафта было непосредственно вдохновлено ближневосточной мифологией и магией. Например, Ктулху — развитие сущности Дракона Бездны из ближневосточного мифа. Этот дракон называется Левиафаном или Тиамат, он покоится в Бездне или на дне первозданного Океана. Ктулху описывается драконообразным, и о нём также говорится, что он лежит на дне океана. И Ктулху, и Дракон, как утверждается, старше человечества на целые эоны. Иногда говорят, что Дракон мёртв, однако в будущем он может быть пробуждён из своего состояния, более точным определением которого является, пожалуй, сон. Ктулху — «мёртвый, но грезящий» — ожидает часа своего пробуждения. Некоторые древние тексты утверждают, что Дракон воскреснет в конце великого космического цикла. Конец этого цикла наступит тогда, когда человек станет диким и отвергнет мораль. Абсолютно то же самое говорится и о Ктулху. Существует множество и других параллелей, но вполне достаточно и этого. Очевидно, что Ктулху — это развитие Лавкрафтом древнего мифа.

Естественно, это ни в коем случае не умаляет творчество писателя. Все достойные похвалы сочинения содержат архетипические мифоформы. Эти мифоформы зачастую более действенны, когда они являются новой интерпретацией первобытного символа. И это как раз случай Лавкрафта. Присутствие архетипических мифоформ в его фантастике может помочь объяснить ту квазиреальность, которую они обрели. В книгах Лавкрафта проявляется и множество других примеров архетипа. Дагон явно восходит к Дагону мифологии филистимлян; Шуб-Ниггурат, чёрная Козлица лесов с тысячею младых, отражает козлиные культы античности. Пан и египетский «Козёл Мендеса» — два примера этого культа.

Предельно сжатое ядерное первоначало в центре бесконечности (Азатот) и божество, которое сопредельно со всем пространством и временем (Йог-Сотот), — это мифоформы, которые проявляются во множестве культур. Гностики утверждали, что божество Абраксас имеет два выражения: точку, центр и источник всего, и бесконечный космос.

Крайне интересно, что Юнг упоминает обе эти формы в «Семи наставлениях к мёртвым» («Seven Sermons to the Dead»). В этой же самой книге Юнг связывает эти мифические формы с неисследованными областями разума, что полностью отражается в лавкрафтовской концепции. Но самое интересное во всём этом то, что Юнг написал эту книгу посредством т. н. «автоматического письма», и он сам верил в контакт с «духом» во время написания этой книги.

Далее. Десятая буква еврейского алфавита «Йод» в Каббале — это изначальная точка (сперма) творения. Пятая буква «Хе» — это пространство (окно), в котором творение и проявляется. В эзотерическом буддизме Драгоценная Жемчужина есть семя вселенной, тогда как Лотос — безграничная пустота (подобные интерпретации не единичны: буддизм и Каббала почти всегда имеют множество значений для всех своих символов). В мистицизме А. Кроули Нюит есть бесконечный космос, тогда как Хадит — «атомная точка». И этот список можно продолжать и дальше. Как вы видите, архетипы божества, которое является манифестацией бесконечного пространства и времени, и бога — центра и источника всего — являются изначальными мифоформами.

Ньярлатхотеп, Всесильный Посланник, сердце и душа Иных богов, имеет непосредственное отношение к Тоту-Посланнику, сердцу и душе богов в египетской мифологии. Гермес также весьма схож с Ньярлатхотепом. Архетип Посланника/Обманщика встречается во многих мифических традициях.

Несомненно, сила лавкрафтовских произведений заключается, в том числе, и в том, что они содержат подобные архетипы. Мифы Лавкрафта в высшей степени являются современной динамичной интерпретацией множества самых древних и мощных архетипов мира. Бóльшую часть мифического и архетипического материала Лавкрафт ввёл в свои произведения осознанно, однако, по-видимому, извлёк он это из той сферы, которую Юнг в последствии назвал коллективным бессознательным.

Многие из произведений Лавкрафта основаны на его сновидениях. Он видел ясные сны «с продолжениями» — это довольно редкий тип сновидений, когда следующий сон начинается с того самого момента, которым закончился предыдущий. Более того, такие сновидения характеризуются тем, что видящий их осознаёт, что он спит — то есть во сне он находится в полном сознании (кстати, такие сновидения — важная часть практики суфиев и буддистов...). В связи с этим нужно вспомнить, что, по Юнгу, архетипические образы часто встречаются во снах, в особенности у тех людей, которые развиваются духовно и психологически, а также то, что многие древние мифы были основаны на сновидениях. Также утверждали, что Лавкрафт был способен входить в телепатические контакты. Если это действительно так, то телепатия делала его более склонным к видениям, нежели обыкновенных людей. Тот факт, что Лавкрафт осознанно использовал древний мифический материал, может, и не столь примечателен по сравнению с тем, что он встречал божественные формы в видениях и снах. Стоит вспомнить, что бóльшая часть мифологий различных народов создавалась как новая интерпретация старых архетипов, соединённых с озарениями из снов и видений (и снова, это вовсе не говорит о том, что Лавкрафт «верил» в свои мифы — нет, он не верил). Юнг подчёркивал, что мифы и архетипы должны быть испытаны на опыте (т. е. пережиты) и объединены в единое целое. Важность этого повторял и исследователь мифологии Джозеф Кэмпбелл. Согласно ему миф имеет ритуальный характер — в шаманском смысле. Это мощный духовный и психологический инструмент, и, по Кэмпбеллу, он должен использоваться как структура трансформирующего путешествия.

Исходя из того, что Лавкрафт основывал большинство своих рассказов на сновидениях или древних мифах, можно утверждать, что его «Мифологию Ктулху» можно использовать для совершения этого трансформирующего путешествия так же, как и старую «классическую» мифологию. В самом деле, произведения Лавкрафта оказывают такое глубокое влияние на современного читателя, какое большинству «классических» мифов просто не под силу. Уже одно только это делает мифическую и шаманскую работу с мифологией Ктулху важным предметом для духовных поисков. Архетипы в работах Лавкрафта ясные и мощные. Они основаны на первозданных и архаичных мифах и, кроме того, охватывают хаотичное будущее. Мифология Лавкрафта полезна ещё и тем, что, в отличие от традиционной мифологии, она относительно не исследована. Она предлагает новизну и озарения, чего нет в хорошо изученных системах. То, что Мифология Ктулху до сих пор мало изучена, имеет и другое преимущество: неизвестное всегда несёт с собой страх. Страх — очень важная составляющая духовной работы, он неизменно показывает нам психологическую причину нервозности, которая должна быть подавлена. Мифология Ктулху действенна, загадочна и устрашающа. Сколько традиционных мифов способно вызвать у большинства современных людей подобное чувство?

 

Tenebrous

ЭОН ПРОБУЖДЕНИЯ КТУЛХУ[65]

 

Век, в котором мы живём, свидетельствует о приближении Нового Эона, или, скорее, о возвращении через безбрежные бездны времени и пространства сил и существ из первобытных эпох — эпох, предшествующих появлению человечества на Земле на целые тысячелетия. В одном из своих кардинальных рассказов, «Зов Ктулху», Лавкрафт намечает контуры первых предзнаменований возвращения. Внешние грани этого процесса в нашем континууме обнаруживаются невероятно тонкими и чувствительными «антеннами» поэтов, писателей и художников — и в гораздо большей степени тех из них, кто уже был вовлечён в концепцию «потустороннего» своими собственными исследованиями чуждых, несвойственных нормальности, экзотических, странных и экстравагантных вещей. И действительно, именно через работы художников такого сорта описания возвращающихся сил и существ и намёки на них находят своё выражение.

В настоящее время Новый Эон известен под различными названиями во многих культах: астрологическая Эпоха Водолея, телемитский Эон Гора, ознаменованный воплощением Айваза в 1904 году, Эон Маат Брата Ахада, Эра Правды и Правосудия и т. д. Ко всему этому особая группа магов, художников, писателей и других визионеров Мифа Ктулху, которая основала Эзотерический Орден Дагона, видит грядущую эру как Эон Пробуждения Ктулху — со ссылкой на пророческую сочинительскую работу Г. Ф. Лавкрафта, о которой уже говорилось выше. Так как первая описанная им волна энергии Эона (крайне сильно отразившаяся на снах «чувствительных» личностей по всему миру) соответствует подъёму со дна океана острова Р’льеха 28 февраля 1925 года, то Э.О.Д. обозначили это событие как первый год Эона Ктулху.

Тем не менее, перед тем, как начнётся окончательный наплыв всех этих древних сил в наш сегодняшний пространственно-временной континуум, должны быть найдены и открыты главные тайные врата — чтобы открыть доступ из пространства «вне циклов времени». Эти врата были высечены Лавкрафтом в виде одного из Великих Древних: «Это гибельный Йог-Сотот, который пенится первоначальной слизью в ядерном Хаосе за пределами нижайшего аванпоста пространства и времени».Как хранитель врат, Йог-Сотот является синонимом Хоронзона. Сам по себе «нижайший аванпост» — это отверстие или окно в измерение Великих Древних (Вселенная В), это звезда Сотис, или Сириус.

В свою очередь врата сил Нового Эона (Йог-Сотот) идентифицируются с «нон-сефирой» Даат на каббалистическом Древе Жизни. Как объясняет Кеннет Грант в своей работе «Вне циклов времени»: «Сегодня можно наблюдать непрекращающийся поток и эволюцию Эонов, происходящих одновременно и переправляющихся в мир антиматерии. Йог (или Юга — Эон или Эра) Сотота — это контрапункт, как Эон Сета-Тота, или Даат — своей пары, Юг(и)-Хоора, или Эона Гора. Йог-Сотот — это врата через Эоны к звезде — истоку за Югготом, Югой или Эоном Гота».

Вследствие этого знание и формула, с помощью которых эти врата могут быть открыты, постигаемы только через негативный вихрь Даат. В случае самого Лавкрафта, страстно отрицавшего в происходящей наяву жизни истинную природу материалов, которыми он занимался, процесс их присвоения был почти полностью подсознательным, происходящим посредством снов-экспериментов. Можно предположить, что приобретение таких нечеловеческих и ультракосмических откровений принимало форму ужаснейших ночных кошмаров.

Таким образом, те посвящённые Э.О.Д., которые работают над открытием врат Йог-Сотота, для того, чтобы эффективно активизировать эти формулы, должны быть готовы предпринять этот крайне опасный спуск в бездну Даат (т. н. «ложное знание»). Этот процесс включает бросание (проектирование) части самого себя в эти пространства «между», на которые Лавкрафт делал постоянные ссылки и которые составляют экзистенциальность самих Древних. Именно здесь это «ложное знание» (изображённое Лавкрафтом как гримуар Некрономикон) может быть найдено и возвращено, принесено назад через вихрь Даат и, наконец, дать действенное, конкретное проявление вовне.

 

Автор неизвестен



2015-11-20 782 Обсуждений (0)
Часть V. Архетипы в творчестве Лавкрафта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Часть V. Архетипы в творчестве Лавкрафта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (782)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)