Потребительские свойства и показатели качества товаров: понятия, классификация, характеристика основных групп
1 группа – Назначение – способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности – одно из определяющих свойств качества товаров. 1. Функциональные свойства отражают способность товаров выполнять их основные функции. 2. Свойства социального назначения - способность товаров удовлетворять индивидуальные и общественные социальные потребности. 3. Свойства классификационного назначения - способность ряда свойств и показателей выступать в качестве классификационных признаков. 2 группа – Надежность – способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и потребления (эксплуатации) в течение 1) долговечность- способность товаров сохранять работоспособность до наступления установленного времени тех. обслуживания и ремонта. Свойственна непродовольственным товарам. Показатели: а) срок службы – продолжительность эксплуатации товаров, в течение которой они выполняют свои основные функции; б) ресурс (предельная возможность эксплуатации, зафиксированная в нормативных документах, например, число часов работы, количество включений и выключений); 2) безотказность- способность товаров выполнять функциональное назначение без возникновения дефектов, из-за которых невозможна или затруднена их дальнейшая эксплуатация. Характеризуется сроками, в течение которых товары эксплуатируются без сбоев и отказов, а так же количеством возникающих в течение обусловленного периода дефектов. 3) ремонтопригодность- способность товаров восстанавливать свои исходные свойства после устранения дефектов. Например, ремонтопригодные – автомобили, телевизоры; ремонтонепригодные – электрические лампы, батарейки, одноразовые ручки (безотказность совпадает с долговечностью); 4) сохраняемость- способность поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без значительных потерь в течение определенного срока 3 группа - Эргономические свойства - способность товара создавать ощущение удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, физиологическими, Антропометрические свойства- способность товаров при эксплуатации соответствовать в наибольшей степени измеряемым характеристикам потребителя. Физиологические свойства- способность товаров обеспечивать удобство функционирования отдельных органов или частей тела человека при их использовании. Психологические свойства- способность товаров обеспечивать при эксплуатации душевный комфорт (состояние внутреннего спокойствия) потребителю, соответствовать его индивидуальному восприятию товара. Психолого-физиологические (органолептические) свойства– способность товаров обеспечивать соответствие психолого-физиологическим возможностям и запросам потребителя, т.е комплексно удовлетворяют психологические и физиологические потребности человека. 4 группа - Эстетические свойства - способность товаров выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы общественной ценности и удовлетворять эстетические потребности человека. Внешний вид- комплексный показатель, включающий форму, цвет, состояние поверхности, иногда целостность. Для эстетического восприятия разных товаров значимость перечисленных единичных показателей внешнего вида неодинакова и зависит от особенностей товаров. Цвет- световые волны определенной длины, воспринимаемые глазом человека (цветовое решение, цветовая гамма). Форма– геометрические параметры. Состояние поверхности- зависит от состава и структуры веществ, входящих в товары или упаковку. (гладкая, шероховатая, ворсистая и др.) Целостность композиции- отражает рациональную взаимосвязь внешних признаков с внутренней структурой и предполагают подчиненность главным элементам второстепенных, единство стилевого решения всех частей изделия. Дизайн- способность товаров комплексно удовлетворять эстетические, эргономические, социальные и иные потребности за счет их художественного конструирования. Стиль- способность товаров удовлетворять социальные и эстетические потребности с помощью совокупности показателей внешнего вида, конструктивных особенностей и деталей, которые определяются общим для конкретного сегмента потребителей мироощущением или отражает взаимосвязь содержания и внешнего оформления товаров. Мода- проявление вкусов потребителей, сформированных или сложившихся в определенной общественной среде, через внешнее оформление товаров. 5 группа - Экологические свойства- способность товара не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при эксплуатации. Безопасность- очень важное и широко трактуемое свойство многих объектов: товаров, процессов, услуг, а так же окружающей среды. 1) химическая безопасность- отсутствие риска, которой может быть нанесен токсичными веществами. 2) радиационная безопасность- отсутствие вреда, которые могут нанести радиоактивные элементы (строительные материалы: шифер, цемент, асбест, минеральные удобрения.); 3) биологическая безопасность – отсутствие недопустимого риска, возникающего при биоповреждениях товаров. а) заболевания вызывают микроорганизмы; б) насекомые, грызуны - зоологические повреждения; 4) механическая безопасность- отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей, который может быть нанесен вследствие различных механических воздействий( ударов, трения, проколов (в основном на непродовольственные товары -одежда, обувь); 5) электрическая, магнитная, э/магнитная безопасность- отсутствие риска, который может быть нанесен воздействием электрических, магнитных, э/магнитных полей при эксплуатации сложнотехнических товаров (электротовары, например, свч печи, телевизоры, компьютеры); 6) термическая безопасность – отсутствие недопустимого риска, наносимого потребителю воздействием высоких температур при эксплуатации и потреблении товаров. ею должны обладать нагревательные приборы; 7) противопожарная безопасность- отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья при хранении и эксплуатации товаров в результате их возгорания или самовозгорания. Показатель качества- количественное и качественное выражение свойств продукции (или товара). Показателями качества являются физическими или физическими величинами. Физические величины (длина, масса, плотность) могут изменяться количественно и качественно. Показатели качества по наименованиям делятся на группы в зависимости от характеризуемых свойств (единичные, комплексные и интегральные) или от назначения (базовые и определяющие). Единичные показатели- показатели, предназначенные для выражения простых свойств товаров. Например, к единичным показателям относятся цвет, форма, целостность, кислотность. Комплексные показатели- показатели, предназначенные для выражения сложных свойств товаров. Так, состояние мякиша хлеба - комплексный показатель, состоящий из нескольких единичных показателей: цвет, пористость, эластичность и др. Интегральные показатели- показатели, определяемые как отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению к затратам на разработку, производство, реализацию, хранение и потребление. Такой показатель обычно применяется при упрощенных расчетах конкурентоспособности товаров. Однако он не учитывает другие товароведные характеристики товаров (в частности, ассортиментную), включающую престижность, известность торговой марки. Базовые показатели- показатели, принятые за основу при сравнительной характеристике показателей качества. Примером базового показателя может служить цвет эталона, соответствующий цвету муки определенного сорта. В качестве базовых могут использоваться показатели лучших образцов аналогичной продукции, созданных на основе передовых научно-технических достижений, а так же показатели стандартов или технических регламентов. Определяющие показатели- показатели, имеющие, решающее значение при оценке качества товаров. К ним относятся многие органолептические показатели -внешний вид, цвет всех потребительских товаров, вкус и запах пищевых продуктов.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (880)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |