Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Потребительские свойства и показатели качества товаров: понятия, классификация, характеристика основных групп




1 группаНазначение – способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности – одно из определяющих свойств качества товаров.

1. Функциональные свойства отражают способность товаров выполнять их основные функции.

2. Свойства социального назначения - способность товаров удовлетворять индивидуальные и общественные социальные потребности.

3. Свойства классификационного назначения - способность ряда свойств и показателей выступать в качестве классификационных признаков.

2 группа – Надежность – способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и потребления (эксплуатации) в течение

1) долговечность- способность товаров сохранять работоспособность до наступления установленного времени тех. обслуживания и ремонта. Свойственна непродовольственным товарам. Показатели:

а) срок службы – продолжительность эксплуатации товаров, в течение которой они выполняют свои основные функции;

б) ресурс (предельная возможность эксплуатации, зафиксированная в нормативных документах, например, число часов работы, количество включений и выключений);

2) безотказность- способность товаров выполнять функциональное назначение без возникновения дефектов, из-за которых невозможна или затруднена их дальнейшая эксплуатация. Характеризуется сроками, в течение которых товары эксплуатируются без сбоев и отказов, а так же количеством возникающих в течение обусловленного периода дефектов.

3) ремонтопригодность- способность товаров восстанавливать свои исходные свойства после устранения дефектов. Например, ремонтопригодные – автомобили, телевизоры; ремонтонепригодные – электрические лампы, батарейки, одноразовые ручки (безотказность совпадает с долговечностью);

4) сохраняемость- способность поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без значительных потерь в течение определенного срока

3 группа - Эргономические свойства - способность товара создавать ощущение удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, физиологическими, Антропометрические свойства- способность товаров при эксплуатации соответствовать в наибольшей степени измеряемым характеристикам потребителя.

Физиологические свойства- способность товаров обеспечивать удобство функционирования отдельных органов или частей тела человека при их использовании.

Психологические свойства- способность товаров обеспечивать при эксплуатации душевный комфорт (состояние внутреннего спокойствия) потребителю, соответствовать его индивидуальному восприятию товара. Психолого-физиологические (органолептические) свойства– способность товаров обеспечивать соответствие психолого-физиологическим возможностям и запросам потребителя, т.е комплексно удовлетворяют психологические и физиологические потребности человека.

4 группа - Эстетические свойства - способность товаров выражать в чувственно-воспринимаемых признаках формы общественной ценности и удовлетворять эстетические потребности человека.

Внешний вид- комплексный показатель, включающий форму, цвет, состояние поверхности, иногда целостность. Для эстетического восприятия разных товаров значимость перечисленных единичных показателей внешнего вида неодинакова и зависит от особенностей товаров.

Цвет- световые волны определенной длины, воспринимаемые глазом человека (цветовое решение, цветовая гамма).

Форма– геометрические параметры.

Состояние поверхности- зависит от состава и структуры веществ, входящих в товары или упаковку. (гладкая, шероховатая, ворсистая и др.)

Целостность композиции- отражает рациональную взаимосвязь внешних признаков с внутренней структурой и предполагают подчиненность главным элементам второстепенных, единство стилевого решения всех частей изделия.

Дизайн- способность товаров комплексно удовлетворять эстетические, эргономические, социальные и иные потребности за счет их художественного конструирования.

Стиль- способность товаров удовлетворять социальные и эстетические потребности с помощью совокупности показателей внешнего вида, конструктивных особенностей и деталей, которые определяются общим для конкретного сегмента потребителей мироощущением или отражает взаимосвязь содержания и внешнего оформления товаров.

Мода- проявление вкусов потребителей, сформированных или сложившихся в определенной общественной среде, через внешнее оформление товаров.

5 группа - Экологические свойства- способность товара не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при эксплуатации. Безопасность- очень важное и широко трактуемое свойство многих объектов: товаров, процессов, услуг, а так же окружающей среды.

1) химическая безопасность- отсутствие риска, которой может быть нанесен токсичными веществами.

2) радиационная безопасность- отсутствие вреда, которые могут нанести радиоактивные элементы (строительные материалы: шифер, цемент, асбест, минеральные удобрения.);

3) биологическая безопасность – отсутствие недопустимого риска, возникающего при биоповреждениях товаров.

а) заболевания вызывают микроорганизмы;

б) насекомые, грызуны - зоологические повреждения;

4) механическая безопасность- отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей, который может быть нанесен вследствие различных механических воздействий( ударов, трения, проколов (в основном на непродовольственные товары -одежда, обувь);

5) электрическая, магнитная, э/магнитная безопасность- отсутствие риска, который может быть нанесен воздействием электрических, магнитных, э/магнитных полей при эксплуатации сложнотехнических товаров (электротовары, например, свч печи, телевизоры, компьютеры);

6) термическая безопасность – отсутствие недопустимого риска, наносимого потребителю воздействием высоких температур при эксплуатации и потреблении товаров. ею должны обладать нагревательные приборы;

7) противопожарная безопасность- отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья при хранении и эксплуатации товаров в результате их возгорания или самовозгорания.

Показатель качества- количественное и качественное выражение свойств продукции (или товара). Показателями качества являются физическими или физическими величинами. Физические величины (длина, масса, плотность) могут изменяться количественно и качественно.

Показатели качества по наименованиям делятся на группы в зависимости от характеризуемых свойств (единичные, комплексные и интегральные) или от назначения (базовые и определяющие).

Единичные показатели- показатели, предназначенные для выражения простых свойств товаров. Например, к единичным показателям относятся цвет, форма, целостность, кислотность.

Комплексные показатели- показатели, предназначенные для выражения сложных свойств товаров. Так, состояние мякиша хлеба - комплексный показатель, состоящий из нескольких единичных показателей: цвет, пористость, эластичность и др.

Интегральные показатели- показатели, определяемые как отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению к затратам на разработку, производство, реализацию, хранение и потребление. Такой показатель обычно применяется при упрощенных расчетах конкурентоспособности товаров. Однако он не учитывает другие товароведные характеристики товаров (в частности, ассортиментную), включающую престижность, известность торговой марки.

Базовые показатели- показатели, принятые за основу при сравнительной характеристике показателей качества. Примером базового показателя может служить цвет эталона, соответствующий цвету муки определенного сорта.

В качестве базовых могут использоваться показатели лучших образцов аналогичной продукции, созданных на основе передовых научно-технических достижений, а так же показатели стандартов или технических регламентов.

Определяющие показатели- показатели, имеющие, решающее значение при оценке качества товаров. К ним относятся многие органолептические показатели -внешний вид, цвет всех потребительских товаров, вкус и запах пищевых продуктов.




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (788)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)