Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема гражданского об-ва в русской философии



2015-11-20 908 Обсуждений (0)
Проблема гражданского об-ва в русской философии 0.00 из 5.00 0 оценок




Русские юристы рассматривали понятие ГО в основном через призму понятия права. Юриспруденция конца 19 – начала 20 века была представлена двумя школами: так называемая старая школа естественного права и новая, или “возрожденная” школа естественного права.

Представители старой школы естественного права (к ним относились Б. Чичерин, С. Муромцев, А. Куницын и т.д.) определяли ГО как совокупность всех частных отношений между людьми. Например, определение понятия ГО Б.Н. Чичериным: “Гражданское общество, – пишет Чичерин, – есть совокупность всех лиц, которые в данное время и в данном месте участвуют в образовании гражданского права”. Чичерин характеризует индивидуализм как смысл существования ГО. Второе основное условие существования – это существование института частной собственности.

Представители школы “возрожденного” естественного права (В. Нечаев, П. Новгородцев) считают, что ГО – непрерывно изменяющийся общественный союз. Этот союз, в основе которого лежит сотрудничество людей, не организовывается сверху, а является результатом энергичных действий и предприимчивости осознавших общие интересы отдельных личностей. Он исключает возможность порабощение одних людей другими, устанавливая с этой целью гражданско-правовой порядок.

Необходимыми условиями существования ГО в русской правовой школе считались свобода личности и частная собственность.

Социально-философский подход к изучению гражданского общества содержится в работах русских философов И. Ильина и С. Франка.

Ильин рассматривал ГО как сферу частных интересов, самодеятельности людей и их раздельного существования. В ГО люди живут частной жизнью, они преследуют частные, часто противоположные цели, конкурируют между собой. Государство, по Ильину, играет в обществе роль связующего начала, роль всеобщего интереса и единой цели.

Семен Людвигович Франк рассматривал общественную жизнь, как двойственную структуру, образованную с одной стороны умышленно-планомерно, а с другой стороны создающуюся спонтанно, как бы “само собой”. Эти два начала общественного бытия получают конкретное выражение в двух формах общественной жизни: в государстве и гражданском обществе”. Т.е. двумя основополагающими началами общественной жизни – планомерным и спонтанным - являются государство и ГО.

Совершенно особняком в общей массе теорий ГО стоят концепции русских анархистов М.А. Бакунина и П.А Кропоткина. В теориях Бакунина и Кропоткина государство – зло, орудие угнетения большинства меньшинством. Идея Бакунина и Кропоткина – гражданское общество - общество, организованное на началах самоуправления , автономии и свободной федерации индивидов, общин, провинций и наций.

Нетрудно заметить, что как представители русской правовой школы, анархизма так и Ильин очень схоже определяют гражданское общество. По их определениям, ГО – совокупность отдельных субъектов, удовлетворяющих свои частные потребности и связанных частным интересом, то есть они подразумевают некоторый индивидуализм. Однако в отношении связующего начала их мнения расходятся. Для Ильина ГО не может существовать без государства, оно является тем сам связующим началом; для правоведов связующим началом является сфера права, а в конечном счете опять государство, так как оно обеспечивает право; у Бакунина и Кропоткина – свободное соглашения.

Вообще, внимание ко взаимоотношениям между гражданским обществом и государством в нашей стране было выше, чем где-либо еще. Это обусловлено в первую очередь историческими традициями нашей страны. В России традиционно преобладало государство, оно “казнило и миловало”, т.е. в различные периоды разрешало и запрещало элементы ГО. Это не могло не сказаться на менталитете русского человека. В сознании русского человека прочно закреплены два начала: это уверенность в том, что стране необходима сильная власть и параллельно желание “воли”. Воля – это свобода, безнаказанность и бесконтрольность со стороны государства. Эти два противоположных начала и обуславливают специфику теорий ГО в русской общественной мысли.

 

54. Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:

• человек обладает изначально злой природой;

• движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

• совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;

• для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация — государство;

• правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;

• правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна — промотана);

• ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;

• в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.

 



2015-11-20 908 Обсуждений (0)
Проблема гражданского об-ва в русской философии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема гражданского об-ва в русской философии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (908)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)