Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Раздел 3. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ




Вопросы для подготовки к экзамену

 

 

· Особенности формирования философско-этического мировоззрения на Востоке и Западе. Предэтика (Древний Египет, Вавилония, Иран).

· Этические представления в Древней Индии.

· Генезис этической составляющей в мировоззрении Древней Индии («Веды», «Упанишады»).

· Интерпретация этической проблематики в настике.

· Этические представления в Древнем Китае.

· Возникновение этических представлений в культуре Древнего Китая (культурные события эпохи Шан-Инь, периода Чуньцю эпохи Чжоу).

· Этическая проблематика в древнекитайской философии (период Чжаньго эпохи Чжоу).

· Этический релятивизм софистов.

· Основания этической рефлексии в учении Сократа. Сократические школы.

· Теория морали Платона.

· Этическая концепция Аристотеля. «Этика к Никомаху».

· Этика Эпикура.

· Эвдемонистическая ориентация в античной этике (эпикуреизм).

· Особенности древнеримской этической мысли. Сенека «Нравственные письма к Луцилию».

· Этика стоицизма.

· Основоположения христианской этики. Патристика. Августин Блаженный.

· Особенности этики Средневековья. Схоластика. Фома Аквинский.



· Этические представления Мишеля Монтеня. «Опыты».

· Этические идеи Бенедикта Спинозы. «Этика».

· Этические представления французских материалистов 18 века.

· Эвдемонизм Людвига Фейербаха.

· Этическая теория Иммануила Канта. «Основоположения метафизики нравственности». («Критика практического разума»)

· Постулаты и максимы в этике Канта.

· Специфика морали в этике Канта.

· Учение Гегеля о морали. «Философия права».

· Учение Гегеля о нравственности.

· Этические представления русских революционных демократов.

· В.Г.Белинский. «Опыт системы нравственной философии».

· Русская идеалистическая этика конца Х1Х – начала ХХ веков.

· В.С.Соловьев. «Оправдание Добра».

· Марксистские основоположения этики.

· Этические воззрения Артура Шопенгауэра. «Две основные проблемы этики» («Мир как воля и представление»).

· Этические представления Фридриха Ницше. «По ту сторону добра и зла» («Так говорил Заратустра», «К генеалогии морали»).

· Этическая проблематика в экзистенциализме. Ж.-П.Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм».

· Религиозная этика ХХ века (неотомизм, неопротестантизм).

· Проблемы этики в прагматизме.

· Постановка этических проблем в аналитической (неопозитивистской) традиции.

· Интерпретация этической проблематики в психоаналитической традиции. Э.Фромм. «Человек для себя» («Иметь или быть»).

· Этическая концепция А.Швейцера. «Культура и этика».

· «Живая Этика».

· Этика ненасилия.

· Специфика этического знания. Различные аспекты этики.

· Этика и философия. Проблема структурирования этического знания.

· Смысл морали и ее функции.

· Проблема специфики морали.

· Проблема структурирования морали.

· Проблема свободы в этике.

· Нравственная свобода: условия реализации.

· Моральная ответственность личности.

· Стратегия моральной оценки поступка.

· Взаимоотношение цели и средств в нравственной деятельности.

· Специфика моральных конфликтов.

· Проблема добра и зла в этическом знании.

· Проблема смысла жизни в этике.

· Счастье как этическая категория.

· Категория справедливости: этический аспект.

· «Кондициональные» категории этики (совесть, долг, честь, достоинство).

· Гипотезы происхождения и исторического изменения морали.

· Мораль в современных условиях. Проблема общечеловеческих ценностей.

· Общение и одиночество как нравственные ценности. Виды общения и их этическая аттестация.

· Нравственные параметры семейно-брачных отношений.

· Профессиональная этика: общая характеристика, особенности.

· Этикет и мораль.

· Проблема смертной казни: этическая экспертиза.

· Статус и проблемы современной биоэтики (проблема эвтаназии).

 

Примечание.* Все, что в этом списке выделено курсивом, касается студентов отделения философии.* В экзаменационные билеты могут быть внесены дополнительные вопросы по темам «свободных семинаров».* В экзаменационные билеты для студентов отделений социологии, информации и коммуникации включаются также вопросы в такой формулировке «Анализ работы из списка обязательной литературы», что означает необходимость характеристики одного из пяти первоисточников (перечень обязательных первоисточников см. в следующем разделе данного пособия).

 

3.2. Основная и дополнительная литература

По курсу этики

 

У ч е б н а я л и т е р а т у р а

· Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998 , 2000.

· Этика: Учебное пособие для студ. философ. фак. вузов. Под ред. Гусейнова А.А., Дубко Е.Л. М., 1999.

· Зеленкова И.Л. Основы этики. Мн., 2001.

· Зеленкова И.Л. Этика. Мн., 2004.

· Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001.

 

О с н о в н ы е п е р в о и с т о ч н и к и

 

 

· Платон. Пир. // Соч.: В 2т. Т.2. М., 1983.

· Аристотель. Никомахова этика. // Соч. Т.4. М., 1983.

· Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.

· Августин Блаженный. Исповедь. М., 1992.

· Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959.

· Монтень М. Опыты. М., 1980.

· Спиноза. Этика. // Избр. произведения: В 2 т. Т.1. М., 1995.

· Кант И. Основы метафизики нравственности. // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995.

· Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

· Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. // Соч.: В 2 т. Т.2. М., 1996.

· Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики. Мн., 1997.

· Соловьев В.С. Оправдание Добра. // Соч.: В 2 т. Т.1. М., 1990.

· Мур Дж. Принципы этики. М., 1984.

· Швейцер А. Культура и этика. М., 1992.

· Фромм Э. Человек для себя. М., 1992.

· Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. // Сумерки богов. М., 1989.

 

Примечание. Первоисточники, выделенные курсивом, составляют обязательный минимум для изучения студентами отделения информации и коммуникации. Студенты отделения социологии выбирают из всего списка пять любых работ в качестве обязательного минимума, студенты отделения философии ориентируются напервоисточники, обозначенные в вопросах для подготовки к экзамену, а также на те работы, которые необходимы для активного участия в семинарских занятиях.

 

 

Д о п о л н и т е л ь н а я л и т е р а т у р а

(по разделам программы)

 

 




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (358)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)