Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь
Налоговая система государства — совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. В настоящее время можно выделить следующие принципы налогообложения: 1.Принцип равномерности, требующий, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно своим доходам, которые они получают под покровительством правительства. Данное правило еще называют принципом справедливости, требующим, чтобы обложение было достаточно жестким для богатых лиц и щадящим для социально слабо защищенных слоев населения. 2.Принцип определенности, регламентирующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику. 3.Принцип удобства, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, т. е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода. 4.Принцип экономности, определяющий сокращение издержек взимания налогов, т. е. расходы по сбору налогов должны быть минимальными. 5.Принцип всеобщности, выражающий: · единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода; · однократность обложения одного и того же объекта за определенный период; · стабильность налоговой системы в течение длительного времени; · оптимальность налоговых изъятий, т. е. обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложения юридических и физических лиц. В Республике Беларусь имеются особенности налогообложения, характерные для экономики внутринациональные принципы, отвечающие мировым стандартам и получившие свое развитие в свете сложившихся социально-экономических отношений в государстве. В частности, не допускается установление: · налогов, нарушающих единое экономическое пространство и единую налоговую систему государства; · налогов, которые прямо или косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах республики капитала, товаров, денежных средств или ограничивают законную деятельность налогоплательщиков; · дополнительных налогов или использование повышенных либо дифференцированных ставок налогов в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов, гражданства физического лица. Одним из важнейших принципов построения налоговой системы государства является эффективность налогообложения. Реализация этого принципа состоит в соблюдении следующих требований: · налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений; · налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны; · налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частью общества; · административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными. Налоговые системы, построенные и функционирующие на основе вышеназванных принципов, способны стать мощным стимулом развития экономики. Промышленно развитые страны с социально ориентированной экономикой ставят перед собой новые целевые установки и принципы налогообложения, отвечающие особенностям и уровню их развития: · создание условий инвестирования сбережений корпораций и частных лиц для формирования новых рабочих мест и борьбы с безработицей; · обеспечение конкурентоспособности продукции путем стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, новейших технологий и фундаментальных исследований; · проведение протекционистской политики и способствование отраслевому и территориальному переливу капитала; · стимулирование накопления капитала и сбережений, сдерживание личного потребления капитала; · обеспечение социальных потребностей всех слоев населения [9, с. 61]. Характерным признаком научной обоснованности и устойчивости национальных систем налогообложения является совпадение провозглашенных в законе и реально действующих налоговых форм. Практически во всех странах, где действует устоявшаяся десятилетиями налоговая система, межтерриториальные налоговые отношения формируются в зависимости от государственного устройства. В унитарных государствах налоговая система централизована, в федеративных — отдельные налоги закреплены за уровнями власти, но действует механизм их перераспределения, в конфедерациях — каждая структурная единица государства имеет собственную систему налогов. Налоговое устройство в любом государстве предполагает сохранение принципа единства налоговой системы в качестве определяющего при ее изначальной организации и в процессе дальнейшего ее реформирования. Этот принцип предполагает выработку единой стратегии налогообложения, унифицикацию национальных подходов к организации налоговых отношений, их соответствие требованиям, широко применяемым в зарубежных странах. Таким образом, налоговая система любого государства создается согласно общественно-политическому устройству общества, типу государства, его задачам, принятым конечным целям и проводимой экономической политике. При построении налоговой системы особо важен выбор видов налогов, методов и способов их взимания. В налогообложении действует три способа взимания налогов, исходя из учета и оценки объекта налога: кадастровый, декларационный, административный (изъятый у источника образования объекта обложения). Кадастровый способпредполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога. Так, для поземельного налога в зарубежных странах действует земельный кадастр, при составлении которого типичные участки земли группируются в зависимости от качества, местоположения, использования. Для каждой группы устанавливается средняя доходность на единицу площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той или иной категории, для которой установлена ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры устанавливаются государственными органами. На таких же принципах построен и используется для исчисления налога на землю земельный кадастр в Беларуси. В нем представлен систематизированный свод, перечень сведений, данных о земле как средстве производства, о земельных угодьях, а также приводится описание земельных угодий, участков, указывается их площадь и место расположения, конфигурация, качество, оценка стоимости. Однако такой подход к составлению земельного кадастра имеет определенные недостатки. Во-первых, его составление требует длительного времени, во-вторых, данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения ценности земли и инфляции. В прошлом кадастры широко использовались для переписи лиц при обложении подушным налогом. Декларационный способпредусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления (декларации) о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления оклада налога. Этот способ учитывает недостатки предыдущего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, поскольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает. Административный способпредполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает налог. Таким путем взимаются подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность уклонения от него. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-предприятием прямо в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы. Применяются следующие методы уплаты налога: · наличный платеж, когда плательщик вносит в казну государства определенную сумму денег в наличной форме; · безналичный платеж, когда происходит перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета; · гербовыми марками, т. е. с помощью покупки плательщиком специальных марок и наклеивания их на официальный документ, после чего документ имеет законную силу [1, с. 87].
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (922)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |