Диагностика общей коммуникативной толерантности (Бойко В.В.)
Методика диагностики общей коммуникативной толерантности позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения. Коммуникативная толерантность, или толерантность в общении, подразделяется на ситуативную, типологическую, профессиональную и общую. Уровень ситуативной толерантности определяется отношением человека к конкретному партнеру по общению (коллеге, случайному знакомому), типологической – отношением к собирательному типу или группе людей (представителям какой-либо профессии, социального круга). Профессиональная коммуникативная толерантность проявляется в рабочей обстановке, во взаимодействии с теми людьми, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности. Общая коммуникативная толерантность обусловлена жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами и в значительной мере предопределяет другие формы коммуникативной толерантности. Пункты опросника сгруппированы в 9 шкал. Инструкция:Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, означающие следующие варианты ответов. 0 – «совсем неверно», 1 – «верно в некоторой степени», 2 – «верно в значительной степени», 3 – «верно в высшей степени». Воспользуйтесь бланком методики (таблица 22). Таблица 22. Бланк методики.
Обработка и интерпретация результатов.По каждой из 9 шкал подсчитывается общая сумма баллов. Шкала1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человекавключает утверждения с 1 по 5 включительно. Шкала 2.Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей –утверждения с 6 по 10включительно. Шкала 3.Категоричность или консерватизм в оценках других людей -утверждения с 11 по 15 включительно. Шкала 4.Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров – утверждения с 16 по 20 включительно. Шкала 5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров– утверждения с 21 по 25 включительно. Шкала 6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его «удобным» - утверждения с 26 по 30 включительно. Шкала 7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности – утверждения с 31 по 35 включительно. Шкала 8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми –утверждения с 36 по 40 включительно. Шкала 9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других – утверждения с 41 по 45 включительно. Максимальное число баллов по каждой шкале составляет 15 баллов. Далее подчитывается общая сумма, набранная по всем шкалам. Максимальное число баллов по ней составляет 135 баллов. Чем выше общая сумма набранных респондентом баллов, тем выше степень нетерпимости к окружающим. Анализ данных по отдельным шкалам позволяет выявить наиболее характерные аспекты и тенденции проявления коммуникативной толерантности и интолерантности человека Особенности внимания 1. Изучение устойчивости внимания Задание: проиллюстрировать условия, необходимые для устойчивого внимания. Ход выполнения задания. В течение 1 мин Вы смотрите на рисунок, не отрывая от него взгляда, и отмечайте моменты, когда восприятие изображения рисунка будет изменяться: усеченная пирамида будет то приближаться, то удаляться. Рис. 3. «Пирамида» Обработка результатов. Отметьте количество изображений, когда пирамида приближается к Вам и когда удаляется от Вас. Если в течение 1 мин у вас изменилось восприятие рисунка 7-8 раз, то устойчивость внимания средняя. Сделайте вывод об устойчивости внимания.
2. Изучение объёма внимания Задание: определение объёма внимания и его зависимости от различных условий. Ход выполнения задания. Смотрите на рисунок в течение 1 с. Закройте рисунок и запишите, какие фигуры нарисованы и какие цифры вписаны в каждую фигуру.
Рис. 4. Набор фигур Обработка результатов. Проверьте свои записи и подсчитайте: a) Сколько фигур вы правильно запомнили; b) Сколько цифр вы правильно запомнили; c) Сколько цифр правильно вписано в фигуры. V = a + b + c Если V = 10-12, то объем внимания хорошо развит, если V = 8-10, то имеет место средний уровень развития внимания.
3. Определение переключаемости внимания Задание: определение переключаемости внимания. Ход выполнения задания. На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассмотрите каждую строчку, отыскивая буквы К и Н. Букву К необходимо зачеркнуть, Н – обвести кружком. Задание нужно выполнять быстро и точно. По команде «черта» поставить черту на бланке. Работа начинается по команде психолога. Время работы – 30 с. Изменить задание: К – обвести кружком, Н – зачеркнуть.
Рис. 5. Корректурная проба Обработка результатов. K1=m1 : n1•100 % – в первом случае, K2=m2 : n2•100 % – во втором случае, где m – количество правильно зачеркнутых букв, n – количество букв, которые необходимо было зачеркнуть. 90-100 % выполнения задания свидетельствует о хорошей переключаемости внимания. Особенности памяти Изучение индивидуальных особенностей памяти Задание: определить скорость запоминания слов при слуховом и зрительном их предъявлении и свойства долговременной памяти. Ход выполнения задания. Испытуемому зачитывается ряд из 12 слов с просьбой воспроизвести эти слова в любом порядке. Экспериментатор фиксирует в протоколе воспроизведённые правильно слова знаком «+» и повторяет весь ряд слов до полного заучивания четыре раза. Каждый раз испытуемый старается воспроизвести все слова из заучиваемого ряда (всего 12 слов). Даже если испытуемый воспроизвёл после второго раза все слова, уровень повторения доводится до четырёх раз. Через час после заучивания испытуемого просят вспомнить эти слова. Слова для зрительного предъявления можно написать на небольших листочках бумаги и показывать по одному слову с интервалами между каждым показом в 2-3 с. Проводится процедура заучивания, что и в случае слухового предъявления. Через час испытуемого просят вспомнить слова для слухового и зрительного запоминания. Обработка результатов. Подсчитывается число повторений, проведённых до первого безошибочного воспроизведения всех слов, предназначенных для слухового предъявления, потом – для зрительного. Если в процессе воспроизведения испытуемый вместо слов, названных экспериментатором, придумывает свои, то это свидетельствует о рассеянности внимания и склонности к искажению информации. Таблица 16 Протокол опыта
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2249)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |