№ п/п
| Название теории
| Основные представители
| Основные положения теории
| Плюсы
| и минусы
| Картинка
|
1.
| Естественно - правовая теория.
| Сократ, Аристотель, Гроций, Дж.Локк, Ж.Ж. Руссо, С.Пуффендорф, Х.Томазий.
| Учение, связывающее происхождение права с естественной природой человека.
| 1. Она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека.
2. Благодаря этой теории стали различать право и закон (естественное и позитивное право).
3. Она концептуально соединяет право и нравственность.
| 1. Не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности.
2. Различное понимание людьми идей справедливости.
3. Противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естественного) права, то есть конкретных формально-определенных юридических норм и абстрактных идей.
| Права даны человеку от рождения.
|
2.
| Позитивистская теория права.
| К.Бергбом, Г.В.Шершеневич, Т.Гобс, Д.Остин, Ш.Амос.
| Право порождено государством, оно есть продукт его нормотворческой деятельности. Субъективное право как производное от объективного права, установленного, созданного государством.
| 1.Возможность установления стабильного правопорядка.
2.Детального изучения структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации.
| 1.Искусственная ограниченность права как системы от фактических общественных отношений.
2.Отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений.
3.Отказ от исследований содержания права, его целей.
| Закон суров, но это закон.
|
3.
| Нормативистская теория.
| Г.Кельзен, Р.Штаммлер, П.И.Новгородцев.
| Право представляет собой стройную иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы.
| 1.Позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства.
2.Обеспечивает единообразное применение норм и индивидуально-властных велений.
3.Обеспечивает формальную определенность права, что позволяет четко обозначать права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения.
| 1.Отрицает обусловленности права потребностями общественного развития.
2.Игнорирование естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм.
3.Абсолютизация государственного влияния на правовую систему.
| Суверенная норма.
|
4.
| Психологическая теория.
| Л.И.Петражицкий,
Г.Тард, Л.Кнапп, Рейснер, А.Росс.
| Право есть результат человеческих переживаний. Законы государства зависят от психологии людей. Интуитивное право выступает критерием оценки позитивного права.
| 1.Теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы — психологическую.
2.Признание психологического элемента в возникновении и функционировании права.
| 1.Носит односторонний характер.
2.Оторвана от объективной реальности.
3. В ее рамках невозможно структурировать право.
| Психология определяет право.
|
5.
| Социологическая теория права.
| Л.Дюги, Е.Эрлих, С.Муромцев, Р.Паунд, К.Левеллин, Дж.Фрэнк, Р.Иеринг.
| Нормы, записанные в законах и других актах государства, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни – «живое право».
| 1.Общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления.
2.Доказывает то, что изучать нужно всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений.
3.Подчеркивает роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия, возвышает роль судебной власти.
| 1.Отрицает нормативность как важнейшее свойство права.
2. Недооценивает в праве нравственно-гуманистические начала.
3. Вносит неопределенность и сумятицу в отношения субъектов правового общения.
| Живое право
|
6.
| Либертарно-юридическая теория.
| В.С.Нерсесянц, В.А.Четвернин, В.В.Лапаева, Н.В.Варламова,
| Под правом понимается нормативное выражение принципа формального равенства, единство трех компонентов:
1.равной для всех нормы и меры,
2.свободы,
3.справедливости.
Предполагается дуализм права, различение законов — правовых и неправовых.
| 1.Позволяет адекватно и последовательно трактовать содержание, формы и перспективы процессов универсализации и унификации права.
2. Способствует развитию права на основе справедливости и равенства перед законом.
3.Развивае гуманистическое начало в праве.
| 1.Критерии правового и не правового весьма размыты, ибо весьма размыты и неопределенны представления о равенстве, свободе и справедливости.
2.Сами указанные ценности могут не состыковываться, противоречить друг другу.
| Свобода, равенство, справедливость.
|
7.
| Коммуникативная теория.
| А.В.Поляков
| Право — это коммуникация (правоотношения---правонарушение---судопроизводство).
Право вне общества, в природе, не существует.
Право коммуникации выступает как целостное явление, которое включает в себя текстуальный элемент (симиотический), аксиологические (ценностные) психические составляющие, функционально-поведенческую составляющую.
В основе – феноменологический подход.
Сущность определяют эйдосы (образы, идеи) — у каждого субъекта свой образ права, «там где общество, там и право». Есть право не в юридическом смысле: детское право (не брать чужого), право охотников, картёжное право и т. д.
| 1. Способствует развитию права с учетом реальных потребностей общества.
2. Верно указывает на необходимость социального признания правовых актов.
3.Характеризует право как систему правовых отношений, объединяющих всех субъектов правового организма.
4.Раскрывает многообразия правовой структуры: право как справедливость, и как норма, и как правоотношение, и как воля, и как свобода, и как интерес, и как принуждение.
| 1. Является довольно абстрактной теорией.
2.Имеет значительную неопределенность в понимании права, она скорее больше ставит вопросы, нежели на них отвечает.
| Право для человека.
|
8.
| Гуманистическая теория.
| С.С.Алексеев
| Основа теории права – это гуманизм, т.е. общечеловеческие гуманистические взгляды.
Главную миссию право должно выполнять по отношению к правам и свободам личности. Оно должно стать накопителем свободы. Право не просто связано с прогрессом общества, оно способно быть инструментом выражения социального прогресса.
| 1.Уделяет особое внимание правам человека.
2. Указывает на возможность права влиять на прогресс и рост свободы и благосостояния в обществе.
3.Правозаконность внутренне присуща гражданскому обществу.
| 1. Является односторонней теорией, не рассматривает право во всем многообразии.
2.Не учитывает некоторые способы правового регулирования: стимулирование, поощрение, наказание, координация и др.
3. Не учитывает некоторые типы правового регулирования, например обязанность.
| Приоритет прав и свобод личности.
|
9.
| Историческая теория.
| Г.Гуго, Г.Ф.Пухта, Ф.К.Савиньи
| Право возникает само по себе и формируется постепенно. Основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи. Творец права — не законодатель, а народ.
Законы являются юридическим оформлением уже сложившихся обычаев.
| 1. Обычай действительно предшествовал появлению права.
2.Верно указано на преемственность современного права и права предшествующих эпох: принимая законы, законодатель должен учитывать исторически сложившиеся культурные, общественные, межнациональные отношения.
3.Обращает внимание на исторические условия формирования права, особенности стран и эпох.
| 1.Учение исторической школы противоречит исторической действительности: утверждая, что право развивается внутренними силами, мирным путём.
2.Не признает естественной природы прав человека.
3.Чрезмерно преувеличивает роль обычая в системе нормативного регулирования, который ставится над законом.
| Обычай
|
10.
| Материалистическая теория (марксистская)
| К. Маркс,
Ф. Энгельс.
| Право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое явление.
Право отражает существующие производственные отношения, где основная масса средств производства сосредоточена в руках класса собственников, держащие в своих руках государственную власть.
Право — это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.
| 1. Показывает зависимость права от социально-экономических факторов.
2.Показывает взаимосвязь права и экономического развития, производительных сил.
3.Верно указывает на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.
| 1.Нельзя считать возникновение классов единственной причиной появления права.
2. Односторонняя теория: ограничена историческими рамками классового общества.
3.Недооценена интегрирующая функции права как средства решения противоречий в обществе.
| Воля господствующего класса.
|