Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие «образовательного процесса»



2015-11-20 3367 Обсуждений (0)
Понятие «образовательного процесса» 4.67 из 5.00 3 оценки




Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ

План

Введение

1.Понятие «образовательного процесса»……………………………………

2.Этапы и закономерности образовательного процесса…………………..

3.Планирование – основа образовательного процесса…………………..

Заключение……………………………………………………………………..

Список литературы……………………………………………………………..

Введение

Вопросами изучения понятия «педагогический процесс» в теории общей педагогики занимались многие исследователи: Каптерев П.Ф., Бабанский Ю.К., Данилин М.А., Дуранов М.Е., Жернов В.И., Подласый И.П., Лихачев Б.Г., Беспалько В.П. и другие. Исследователи по разному подходят к определению педагогического процесса. Понятие «педагогический процесс», введенное П.Ф. Каптеревым, включает в себя суть процессов обучения, воспитания, развития, формирования, наставления детей. «Педагогический процесс включает в себя две основные характерные черты: систематическую помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности» — отмечает автор.

Бабанский IO.K. рассматривает педагогический процесс как «развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания, направленное на решение задач образования, воспитания и общего развития воспитуемых»

Акцент на развивающий характер педагогического процесса дается у И.П. Подласого - «развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых»

Педагогический процесс по Б.Г. Лихачеву, «есть целенаправленное содержательно насыщенное и организованно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменение ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей, направляющей роли воспитателей».

Общим, объединяющим все определения является рассматривание педагогического процесса, как взаимодействие его составляющих, выявление его целостности. Понятие целостности педагогического процесса рассматривается в работах Ю.К.Бабанского, И.П.Подласого, М.Е.Дуранова и других, а впервые сформулировано М.А.Даниловым.

Как следует из определения участниками педагогического процесса являются педагог и ребенок.

Понятие «образовательного процесса»

Образовательным процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Образовательный процесс – это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности.

В педагогическом процессе воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними. Компоненты системы, в которой протекает образовательный процесс – педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам образовательный процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты – целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

В дошкольной педагогике образовательный процесс рассматривается как целенаправленное, содержательно насыщенное и организованно оформленное взаимодействие взрослых и детей.

 

В истории отечественной дошкольной педагогики было несколько вариантов построения образовательного процесса: в 1920-1930 годах образовательный процесс строился на основе организующих моментов. Вся жизнь детей в определенные промежутки времени была сосредоточена вокруг организующих моментов. Каждый организующий момент включал определенный раздел программы: физическое воспитание, труд, природоведение, математика, изобразительная деятельность, музыка и др. Воспитателем в ходе обучения раскрывалось содержание каждого раздела и предлагались конкретные формы работы.

Положительная сторона организующих моментов – длительное сосредоточение ребенком на определенном познавательном материале; у него формировались навыки социального поведения, мировоззрение.

Недостатки – формализм в проведении организующих моментов и заорганизованность детей.

В дальнейшем были выделены и другие формы построения образовательного процесса: тематическая и комплексная.

Сущность тематической формы в том, что основным стержнем педагогического процесса являлась выделенная тема. Содержание темы раскрывалось на нескольких занятиях. В тему могла включаться и другая деятельность, связанная с ней по содержанию. Содержанием темы мог стать один из разделов программы, а другие разделы изучались параллельно.

В основе комплексного построения образовательного процесса – необходимость установить логическую взаимосвязь между разными разделами программы. В комплекс могли входить несколько разных, но близких по содержанию тем или различные виды деятельности детей.

Тематический и комплексный подходы к построению образовательного процесса направлены на группировку воспитательных воздействий, стремление давать их концентрированно, целенаправленно.

Современный подход к данной проблеме – организация образовательного процесса на основе выделения доминирующих образовательных целей.

В качестве ведущей цели выступает воспитательная задача. Ее содержание продиктовано особенностями развития детей на определенном возрастном этапе и конкретными задачами воспитания. Доминирующая цель определяет взаимосвязь и иерархию воспитательных и образовательных задач.

Многоплановость и содержание форм позволяет развивать разнообразные интересы и способности детей, а единая мотивация – направлять это развитие в общее, педагогически ценное русло. Особенностью такого построения образовательного процесса является то, что меняется зависимость между разными видами деятельности. На первый план выходят, меняясь, различные виды деятельности, наиболее оптимальные для реализации доминирующей цели.

Например, для старших дошкольников основной целью является совместная деятельность и развитие дружеских взаимоотношений в игре, труде, организованных на принципе совместности. Тогда другие виды деятельности выполняют сопутствующую роль. В качестве сопутствующей деятельности выступают занятия, самостоятельная художественная деятельность, праздники и др.

Компонентами образовательного процесса являются целевой, содержательный, организационно-методический, аналитико-результативный.В основе исследования Н.Я.Михайленко и Н.К. Коротковой лежит идея построения целостного образовательного процесса с опорой на типы взаимодействия взрослого с детьми. Выделяются три блока, каждый из которых имеет свою специфику: 1 – регламентированная деятельность в форме специально организованных занятий (для детей старшего дошкольного возраста); 2 – совместная деятельность воспитателя с детьми; 3 – свободная деятельность детей.

Стержнем образовательного процесса является его содержание, которое определяется образовательным стандартом и реализуется через образовательную программу.

Содержание – самый динамичный компонент образовательного процесса. Содержание образовательного процесса соответствует возрасту детей, решает задачу стандартизации и нормирования деятельности педагога, формирования базисных основ личности, самодвижения, самостановления ребенка.

Образовательные программы учитывают стандарт, создают условия для развития всех сторон личности. Требования к программам определены в инструктивно-методических письмах Минобразования РФ.

Целостность, общность и единство – главные характеристики образовательного процесса.

Специфика целостного образовательного процесса обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие. Каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но развивающую, образовательную функцию, а обучение немыслимо без воспитания и развития. Специфика в том, какие методы будут выбраны педагогом для достижения цели.

Понятие «образовательный процесс» в специальной литературе употребляется в широком и узком смысле.

Образовательный процесс дошкольного учреждения в широком смысле – это совокупность всех условий, средств, методов, направленных на решение одной, глобальной задачи. Например, образовательный процесс ДОУ направлен на всестороннее воспитание и развитие ребенка. Кроме глобальной задачи, образовательный процесс может быть направлен и на содержание какой-то узкой конкретной задачи (нравственного, эстетического воспитания). Решить эти задачи помогают педагогу отобранные методы, средства, формы организации. Конкретные задачи образовательный процесса взаимосвязаны, реализуются и решаются на фоне других задач воспитания и развития личности, так как педагогический процесс обладает целостностью, общностью и единством.



2015-11-20 3367 Обсуждений (0)
Понятие «образовательного процесса» 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Понятие «образовательного процесса»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3367)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)