Организация и методика исследования
Цель исследования: изучить особенности элементарных математических знаний детей с ЗПР шестилетнего возраста в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. Задачи исследования: 1. определить критерии обработки результатов констатирующего эксперимента, экспериментальную методику обследования, которая бы отвечала особенностям развития старших дошкольников в системе формирования математических представлений. 2. Выявить уровень сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. В эксперименте принимали участие 20 детей в возрасте 6-7 лет МКДОУ детский сад №…, МКДОУ детский сад №… г. Дзержинска. Из которых 10 человек составили группу с нормативным развитием и 10 с ЗПР. Исследование проводилось в индивидуальной форме. Время обследования одного ребенка 20-35 минут. Для исследования использовались специально составленные задания на основе математического материала. Математические задания для детей с ЗПР составлялись с опорой на «Программу воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и программу С.Г.Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Для обработки результатов констатирующего эксперимента использовались следующие критерии: 1балл – ребенок не приступает к выполнению задания или действует случайным образом; не воспринимает помощи со стороны; не понимает смысл задания; демонстрирует крайне низкий уровень ЗУН, они неправильны, искажены или отсутствуют – уровень ниже низшего; 2балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания; постоянно требуются наводящие вопросы, а иногда и прямые подсказки, если он допускает много ошибок и не замечает их, а качество и объем знания значительно снижен - низкий уровень; 3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания; допускает неточности и небольшое количество ошибок; воспринимает помощь со стороны, может применить ее для выполнения задания; по объему и качеству ЗУН условно приближен к норме – средний уровень; 4 балла – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно – высокий уровень. Для характеристики вычислительных навыков у испытуемых исследовательских групп детям предъявлялись задания по разделу Количество и счет Задание №1 Умение воспроизводить числовой ряд в прямом, обратном порядке, от заданного числа до заданного (игра «Не ошибись») - считай по одному и дальше; - считай в обратном порядке, до одного; - считай от двух до шести; - от семи до четырех. Задание№2 Умение считать по порядку (игра « В какой коробке шары?») Задание№3 Умение сосчитать группу однородных предметов и обозначить числом (игра «Сделай так. как я скажу») - сосчитай, сколько кругов; - покажи четыре круга; - сосчитай, сколько всего кубиков, - покажи шесть кубиков. Задание№4 Понимание независимости числа от величины элементов, его образующих, от расстояния между ними, от их расположения (игровое упражнение «Посчитай, сколько») - сосчитай круги сверху вниз; -сосчитай круги слева направо; - сосчитай, сколько всего кругов (вразброс). Задание№5 Умение считать с опорой на слуховое и осязательное восприятие предметов и явлений (Игровое упражнение «Веселый счет») - сосчитай, сколько раз я постучу карандашом (с закрытыми глазами); - сосчитай на ощупь, сколько здесь предметов; - хлопни в ладоши пять раз; - сосчитай, сколько шагов я сделаю до двери Задание №6 Установление равенства и неравенства групп однородных предметов, понимание отношений: больше - меньше, одинаково, на сколько больше – меньше (Игровое упражнение « Что изменилось?») - "где кубиков больше? где меньше?" (предъявлялись четыре и пять кубиков, две и шесть палочек, пять и пять елочек); -"чего больше на картинках - яблок или груш? Груш или лимонов? - на сколько больше груш, чем яблок? - на сколько меньше лимонов, чем груш? Задание№7 Умение уравнивать неравночисленные группы предметов (4 и 5) - сделай так, чтобы палочек и кубиков стало поровну; -как по-другому можно сделать так, чтобы предметов стало поровну? - сосчитай, сколько шагов я сделаю до двери Задание №8 Выявление знаний цифр от 1 до 10 («Разложи по порядку», «Какой цифры не стало»). Задание №9 Умение в соотнесении числа и цифры, цифры и количества обозначаемых ею предметов (игра «Картинке свою цифру»). Задание№10 1. Умение присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10(игра « Сколько вместе?» - сосчитай, сколько будет;
2+1 3 -1 7+1 6 - 1 4 +1 5 -1 9+1 10-1 2. Умение выполнять сложений и вычитание в пределах 5 и 10 - с опорой на наглядный счетный материал и без нее. 3 + 2 6 + 3 4 - 2 8 - 4 5 - 3 10 - 3 Задание 11 Умение решении простых арифметических задач на нахождение суммы и остатка с помощью сложения и вычитания (игры: «Проверь себя», «Помогай-ка») Задачи: I. На нахождение суммы: -"На дереве сидели 3 птички. Прилетели еще 2 птички. Сколько 2. На нахождение остатка; -"На дереве сидели 5 птичек. Улетели 2 птички. Сколько птичек Сформированность сенсорных эталонов по разделам: Геометрические фигуры Задание №1Умение правильно назвать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал (игра « Помоги Незнайке») - как называется эта фигура? В случае затруднений ребенку предлагалось найти и показать ту или иную фигуру среди имеющегося набора: - покажи треугольник; - найди, где овал. Размер предметов Задание №2Умение сравнивать предметы различной величины (игровое упражнение «Поручение»). Овладение понятиями: большой - маленький, высокий – низкий, Пространственные и временные понятия в соответствии с таким же названием разделов в программах Задание№1 Умение показать правую и левую руку у себя: - покажи свою правую (левую) руку. Задание№2 Умение показать правую и левую руку у собеседника. Задание№3 Умение ориентироваться на листе бумаги (игра «Положи верно»): положи круг слева (справа, вверху, внизу, посередине листа). Задание №4. Выявление знаний о днях недели, частях суток («Когда это бывает?», «Живая неделя»). Задание №5 Умение различать настоящее, прошедшее, будущее время: сегодня, завтра, вчера (игры: «Трик – трак, что не так?», « Что раньше»?). 2.2 Результаты экспериментального исследования Вычислительные навыки Задание№1Детям предлагалось воспроизвести числовой ряд в прямом и обратном порядке, от заданного числа до заданного. Дети с нормальным уровнем интеллекта безошибочно и легко называли числа от единицы до десяти. 90% умели считать и дальше, 30% детей без ошибок считали до ста. Несколько человек допустили ошибки при назывании круглых десятков. Все дети правильно называли числа от десяти до одного. 80% детей без ошибок справились со счетом от заданного числа до заданного. Две девочки (20%) допустили ошибку. В прямом порядке назвали числа 90% детей с нормативным развитием, в обратном порядке – 80%. Таблица 1
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (574)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |