Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Из «Стратегикона» Маврикия Стратега о жизни славян



2015-11-20 2150 Обсуждений (0)
Из «Стратегикона» Маврикия Стратега о жизни славян 4.33 из 5.00 3 оценки




Работа с документами на уроках истории.

Изменения, происходящие в современном обществе, предполагают формирование новых направлений совершенствования образования. Одним из таких путей является развитие самостоятельной, социально активной личности, умеющей самостоятельно добывать знания и применять их на практике.

Развитие навыков исследования, умение самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи, признано в настоящее время одним из приоритетных направлений современного образования. Одним из возможных вариантов практической реализации идеи обучения через исследование является формирование исследовательских умений учащихся на уроках истории в процессе организации работы с историческими документами.

С помощью документов реализуется принцип исследования в обучении истории, когда ученики знакомятся с их внешним видом, содержанием, структурой и т.п. Посредством изучения документа у учащихся формируется интерес к истории. Привлечение новых документальных фактов позволяет им почувствовать дух эпохи. При работе с документами у учащихся активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. У учащихся вырабатываются умения самостоятельной работы: читать документы, анализировать и извлекать информацию, рассуждать, оценивать значение документов прошлого и настоящего, а так же узнают о значимости документов для исторической науки, видят в них след деятельности живших когда-то людей.

Сборник документов по истории России состоит из двух частей. Часть первая включает материалы по русской истории с древнейших времен до конца XIX века; часть вторая содержит документы XX столетия. Документальные материалы расположены по проблемно - хронологическому принципу. Разделы сборника соответствуют тематическим блокам учебного курса.

Представленные источники различны по содержанию и происхождению, по жанрам и стилям. Среди них фрагменты летописей, записки иностранцев, письменные впечатления наших соотечественников — не только очевидцев, но и участников событий. Подобное многообразие и широкий спектр документов позволяют всесторонне рассмотреть тот или иной исторический период с учетом поступков действующих лиц эпохи, понять их реальные устремления и намерения, сопоставить неодинаковые оценки отдельных исторических событий, составить собственное представление о них, аргументировать свой вывод.

К каждому документу, с учетом неодинакового уровня подготовки учащихся, составлены вопросы и задания, направленные на распознание исторических событий, репродуктивную деятельность по образцу, а также развитие исследовательского, творческого подхода. Таким образом, методический аппарат сборника позволяет не просто организовать работу с документом, но и дифференцировать ее и направлен, прежде всего, на овладение навыками работы с историческими источниками, приемами их анализа.

Сборник документов может использоваться не только в процессе изучения нового материала. Он поможет преподавателю и в организации повторения и в осуществлении проверки усвоения материала. Учащимся будет полезен в процессе самообразования и самоподготовки, поскольку развивает историческое мышление, углубляет знания, расширяет кругозор а также формирует многие специфические для истории умения и навыки, привлекает внимание к ряду сложных и дискуссионных проблем истории России.

 

Часть первая.

Древняя Русь. VI—IX вв.

Документ № 1

Из «Стратегикона» Маврикия Стратега о жизни славян.

Маврикий Стратег (539—602) — византийский император, правил с 582 по 602 г. Считается автором одного из «Стратегиконов» — трактата по воинскому искусству с описанием походов в другие страны

Вопросы и задания к документу № 1:

1. Выделите в тексте и выпишите в тетрадь основные исторические факты и сгруппируйте их по определенным признакам: условия жизни; занятия людей; обычаи и общественное устройство.

2. Изложите кратко содержание прочитанного и сформулируйте основные идеи.

3. На основе документа выделите основные приемы ведения боя славянами. Как вы думаете, чем они были вызваны?

Племена славян и актов живут вместе, и жизнь их одинакова: они живут свободно, и не дают никому поработить себя или подчинить. Их весьма много в их стране, и они очень выносливы, выносят легко и зной и стужу, и дождь и наготу тела, и нищету. К тем, кто приходит к ним и пользуется их гостеприимством, они относятся ласково и приятельски, радушно встречают их и провожают потом от места до места, охраняя тех, кто нуждается в этом. Если будет гостю какой-нибудь вред по вине хозяина, по его нерадивости,—тот, кто ему доверил гостя, поднимает против него войну и считает своей священной обязанностью отметить за гостя. Тех, кто находится у них в плену, они не держат в рабстве бессрочно, подобно другим народам, но ограничивают их рабство известным сроком, после чего отпускают их, если они хотят, за некоторую мзду в их землю, или же позволяют им поселиться с ними, но уже как свободным людям и друзьям. Этим они снискивают их любовь.

Есть у них и бесчисленное множество всяческих плодов, сложенных кучами, и больше всего проса.

Женщины их разумны больше, чем свойственно человеческой природе: многие из них признают смерть своих мужей как бы концом собственной жизни и сами, по доброй воле, дают себя удавить, не считая жизнью пребывание во вдовстве.

В лесах и болотах, посреди рек и стоячих озер, живут они, не доступные посторонним; в жилищах своих устраивают они много выходов, чтобы можно было спастись в случае опасности, а опасности, как это и естественно, им со всех сторон угрожают. Все, что им необходимо для жизни, закапывают они в землю в потайных местах, скрывая от глаз все, что только приобретают, и жизнь ведут прямо разбойническую. Врагов любят они подстеречь в лесной чаще, в ущельях и крутизнах; пользуются в достаточной мере засадами, внезапными нападениями и хитростями, и ночью, и днем изобретая всевозможные способы борьбы. Лучше кого угодно умеют они переправляться через реки и могут подолгу оставаться в воде. В случае опасности они покидают свои жилища и погружаются в глубину воды, держа во рту длинные полые внутри стволы тростника, приготовленные нарочно для этой цели: лежа .наваничь в глубине реки, они выставляют концы тростников наружу и дышат через них. Таким путем они по многу часов могут оставаться в воде, так что никто их там и не заметит. Если даже случится, что стволы тростника будут видны снаружи, то люди, не знающие, в чем дело, подумают, что тростник растет в воде. Но кто знает об этом приеме, тому не трудно догадаться, и тогда он может проткнуть им рот тростником, или же выдернуть его из воды, так что нечем будет дышать и придется вылезть наружу.

Все мужчины вооружены у них небольшими дротиками, по два на каждого, а у некоторых сверх того—прекрасные щиты, только чересчур тяжелые, затрудняющие собой движения. Есть у них и деревянные луки, и стрелы, намазанные ядом: этот яд действует сильно, и спастись от него можно только, приняв во-время какое-нибудь противоядие или другое средство, известное знающим врачам; или же надо вырезать пораженное ядом место, дабы отрава не распространилась по всему телу. У них нет общей власти, они вечно во вражде друг с другом, и в бою не знают правильного строя, не стараются сражаться в боевом порядке, равно не любят показываться на ровных, открытых со всех сторон местах. Если случится им отважиться на рукопашный бой, они поднимают общий крик и медленно подвигаются вперед; если противник начнет отступать перед их криком, то наступают сильнее; если же нет, поворачивают назад, не стараясь испробовать силу врага в рукопашной, и скрываются в лес, где у них есть надежная защита; так они заставляют врага сражаться в тесных местах.

Часто, неся с собою добычу, они бросают ее при малейшей тревоге и убегают в лесную чащу; затем, когда враги окружают добычу, они снова на них нападают и наносят им вред. Так искусно они заманивают врагов.

Они в высшей степени вероломны и неверны в соблюдении договоров, но уступают более страху, чем дарам. Часто расходятся во мнениях и не могут принять общего решения; если и решат что-нибудь сообща, тотчас же нарушают принятое решение, так как все держатся противоположных мнений и никто не хочет уступить другому...

Документ № 2



2015-11-20 2150 Обсуждений (0)
Из «Стратегикона» Маврикия Стратега о жизни славян 4.33 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Из «Стратегикона» Маврикия Стратега о жизни славян

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2150)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)