Принципы организации оперативных процессов
Показатели, характеризующие качество розничной торговой сети 1. Плотность торговой сети - количество торговых единиц, приходящихся на 10 000 жителей. 2. Обеспеченность населения розничной торговой сетью - торговая площадь, приходящаяся на 1000 жителей. 3. Доля полустационарной сети в общем количестве розничной тор-говой сети. 4. Уровень специализации розничной торговой сети - отношение количества специализированных предприятий торговли к общему количеству предприятий торговли. 5. Общая численность торговых предприятий. 6. Соотношение торговой и неторговой площадей магазина. 3. Материально-техническая база магазинов. Включает в себя здания, сооружения (навесы, площадки), подъездные пути, кабельные линии, техническое оборудование (водоснабжение, канализация, отопление, освещение, вентиляция), технологическое и торговое оборудование, инструменты и прочий инвентарь. Виды зданий магазинов: • встроенные (в первых этажах и подвалах жилых домов и нежилых по-мещений); • встроенно-пристроенные; • кооперативного пользования, в которых подвальное помещение и первый этаж занимает магазин, а второй - предприятия бытового обслуживания; • отдельно стоящие. Все помещения магазина можно разделить на две группы: 1) торговые; 2) неторговые. К торговым помещениям (площадям) магазина относятся: • торговые залы; • залы кафетериев; • места для продажи соков; • места для игровых автоматов. К неторговым относятся помещения, разделенные на 5 групп в зависимости от их назначения: •помещения и площади для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; •помещения хозяйственного обслуживания оперативных процессов: для хранения тары и упаковочных материалов, запасного оборудования, инструментов, прочего инвентаря, спецодежды, мастерские для ремонта тары и оборудования, ремонтно-декорационная мастерская, камера для мусора и др.; •административно-бытовые помещения; •технологические помещения;•коридоры для перемещения товаров и движения работников магазина. Технологическая планировка магазина - это совокупность всех помещений магазина в определенной взаимосвязи, позволяющей обеспечить рациональную организацию оперативных процессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров. Виды торгово-технологического оборудования магазинов 1. Мебель классифицируется: • по месту применения (для торговых залов, подсобных помещений); • назначению (для приемки товаров, для подготовки и продажи, для показа товара, для выкладки и продажи, транспортировки и продажи, расчетов с покупателями, для обслуживания покупателей); • товарному профилю (универсальная, специализированная); • конструкции (неразборная, сборно-разборная). 2.Торговый инвентарь - приспособления, инструменты, приборы, применяемые для показа и обработки товаров при обслуживании покупателей, а также для проведения различных вспомогательных и хозяйственных операций. Классифицируется: • по месту использования (для складских и подсобных помещений, торговых залов); • назначению (для вскрытия тары и упаковки, проверки размеров и качества товаров, подготовке к продаже и отпуску, для выкладки и рекламы, счётный, вспомогательный, санитарно-гигиенический, противопожарный). 3. Торговое холодильное оборудование - устройства охлаждения, предназначенные для кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров. Классифицируются по: • по назначению (для хранения товаров, их показа и продажи, демонстрации товара); • температурному режиму, поддерживаемому в охлаждаемой емкости (низкотемпературное, обычное). 4. Торгово-измерительное оборудование - весы, гири, меры длины и объема. 5. Контрольно-кассовое оборудование - контрольно-кассовые машины, которые классифицируются: · по количеству суммирующих счетчиков; · количеству рядов для набора суммы, вводимой в машину; · количеству операционных счетчиков, наличию съемных клавиш-ключей. 5.Понятие торговых и технологических процессов · Оперативные (торгово-технологические) процессы в магазине - это совокупность торговых и технологических процессов, последовательно взаимосвязанных, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени. · Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товара в магазин и заканчивая полной подготовкой их к продаже. Он включает в себя такие операции, как разгрузка транспортных средств, доставка товаров в зону приемки, приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка, перемещение, выкладка на торговом оборудовании. Осуществляется без участия покупателей (рис. 2.1), см. на стр. · Торговый процесс обеспечивает смену формы стоимости. Он обеспечивает не только доведение товаров до потребителей, а также изучение спроса населения, формирование ассортимента, рекламу товара. Принципы организации оперативных процессов • обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров; • создание наилучших условий выбора товаров, экономии времени покупателей, высокого уровня торгового обслуживания; • соответствие технологии современному научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных трудовых процессов; • достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, снижения издержек обращения; • сохранение физико-химических свойств товаров.
6. Приемка товаров является важной операцией торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и ТУ. Приемка товаров по количеству - это сверка массы, числа мест, единиц физически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов (счет-фактура, товарно-транспортная накладная). Приемка товаров по качеству - это выявление качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат). Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в той же таре-оборудовании. Пакетированные товары хранят на поддонах и подтоварниках, товары в промышленной таре - на стеллажах и подтоварниках. Непродовольственные товары, а также продовольственные товары с длительным сроком реализации (нескоропорт) хранят при температуре 10-18 °С и относительной влажности воздуха 60-70 %. В помещениях для хранения товаров строго соблюдается санитарный режим. Хранящиеся в магазине товары следует периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли. Необходимо регулярно проводить дератизацию и дезинсекцию. Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке и т.д. Все подготовительные операции целесообразно проводить в специально оборудованных помещениях. 7. Формы продажи товаров: самообслуживание - покупатели самостоятельно осматривают, отбирают и доставляют отобранные товары к единому узлу расчета; предусматриваются типовое торговое оборудование, минимум услуг; продажа товаров по предварительным заказам - покупатели предварительно заказывают необходимые товары из числа имеющихся в продаже и получают их в обусловленное время в магазине, на дому или по месту работы; индивидуальное обслуживание - продавец обслуживает каждою конкретного покупателя и помогает ему в выборе покупки, консультирует в вопросах использования товара, упаковывает и отпускает товар, предусматриваются все формы расчета с покупателями, послепродажное обслуживание, бесплатная доставка по желанию покупателя, возврат товара; продажа с открытой выкладкой - покупатели знакомятся с ассортиментом самостоятельно, а продавец проверяет качество, дает консультации, упаковывает и отпускает товары; продажа товаров по образцам - покупатели самостоятельно или с помощью продавца знакомятся с выставленными в торговом зале образцами товаров, после выбора и оплаты товар может быть доставлен на дом покупателю или вручен непосредственно со склада магазина; консультативная продажа - покупателей обслуживает продавец, являющийся одновременно и консультантом; используется при предоставлении инжиниринговых услуг, в строительстве, информатике; продажа по телефону - активная, свободная продажа товаров, когда продавец зазывает клиента, рекламируя товар по телефону; используется для реализации товаров через торговых агентов; парадоксальная (групповая) продажа - основана на выслушивании, проявлении взаимопонимания, выявлении общих точек зрения, что является предпосылкой для реализации товара; продавец выполняет роль хозяйки, ведущей; продажа по дисконтным магазинным картам. Этапы продажи товаров: • прием и установление контакта; • выявление потребности и выслушивание; • аргументация и показ товара; • ответ на возражение; • осуществление продажи. 8. Правила розничной торговли. Торговые услуги.Продавец обязан предоставить покупателю следующие сведения: • наименование товара; • наименования и места нахождения изготовителя товара и фирм, принимающих от покупателей претензии и производящих ремонт и техническое обслуживание товара; • обозначение стандартов; • перечень основных потребительских свойств товара; • правила и условия эффективного и безопасного его использования; • гарантийный срок конкретного товара, если он установлен; • срок службы и срок годности; • цена и условия приобретения товара. Информация о продовольственных товарах, кроме того, должна содержать сведения: • о входящих в состав продуктов ингредиентах, включая пищевые добавки; •пищевой ценности, весе и объеме; •области применения; •способах и условиях приготовления и применения; •условиях хранения; •дате изготовления, противопоказаниях для употребления в пищу. Информация о парфюмерно - косметических товарах помимо других сведений должна содержать сведения: • о назначении и входящих в состав изделий ингредиентах; • действии и оказываемом эффекте; • противопоказаниях для применения; • способах и условиях использования. Покупатель имеет право в течение 14 дней с момента покупки качественных непродовольственных товаров обменять купленный товар на аналогичный товар другого размера, иных форм и габаритов. При отсутствии необходимого для обмена товара покупатель может получить деньги обратно. 9. Товарные склады. Устройство и планировка. Склад - это специальное помещение для хранения запасов и материалов. В зависимости от характера выполняемых функций склады подразделяются на подсортировочно-распределительные, транзитно-перевалочные, сезонного долгосрочного хранения, накопительные. Подсортировочно-распределительные склады предназначены для накопления текущих запасов торговли. . Сюда относят склады оптовых баз, которые расположены в районах потребления, а также склады розничных торговых организаций. Транзитно-перевалочные склады размещаются на железнодорожных станциях, водных пристанях. Они служат для принятия грузов на партионное хранение в связи с необходимостью перегрузки их с одного вида транспорта на другой. К складамсезонного долгосрочного хранения относят хранилища для картофеля и овощей, а также другие склады, на которых осуществляются обработка и хранение товаров сезонного хранения. Накопительные склады осуществляют приемку мелких партий товаров от промышленных предприятий и в виде крупно-партионных отправок направляют их в районы потребления. По ассортиментному признаку склады делят науниверсальные и специализированные. Универсальные склады предназначены для концентрации широкого ассортимента непродовольственных и продовольственных товаров с выделением для этих целей специальных кладовых и секций. Специализированные склады служат для хранения товаров одной или нескольких родственных товарных групп. По техническому устройству склады подразделяются на обще-товарные и специальные. Общетоварные склады являются основным видом складов в торговле и предназначены для хранения непродовольственных и продовольственных товаров, не нуждающихся в создании особого режима. К специальным складам относятся овощехранилища, холодильники и т.д. В зависимости от устройства склады подразделяют наоткрытые,полузакрытые и закрытые. Открытые склады устраиваются в виде грунтовых площадок или ленточных фундаментов. Полузакрытые представляют собой навесы для хранения строительных материалов и других изделий, требующих защиты от атмосферных осадков. Закрытые склады - это одно- или многоэтажные здания, которые могут быть отапливаемые и неотапливаемые (утепленные и не утепленные). 10. назначение и функции складов.Склады предназначены для накопления и хранения товарных запасов, а также формирования торгового ассортимента. Складское хозяйство торговли является основной частью материально-технической базы общества и представляет собой средства труда, которые функционируют в сфере обращения. Склады составляют основной комплекс сооружений предприятий оптовой торговли, а также значительную часть материально-технической базы розничной торговли. Большинство складов выполняет следующиеосновные функции: • получение товаров от поставщиков и осуществление контроля за их качеством; • накопление товарных запасов и обеспечение надлежащих условий их хранения; • подсортировка и подготовка товаров к продаже; • товароснабжение розничной торговой сети; • сезонное и долгосрочное хранение товаров. 11.Виды складских помещении и планировка. Планировка общетоварного склада. Все помещения на общетоварных складах делятся на следующие группы: - основного производственного назначения - для выполнения основных производственных операций (хранение товаров, их распаковка, упаковка, расфасовка и комплектование, прием и oтпуск товаров); - вспомогательные - для хранения тары, многооборотных контей-неров и поддонов; - подсобно-технические - для размещения инженерных устройств и коммуникаций, а также хозяйственных кладовых и ремонтных мастерских; - административно-бытовые - для размещения административного аппарата и бытового обслуживания работников склада. На общетоварных складах выделяются следующие основные зоны: разгрузки транспортных средств, приемки товаров по количеству и качеству, хранения, фасовки товаров, отборки и комплектования заказов покупателей, погрузки автомобильного транспорта. Специальные требования предъявляются к планировке зала товарных образцов. Обычно в зале товарных образцов выделяют рабочие зоны, зону экспозиций, а также зоны ожидания и отдыха, информации и проходов.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1020)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |