Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 14. Научные направления и основные школы в экономической и социальной географии



2015-11-20 1806 Обсуждений (0)
Раздел 14. Научные направления и основные школы в экономической и социальной географии 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Формы географической деятельности.

2. Н.Н. Баранский о географическом разделении труда.

3. Основные положения концепции Н.Н. Колосовского.

4. Немецкая школа антрогеографии.

5. Французская школа «географии человека».

Раздел 15. Концепция территории и территориальных ресурсов.

1. Географические категории пространства и времени.

2. Концепция территории и территориальной организации природно-общественных геосистем.

3. Основы учения о географической среде как объекте единой географии.

4. Представления людей об окружающей среде и роль этих представлений в их поведении. Психологический аспект в географии.

Раздел 16. Географические аспекты глобальных и региональных проблем.

1. Проблема языка в географии.

2. Географическое прогнозирование.

3. Области применения географических знаний.

4. Возрастающая роль географии в современной мире. Новые практические задачи географии.

5. Проблема целостности географической науки.

6. Экологизация, гуманизация и социологизация в географии, глобализация мышления.

7. Важнейшие «сквозные» процессы в современной системе географических наук.

 

Оценочные средства для итоговой аттестации студентов

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Понятие методологии географической науки. Предмет и задачи науки. Специфика объекта исследований географических наук.

2. География в системе знаний. Роль географических исследований в познании объективного мира.

3. Объективная закономерность сочетания процессов дифференциации и интеграции современной географической науки.

4. Структурная организация современной географии. Особенности развития и тенденции современной географии, её задачи.

5. Становление географической науки. Характерные черты географической науки, её отличительные особенности.

6. Этапы научного познания: классический, новый, современный.

7. Классический период (с древних времен вплоть до 1809 года): основные географические открытия; зарождение географической мысли; формирование представлений в системе мироздания об облике Земли, о природных явлениях и процессах; основные исследования в области географии; вклад Гумбольдта и К. Риттера в развитие географических идей.

8. Новый период (вторая половина XIX – начало ХХ века): учреждение профессионального статуса географии в университетах; логическая систематизация географических наук; совершенствование методов географических исследований; новые подходы в географии.

9. Современный период (со второй половины ХХ века): новые методы наблюдения и анализа; взаимодействие традиционных и новых подходов в современной географии; современные проблемы географической науки.

10.Развитие географических идей в эпоху Великих географических открытий (XY-XYII вв.).

11.Место географии в большой системе наук. Промежуточное положение географии среди наук, изучающих природу, общество и мышление.

12.Возникновение «стыковых» научных дисциплин: политгеография, историческая география, военная география, географическая культура, медицинская география и др.

13.Процесс географического познания. Особенности и структура научного познания. Критерии и нормы научности.

14.Закономерности развития науки. Научные революции.

15.Традиционные подходы в географии: территориальный, комплексный, исторический, типологический.

16.Новые подходы в географических исследованиях: системный, проблемный, конструктивный поведенческий.

17.Глобальный и региональный подходы в географических исследованиях.

18.Методология географии, сущность и значение. Методологические принципы научного поиска и объяснения.

19.Диалектический материализм как методологическая основа физической географии.

20.Общенаучные методы эмпирического познания (наблюдение, эксперимент, измерение).

21.Общенаучные методы теоретического познания (абстрагирование, идеализация, индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия и моделирование).

22.Соотношение эмпирического и теоретического уровней исследования.

23.Возможности совмещения методов в географии.

24.Роль географических исследований в познании объективного мира.

25.Научные направления и школы в физической географии.

26.Основные физико-географические школы и взгляды на мир.

27.Мировой кризис конца ХХ в. и географическая наука.

28.Возможности Российской географической науки. Деятельность Русского географического общества, на современном этапе.

29.Традиционные и новые подходы в географических исследованиях.

30.Учение А. Гумбольдта и К Риттера, их взгляды и вклад в развитие географических идей.

31.Материалистическая диалектика в географии.

32.Деятельность Русского географического общества: образование, цель и задачи, структура, вклад в развитие географической науки.

33.Особенности и структура научного географического познания. Критерии и нормы научности.

34.Особенности географии в античном мире.

35.Своеобразие развития географических знаний в средние века в Европе и на Востоке.

36.Развитие географической науки в эпоху Великих географических открытий.

37.География в XYII-XYIII вв. Основные направления развития.

38.Развитие географических знаний в России в конце XYII- начале XYIII в.

39.Становление и развитие картографии и страноведения в России в конце XYII- начале XYIII в.

40.Развитие физической географии в первой половине XIX в.

41.Развитие русской физической географии в первой половине XIX в.

42.Характерные черты развития русской картографии в первой половине XIX в.

43.Развитие физической географии во второй половине XIX в - начале ХХ в.

44.Основные направления развития зарубежной географии конца XIX – начала ХХ в.

45.Системный подход в экономико-географических исследованиях. Важнейшие общегеографические понятия: геосистема, географическое пространство, границы, ареал, район, иерархия

46.Общественно-географические понятия: экономическое районирование, территориальные социально-экономические системы, территориальная организация общества, единая система расселения

47.Построение иерархий. Иерархии социально-экономических систем

48.Экологическая составляющая экономической, социальной и политической географии. Влияние антропогенно-техногенных изменений в природе на социально-экономические процессы. Территориальная организация окружающей среды.

49.Объект и предмет изучения экономической, социальной и политической географии.

50.Место экономической, социальной, политической, культурной географии в системе наук. Взаимосвязь ветвей общественной географии с экономикой, демографией, социологией, политологией и культурологией, с одной стороны, и физико-географическими науками, – с другой.

51.Экономико-, социально-, политико- и культурно-географические аспекты глобальных проблем человечества.

52.Природно-ресурсный потенциал. Его экономическая, социальная, экологическая и культурологическая оценка. Проблемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Типы хозяйственного использования земель.

53.Понятие и концепция территориального разделения труда. Территориальное разделение труда (ТРТ) и его значение для экономической и социальной географии. Н.Н. Баранский о географическом разделении труда. Уровни, виды и факторы развития ТРТ. Влияние научно-технической революции, информационных технологий и постфордизма на ТРТ.

54.Международное разделение труда. Глобальная и региональная мирохозяйственная интеграция. Транснационализация как проявление международного разделения труда. Ведущие мировые ТНК – их специализация и пространственные сферы влияния.

55.Понятие и концепция экономико-географического положения (ЭГП). Уровни и виды ЭГП. Основные методы его оценки. Показатели, характеризующие особенности экономико-, политико-, социально- и культурно-географического положения. Концепция «функции места».

56.Понятие и концепция территориальных хозяйственных систем, территориально-производственных комплексов (ТПК) и энергопроизводственных циклов (ЭПЦ). Основные положения теории ЭПЦ. ЭПЦ как вид экономико-географического процесса. ЭПЦ как метод исследования территориальной организации хозяйства. Значение ЭПЦ для формирования территориальных хозяйственных систем. Трансформация теории ЭПЦ в эпоху НТР и в условиях рыночной экономики.

57.Основные положения концепции ТПК. Н.Н. Колосовский о ТПК. Основные типы ТПК. Опыт формирования ТПК в СССР.

58.Понятие и концепция экономико-географического районирования. Сущность и содержание экономико-географического районирования. Экономико-географический район как вид географического района и его специфика. Экономические, социальные и социально-экономические районы.

59.Современные тенденции в территориальной организации общества и их влияние на экономико-географическое районирование. Основные проблемы экономико-географического районирования. Соотношение социального и экономического аспектов в экономико-географических районах. Соответствие основных принципов госплановского районирования современным и перспективным условиям социально-экономического развития.

60.Общенаучные методы экономико-географических исследований. Системный подход, язык и метод в экономико-географических исследованиях. Историко-эволюционный метод и его значение. Специфика использования в общественно-географических исследованиях статистического метода. Математический метод в экономической и социальной географии. Роль математического моделирования.

61.Общегеографические методы экономико-географического анализа. Сравнительно-описательный, картографический и метод экспедиционных исследований, их специфика и значение для экономико-географических исследований.

62.Социально-экономическая картография: ее содержание, приемы, новые идеи и методы. Социально-экономические карты в атласах. Типы социально-экономических карт.

63.Геоинформатика. Географические банки данных. Компьютерная картография. Геоинформационные системы (ГИС) и их использование в общественно-географических исследованиях.

64.Собственные (специальные) методы исследований в экономической, социальной и политической географии.

65.Особенности концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства в эпоху НТР. Отражение этих процессов в территориальной организации отраслей хозяйства.

66.Основные теории политической географии. Геополитические модели мира. Взаимосвязь геополитических и геоэкономических процессов.

67.Основные источники экономико-географической информации. Обзор периодических географических изданий. Основные учебные издания. Фундаментальные экономико-географические монографические издания.

68.Понятие методологии и метода.

69.Методы научного познания: общенаучные, эмпирические и теоретические.

70.Формы научного знания. Процесс научного познания. Критерии истинности научного знания.

71.Соотношение пространства и времени в экономической, социальной и политической географии.

72.Современные теоретические и методологические проблемы экономической, социальной и политической географии

73.Основные географические научные школы

74.Общегеографические учения и концепции



2015-11-20 1806 Обсуждений (0)
Раздел 14. Научные направления и основные школы в экономической и социальной географии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 14. Научные направления и основные школы в экономической и социальной географии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1806)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.03 сек.)