Практическое задание 1.
Анализ информации внешней маркетинговой среды
Макросреда —главные внешние факторы,оказывающие влияние набизнес, пишет М. Макдональд в своей книге «Маркетинг. Иллюстрированный путеводитель по джунглям бизнеса». Он же назвал макросреду «погодой бизнеса»: от нее зависит бизнес, но сам он практически не оказывает на нее влияния.
Тенденция —относительно долго существующее направление развития или последовательность событий.
Для систематизации и отслеживания тенденций нужно создать таблицу следующего вида и в нее занести найденную Вами информацию:
Тенденции
| Угрозы/возможности
| Реагирование
|
Политические
Законодательные
Экономические
Социальные
Культурные
Научно-технические
Экологические
ПРИМЕР СОСТАВЛЕНИЯ ТАБЛИЦЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ (Л. Иванов «Маркетинговый конвейер»)
Описание продукта
Научно-производственная компания ХХХ предлагает комплекс услуг, который включает в себя нижеследующее:
1) разработку основной идеи косметической серии или средства;
2) разработку дизайна упаковки, фирменного стиля, рекламных материалов;
3) разработку рецептур с нуля, доработку наших базовых рецептур, производство по рецептурам заказчика;
4) создание с нуля, а также расширение существующего ассортимента
продукции;
5) закупку сырья и комплектующих для производства заказа;
6) производство, фасовку и упаковку готовой продукции;
7) сертификацию готовой продукции;
8) доставку готовой продукции на склад заказчика;
9) предоставление маркетинговой информации и рекомендаций по продвижению продукта на рынке.
Таблица анализа макросреды
Тенденции
| Угрозы/возможности
| Реагирование
|
Политические
|
Сохранение сложностей в
процедуре таможенного
оформления при ввозе в Россию украинской продукции
| Отсутствие на
прилавках продукции
украинских
производителей
| Предложить украинским
производителям производство их продукции для продажи в России на
нашем заводе
|
Улучшение отношений с
Беларусью
| Увеличение доли белорусской
продукции на
российском рынке
| Включение белорусских
компаний в число
потенциальных заказчиков и
предложение им наших услуг
|
Экономические
|
Российский косметический рынок продолжает расти (по сравнению с
предыдущими годами)
| Увеличение числа
компаний — игроков
на рынке. Появление новых игроков и новых товарных сегментов
| Предложение наших
услуг новым сегментам
потенциальных
заказчиков
|
Возврат после кризиса и усиление позиций крупных международных компаний. В настоящий момент
крупнейшие транснациональные
косметические концерны
вернулись на российский рынок и проводят очень агрессивную маркетинговую политику, перенеся в Россию все приемы, масштабность и объемы финансирования, принятые в мире
| Для снижения
себестоимости продукции западные компании стремятся перенести
производство ближе к
потребителю
| Предложение наших услуг западным производителям.
Повышение уровня сервиса, расширение списка
дополнительных услуг, активная рекламная кампания с целью получения в качестве заказчиков
западных компаний
|
Активное развитие контрактного
производства на базе российских
косметических фабрик
| Появление конкурентов со
стороны российских
производителей, у
которых недостаточная
загрузка собственного
производства
| Поиск новых конкурентных
преимуществ, повышение уровня предоставляемых
услуг, оптимизация
процесса выполнения
заказа
|
Все больше компаний хотят
вкладывать деньги в косметический бизнес, появляются новые игроки на рынке. Не всем по карману собственное производство и высококлассные специалисты
| Заказчик хочет заниматься исследованием рынка
и продвижением своей продукции, отдав
формирование стиля и
производство продукции
профессионалам
| Самое главное сейчас – предложить таким компаниям весь комплекс услуг – «все и в одном месте». Они ценят свое время и не хотят его тратить на поиск и налаживание
работы с большим числом
обслуживающих компаний
|
Усиление конкуренции на рынке
| Производители вынуждены постоянно расширять
продуктовые линии (line extension) или разрабатывать
продукты с эксклюзивными,
уникальными характеристиками с целью увеличения лояльности
потребителей
| Исследование западного рынка, посещение
зарубежных выставок с целью сбора полезной
информации. Сбор информации обо всех новинках (ингредиенты,
упаковка и т. д.) для предоставления заказчикам полного комплекса услуг и
предложения всего самого нового и интересного, не дожидаясь их запросов
|
Появление в России не только российских, но и зарубежных розничных сетей (специализированных и гипермаркетов)
| Увеличение
благосостояния населения ведет к развитию торговых
сетей
| Предложение торговым сетям по созданию
собственных марок (косметика, средства по уходу за телом, волосами), с
размещением производства этой продукции у нас
|
Экологические
|
Современный человек стремится вести здоровый образ жизни.
Экология становится фактором, мотивирующим покупку.
Ухудшение экологической
обстановки, загрязнение
окружающей среды.
Увеличение числа катастроф с выбросом вредных веществ
| Возросший интерес
потребителей к здоровому образу жизни, а также более
грамотный и
осведомленный подход к выбору косметики заставляет производителей
осваивать новые сегменты рынка
| Создавать и разрабатывать новые рецептуры с учетом интересов потребителя,
которые предлагать
заказчикам для расширения
ассортимента.
|
Законодательные
|
При отсутствии протекции со стороны правительства РФ отечественным производителям приходится значительно увеличивать инвестиции в рекламу, что приводит к снижению рентабельности производства и едва ли позволит завоевать большую долю рынка
| Усиление позиций
западных компаний.
Более грамотная
продуманная политика
продвижения продукции
отечественными
производителями
| При увеличении
объемов продаж компании стремятся переносить
производство ближе к
потребителю. Работа с западными компаниями
подразумевает высокий уровень сервиса, хорошее
качество производимой продукции, наличие сертификата международного образца. Как итог: нам необходимо
повышать качество услуг и получать сертификат ISSO
(международного образца)
|
Усиление контроля таможенных органов за ценами на ввозимую в
Россию продукцию
| Повышение ввозных
пошлин на косметику
| Повышение ввозных пошлин отразится в первую очередь на недорогой косметике.
Наше предложение о производстве их продукции у нас позволит этим компаниям значительно снизить себестоимость
|
Социальные
|
За последнее время произошли большие изменения в сознании потребителя, теперь
косметическими средствами
пользуются все — женщины, мужчины, дети
| Интерес производителей к
новым сегментам рынка (мужская косметика, детская и т. д.)
| Исследование и сбор
информации по новым
направлениям. Разработка и
предложение нашим заказчикам рецептур для новых сегментов
|
Культурные
|
Склонность российского населения к активному празднованию традиционных праздников, покупке подарков и трате денег.
Построение бизнеса у россиян основано на личных отношениях и в большинстве случаев выбор партнера осуществляется субъективно
| Косметический бизнес
будет и дальше активно развиваться.
Косметика хорошо идет на подарки.
При правильной работе с клиентом, с учетом специфики, он станет долгосрочным партнером
| Сделать упор на
разработку рецептур для необычных инновационных
средств (которые подойдут для подарков).
При построении работы с клиентом делать упор на
развитие личностных
отношений
|
Научно-технические
|
Основополагающую роль в
косметическом бизнесе играют развитие новых технологий и создание инновационных продуктов.
Западные компании увеличивают бюджеты инвестиций в науку (до
25 % от прибыли)
| Наша компания является научно-производственной и
вкладывает средства в науку, что дает нам конкурентное
преимущество
| Активно применять знания и опыт специалистов нашей
компании для создания
инновационных продуктов с
последующим предложением их нашим клиентам.
|
Далее необходимо также провести изучение:
- конкурентов: возможности, доли рынка, активность, стратегии, целевые группы;
- конкурирующих товаров: качество, цена, конкурентоспособность, позиционирование и т.д.
Практическое задание 2.