Генерализация эффекта
Вырабатываем условный рефлекс на красный свет, такой прочный, что собака относится к красной лампочке прямо, как к куску мяса. А теперь изменим условия эксперимента — зажжем зеленый свет. Собака начинает реагировать и на зеленую лампочку. Генерализация– процесс обобщения, распространение УР - реакции на все похожие стимулы. Чем менее похож стимул на исходный, тем слабее будет реакция. Например, если условным раздражителем с тужила красная лампочка, то на зеленую реакция будет довольно сильной, на синюю лампочку — слабее, на тускло синюю — совсем будет слабенькой 2. Дифференцировка УР-реакций. Теперь усложним наш эксперимент. Каждый раз, когда зажжена красная лампочка, мы подкрепляем рефлекс, т. е. даем собаке пищу. А каждый раз, когда зажигается зеленая лампочка, мы не подкрепляем рефлекс, т. е. ничего ей не даем или она получает удар электрическим током. После нескольких повторений собака реагирует слюновыделением уже только на красную лампочку. На зеленую она никак не реагирует, или если ее зажигание сопровождали ударом тока, рвется, визжит и пытается убежать, когда эта лампочка загорается. Значит у собаки возникло различение между этими двумя похожими стимулами. Дифференцировка – различесние двух сходных стимулов. 3. Угасанием условного рефлекса. ПР.: У собаки выработали прочный условный рефлекс на красную лампочку и четко его отдифференцировали. Она сразу и однозначно «узнает» красную лампу, энергично выделяет слюну, машет хвостом и вообще «ждет», что ее сейчас покормят. А теперь мы начинаем бедную собаку «обманывать»: мы зажигаем раз за разом красную лампочку, но кормежки ей не даем. Чем чаще мы «обманываем», т. е. чем чаще не подкрепляем условный раздражитель, тем слабее становится рефлекс. Рефлекс угасает. Например, на втором «пустом» зажигании лампочки выделяются те же 15 капель слюны, на 10-м «пустом» зажигании — только 5 капель, на 20-м — уже ни одной капли, т. е. собака вообще не реагирует. Но, угасание связи не равно уничтожению (распаду) связи. Оказывается, сама связь сохраняется. Вот мы 30 раз подряд «обманули» собаку. Она на красную лампочку уже не обращает внимания. Но через недельку попробуем снова зажечь красную лампочку и что такое — собака опять к ней тянется и выделяет слюну! Объяснить это можно только тем, что при неподкреплении в мозгу возникает какой-то особый процесс, который тормозит изнутри реализацию этой связи, не пускает ее срабатывать, поскольку обнаружилось, что она «не годится» в данных условиях. Вот этот активный процесс временного подавления временной связи Павлов назвал торможением. 4. Вторичное подкрепление - подкрепленный раздражитель, или условный раздражитель сам, в свою очередь, может становиться подкреплением для другого индифферентного раздражителя. Пусть, например, у собаки выработан условный рефлекс на зажигание лампочки, т.е. она реагирует на нее выделением слюны уже без сопровождения пищи. Теперь делаем так: зажигаем лампочку и одновременно звенит звонок. Достаточно нескольких повторений и уже один только звонок начинает «гнать» у собаки слюну. Здесь, как видим, рефлекс на звонок подкрепляется не самим мясом, а условным раздражителем— лампочкой. Это называют вторичным подкреплением через посредство условного раздражителя. А сам рефлекс называют условным рефлексом второго порядка. У человека роль такого вторичного подкрепления может выполнять слово, интонация, жест. Так, улыбка учителя, похвала, слово «верно», «молодец» и т. п., сказанные вовремя, активизируют ход научения школьника. Исследования американского психолога Б. Ф. Скиннера показали, что в основе научения новым видам поведения, которые отсутствуют во врожденном репертуаре лежит другой тип условных рефлексов, получивших название «инструментальных» или «оперантных». Схема образования оперантного рефлекса – путем проб и ошибок (путем поиска и отбора) на основе положительного или отрицательного подкрепления определенной формы поведения. Главным отличием (в сравнении с классическим) – закрепление не только врожденных, а любые случайных действия животного, которые получили подкрепление. Основные законы инструментального рефлекса: 1. Используя этот индикатор, удалось установить, что в отношении к оперантным рефлексам справедливы все законы классического условного рефлекса, т.е. генерализация, дифференцировка, угасание неподкрепленного рефлекса и вторичное подкрепление. 2. Дополнительный закон - закон промежуточных подкреплений. Он заключается в том, что для сохранения оперантного рефлекса нет необходимости его непрерывно подкреплять. Например, голубь может сделать сотню «пустых» клевков. Но, если на каждом сто первом мы ему подложим зернышко, то сила рефлекса сохранится. Вот это отношение между подкрепляемыми и неподкрепляемыми действиями, при котором оперантный рефлекс не обнаруживает угасания, Скиннер назвал отношением подкрепления, или пропорцией подкрепления. ПР.: в азартных играх или лотерее человек 100 раз покупал билет и 1 раз выиграл. Это его уже подкрепляет, чтобы еще 100 раз купил. Это же промежуточное подкрепление, по его мнению, лежит и в основе суеверий. Сто раз у человека не совпадает встреча с черной кошкой и с неприятностью, а один раз совпала. И этого уже достаточно, чтобы еще сто несовпадений на него не действовали, а он ждал сто первого. Неприятностей же у каждого человека немало. Потому шансов, что рано или поздно одна из них совпадет со встречей черной кошки, достаточно, и суеверие подкрепляется. С возрастными особенностями связаны специальные виды научения: 1. Импритинг (первичное запечатление) –механизм первичного запечатления, при котором фиксируются признаки объектов: некоторых врожденных поведенческих актов родительских особей (которые выступают как носители типичных признаков вида), братьев и сестер, пищевых объектов (в том числе животных жертв) и др. К. Лоренц показал, что можно добиться, чтобы утенок повсюду следовал не за матерью, а за любым выбранным нами предметом. Достаточно, чтобы это был первый движущийся предмет, который он увидит после рождения. Основные свойства: - происходит на ранних этапах постнатального развития; Механизм импринтинга работает только в первые часы или дни жизни. ПР.:, для утят — это первые 14— 16 часов жизни. Результаты его необратимы. Так, утята, которые первым увидели движущегося экспериментатора, после этого ходят только за ним, не обращая внимания на свою мать-утку Аналогично ягненок, вскармливаемый из бутылочки, реагирует «сыновним» поведением не на овец, а на кормящего его человека. - возможен лишь в течении определенного ограниченного времени (критический, «сензитивный» период); - быстрота (при первом появлении объекта), без внешнего подкрепления; - необратимость; ПР.: Превращение кошки из неохотящегося животного в охотящееся происходит после первой поимки живой мыши или птицы и является необратимым. Известно, что тигр, однажды попробовавший человеческой крови, навсегда становится людоедом. Необратимость сближает импринтинг с инстинком, с той только разницей, что обусловленное им поведение запечатляется у организма не в яйце или чреве матери, а почти сейчас же после рождения. Основная функция – обеспечение узнавания родителей, членов сообщества, будущих половых партнеров и др. 2. Облигаторное (обязательное) научение. Под ним понимают усвоение животным определенных форм поведения, которые в естественных условиях обязательно необходимы ему, чтобы выжить и размножаться. Установлено, что в соответствующем возрасте у животных наступает определенный «критический» (сензитивный) период, когда возникает оптимальная способность к усвоению соответствующих навыков. ПР.: щенки должны познакомиться с человеком в течение первых 14 недель, иначе он станет для них эвокатором страха и бегства. ПР.:у человека освоение речи, ходьбы осуществляется на основе облигаторного научения. 3. Научение на основании подражания. Оно, как правило, особо развито у молодых животных и, по-видимому, связано с механизмом импринтинга. Так, известно, что певчие птицы научаются петь на основе подражания. Например, в одном опыте новорожденные птенцы мухоловок-пеструшек были пересажены в гнезда других видов птиц. 80% из них, когда выросли, имитировали песню гида-воспитателя (горихвостки, пеночки-трещетки, синицы), хотя и слышали вокруг пение птиц своего вида. Ведущее место в поведении занимает подражание у стадных и стайных животных. Например, новорожденный ягненок, следуя за пасущейся овцой, совершает движения, имитирующие поедание травы, хотя в желудке таких ягнят растительного корма не обнаруживается. Наконец, исключительно высоко развито подражание у обезьян («обезьянничание») и у маленьких детей. Наблюдалось, что достаточно выработать условный рефлекс у одного павиана-гамадрила, чтобы этот рефлекс появился у всех павианов-«зрителей». Из сказанного видно, что действия, которым научаются животные, т.е. усваиваемые ими навыки, определяются не только случайными воздействиями внешней среды, но и биологической природой, врожденными свойствами, потребностями их организма. В соответствии с этими свойствами и потребностями животное «отбирает» из внешней среды лишь некоторые «значимые» раздражители. И отвечает оно на эти раздражители с самого начала не случайными хаотическими реакциями, а определенным кругом действий, которые содержатся в «репертуаре» соответствующих врожденных программ или его индивидуального опыта. Выделяются и другие формы научения, которые не связаны с возрастными особенностыми: 4. Латентное научение –процесс формирования программы поведения, основанный на предварительной ориентировке особи в условиях опыта, что убыстряет процесс формирования инструментального навыка. ПР.:эксперимент Хелдома, который позволял животному активно двигаться по проблемному ящику, в то время как другое животное пассивно наблюдало этот ящик из коляски, которую возило первое животное. И в этом случае первое животное, активно ориентировавшееся в обстановке, значительно быстрее вырабатывало двигательный навык, чем второе. 5. Усвоение пространственных соотношений между элементами ситуации, формирование «карты» экспериментального пространства - пространственное научение. ПР.: эксперимент Лешли. Выработав у крысы навык нахождения пути в лабиринте, он затем разрушал ее мозжечок. В результате этой операции у крысы, потерявшей равновесие, все прежние движения нарушались, передвигаясь кубарем (т.е. с помощью совершенно новых движений), она все же перемещалась в нужном направлении и достигала цели. ПР.: Эксперимент Толмена: крыса должна в Т-образном лабиринте найти камеру, в которой находится пища. Опыт идет в двух вариантах. В первом — пищу сразу помещают в камеру. Крыса бегает по лабиринту, случайно натыкается на пищу, после нескольких повторений опыта «научается» сразу добираться до пищи кратчайшим путем. Это обычное обучение через подкрепление. Во втором варианте опыты построили иначе. Крысу сначала пустили бегать в пустом лабиринте. Она бегала, обнюхивала, так сказать, знакомилась с его топографией. После этого в одной из камер поставили пищу и крысу снова запустили в лабиринт. Оказалось, что в этом случае она значительно быстрее усваивала правильную дорогу, т.е. при первом обследовании лабиринта животное как бы составило в голове какую-то карту, и теперь по этой карте ему легче было уже найти кратчайшую дорогу к той камере, в которой поместили пищу. Структура инстинктивного поведения: 1. Соответствующее состояние в организме. Этологи назвали его аппетенцией. ПР.: Инстинкт размножения. У всех животных только в определенный период, например, весной, когда в организме создается соответствующее состояние, возникает половое поведение. В остальной период животные на те же раздражители (запах, раскраска, игры и т. п.) никак не реагируют. 2. Эвокатор - определенный сигнал из внешнего мира, который запустит первый безусловный рефлекс. Им является не вся обстановка в целом, только один какой-то признак этой обстановки. ПР.: обнаружилось, что у рыбки колюшки при оплодотворении для самца таким сигналом является раздутое брюшко самки. Эвокаторами могут служить не только предметы, но и определенные состояния окружающего мира. Для того, чтобы включилось следующее звено, действительно, предыдущее звено должно закончиться. Но, кроме того, необходима активация эвокатора уже для следующего звена, т. е. каждое звено инстинкта имеет свой эвокатор, свой вызывающий сигнал. Реакции по типу «стимул - реакция» называются механизмом прямой связи. 3. Механизм обратной связи - сигнал о том, что предыдущее звено достигло своей цели. ПР.: пчела не заполняет ячейки пыльцой, если они повреждены, хотя она уже закончила ее строение. Раньше, чем начать наполнять ее пыльцой или медом, пчела обследует ячейку, и если обнаруживает, что она искривлена или поломана, снова ее ремонтирует. 4.Механизмы внутренней корректировки действий. Это — вариации поведения, приспособляющие его к существующим условиям. ПР.: у пчел один из самых сильных инстинктов— это сохранение чистоты в ульях. Важность его понятна. В ульях огромная масса пчел, там растет потомство, хранится мед, пыльца. Все это в маленьком объеме. И если там малейшая грязь, то все это превратится в гнилую яму. Но улей обычно изумительно чист. Так вот, если туда залезает оса, чтобы полакомиться медом, пчелы набрасываются, убивают ее и затем выбрасывают. Если забирается мышь, то пчелы тоже убивают ее, но выбросить мышь они уже не могут. Они всю ее покрывают специальным, так называемым, пчелиным клеем, так, что она вся оказывается заключенной в саркофаг, ее как бы превращают в мумию, и тоже тем самым предотвращают гниение. Как видите, инстинкт один. Но как реализуется — зависит от условий, в которых его реализуют, т.е. форма реализации корректируется условиями внешней среды. Новейшие данные показывают, что эта корректировка включает и элементы научения. Например, старшие птицы вьют гнезда более умело, чем молодые. Вылупившийся цыпленок клюет и зерна, и камешки маленькие, и бисер и т. д. Лишь путем научения он начинает отличать зерна и клевать только их. ВЫВОД:инстинкт — это врожденная гибкая программа специализированного поведения, которая включает в себя подготовку действий, последовательность их реализации, регулировку ее с помощью прямой и обратной связи, а также с помощью общего и корректировочного приспособления к условиям среды.
Структура навыка: Рефлекс — это отдельное действие в ответ на раздражитель, а навык — это целая сложная деятельность. 1.Навык - цепь УР. Формирование навыка, т. е. научение, с точки зрения этой теории, выглядит, как постепенное «наращивание» условных рефлексов, сцепление их при помощи промежуточных подкреплений. 2.Естественная предрасположенность особи к совершению соответствующих движений при добыче пищи (диспозиции). Действует экологический принцип. ПР.: Так, например, навык прохождения лабиринтов легко вырабатывается у столь разных организмов как крысы и муравьи, потому что у них по условиям жизни имеется соответствующая диспозиция. Они всю свою жизнь проводят в извилистых сложных ходах, лазах, туннелях. А вот у зайца, который куда ближе к крысе, чем муравей, выработать тот же навык страшно трудно, на сложный лабиринт — вообще невозможно. 3.Состояние организма: потребностное состояние и возрастные особенности (этап развития особи).
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1531)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |