Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Генерализация эффекта



2015-11-20 1531 Обсуждений (0)
Генерализация эффекта 0.00 из 5.00 0 оценок




Вырабатываем услов­ный рефлекс на красный свет, такой прочный, что собака относится к красной лампочке прямо, как к куску мяса. А теперь изменим условия эксперимента — зажжем зе­леный свет. Собака начинает реагировать и на зеленую лампочку.

Генерализация– процесс обобщения, распространение УР - реакции на все похожие стимулы. Чем менее похож стимул на исходный, тем слабее будет реакция. Например, если условным раздражителем с тужила красная лампочка, то на зеленую реакция будет довольно сильной, на синюю лампочку — слабее, на тускло синюю — совсем будет сла­бенькой

2. Дифференцировка УР-реакций.

Теперь усложним наш эксперимент. Каждый раз, когда зажжена красная лампочка, мы подкрепляем реф­лекс, т. е. даем собаке пищу. А каждый раз, когда за­жигается зеленая лампочка, мы не подкрепляем рефлекс, т. е. ничего ей не даем или она получает удар электрическим током. После нескольких повторений собака реагирует слюновыделением уже только на крас­ную лампочку. На зеленую она никак не реагирует, или если ее зажигание сопровождали ударом тока, рвется, визжит и пытается убежать, когда эта лампочка загора­ется. Значит у собаки возникло различение между этими двумя похожими стимулами.

Дифференцировка – различесние двух сходных стимулов.

3. Угасанием условного рефлекса.

ПР.: У собаки выработали проч­ный условный рефлекс на красную лампочку и четко его отдифференцировали. Она сразу и однозначно «узнает» красную лампу, энергично выделяет слюну, машет хвос­том и вообще «ждет», что ее сейчас покормят. А теперь мы начинаем бедную собаку «обманывать»: мы зажигаем раз за разом красную лампочку, но кормежки ей не даем.

Чем чаще мы «обманываем», т. е. чем чаще не под­крепляем условный раздражитель, тем слабее становит­ся рефлекс. Рефлекс угасает. Например, на втором «пустом» зажигании лампочки выделяются те же 15 капель слюны, на 10-м «пустом» зажигании — только 5 капель, на 20-м — уже ни одной капли, т. е. собака вообще не реагирует.

Но, угасание связи не равно уничтожению (распаду) связи. Оказывается, сама связь сохраняется. Вот мы 30 раз подряд «обманули» собаку. Она на красную лампочку уже не обращает внимания. Но через недельку попробуем снова зажечь красную лампочку и что такое — собака опять к ней тянется и вы­деляет слюну!

Объяс­нить это можно только тем, что при неподкреплении в мозгу возникает какой-то особый процесс, который тор­мозит изнутри реализацию этой связи, не пускает ее срабатывать, поскольку обнаружилось, что она «не годит­ся» в данных условиях.

Вот этот активный процесс временного подавления временной связи Павлов назвал торможением.

4. Вторичное под­крепление - подкрепленный раздражитель, или условный раздражитель сам, в свою очередь, может становиться подкреплением для другого индифферентного раздражителя.

Пусть, например, у собаки выработан условный реф­лекс на зажигание лампочки, т.е. она реагирует на нее выделением слюны уже без сопровождения пищи. Теперь делаем так: зажигаем лампочку и одновременно звенит звонок. Достаточно нескольких повторений и уже один только звонок начинает «гнать» у собаки слюну. Здесь, как видим, рефлекс на звонок подкрепляется не самим мясом, а условным раздражителем— лампочкой. Это называют вторичным подкреплением через посредство условного раздражителя. А сам рефлекс называют ус­ловным рефлексом второго порядка.

У человека роль такого вторичного подкрепления мо­жет выполнять слово, интонация, жест. Так, улыбка учителя, похвала, слово «верно», «молодец» и т. п., сказанные вовремя, активизируют ход научения школь­ника.

Исследования американского психолога Б. Ф. Скиннера показали, что в основе научения но­вым видам поведения, которые отсутствуют во врожденном репертуаре лежит другой тип условных реф­лексов, получивших название «инструментальных» или «оперантных».

Схема образования оперантного рефлекса – путем проб и ошибок (пу­тем поиска и отбора) на основе положительного или отрицательного подкрепления определенной формы поведения. Главным отличием (в сравнении с классическим) – закрепление не только врож­денных, а любые случайных действия животного, кото­рые получили подкрепление.

Основные законы инструментального рефлекса:

1. Используя этот индикатор, удалось установить, что в отношении к оперантным рефлексам справедливы все законы классического условного рефлекса, т.е. генера­лизация, дифференцировка, угасание неподкрепленного рефлекса и вторичное подкрепление.

2. Дополнительный закон - закон промежуточных подкреплений.

Он заключается в том, что для сохранения оперантного рефлекса нет необходимости его непрерывно подкреплять. Например, голубь мо­жет сделать сотню «пустых» клевков. Но, если на каж­дом сто первом мы ему подложим зернышко, то сила рефлекса сохранится. Вот это отношение между под­крепляемыми и неподкрепляемыми действиями, при ко­тором оперантный рефлекс не обнаруживает угасания, Скиннер назвал отношением подкрепления, или пропорцией подкрепления.

ПР.: в азартных играх или лотерее человек 100 раз покупал билет и 1 раз выиграл. Это его уже подкрепляет, чтобы еще 100 раз купил. Это же проме­жуточное подкрепление, по его мнению, лежит и в осно­ве суеверий. Сто раз у человека не совпадает встреча с черной кошкой и с неприятностью, а один раз совпала. И этого уже достаточно, чтобы еще сто несовпадений на него не действовали, а он ждал сто первого. Не­приятностей же у каждого человека немало. Потому шансов, что рано или поздно одна из них совпадет со встречей черной кошки, достаточно, и суеверие подкреп­ляется.

С возрастными особенностями связаны специальные виды научения:

1. Импритинг (первичное запечатление) –механизм первичного запечатления, при котором фиксируются признаки объектов: некоторых врожденных поведенческих актов родительских особей (которые выступают как носители типичных признаков вида), братьев и сестер, пищевых объектов (в том числе животных жертв) и др.

К. Лоренц показал, что можно добиться, чтобы утенок повсюду следовал не за матерью, а за любым выбранным нами предметом. Достаточно, чтобы это был первый движущийся предмет, который он увидит после рождения.

Основные свойства:

- происходит на ранних этапах постнатального развития;

Механизм импринтинга работает только в первые ча­сы или дни жизни.

ПР.:, для утят — это первые 14— 16 часов жизни. Результаты его необратимы. Так, утята, которые первым увидели движущегося экспериментато­ра, после этого ходят только за ним, не обращая внима­ния на свою мать-утку Аналогично ягненок, вскармли­ваемый из бутылочки, реагирует «сыновним» поведением не на овец, а на кормящего его человека.

- возможен лишь в течении определенного ограниченного времени (критический, «сензитивный» период);

- быстрота (при первом появлении объекта), без внешнего подкрепления;

- необратимость;

ПР.: Превращение кошки из неохотящегося животного в охотящееся проис­ходит после первой поимки живой мыши или птицы и является необратимым. Известно, что тигр, од­нажды попробовавший человеческой крови, навсегда ста­новится людоедом. Необратимость сближает импринтинг с инстинком, с той толь­ко разницей, что обусловленное им поведение запечатляется у организма не в яйце или чреве матери, а почти сейчас же после рождения.

Основная функция – обеспечение узнавания родителей, членов сообщества, будущих половых партнеров и др.

2. Облигаторное (обязательное) научение.

Под ним понимают усвоение животным определен­ных форм поведения, которые в естественных условиях обязательно необходимы ему, чтобы выжить и размно­жаться.

Установлено, что в соответствующем возрасте у жи­вотных наступает определенный «критический» (сензитивный) период, когда возникает оптимальная способность к усвоению со­ответствующих навыков.

ПР.: щенки должны познакомиться с человеком в течение первых 14 недель, иначе он станет для них эвокатором страха и бегства.

ПР.:у человека освоение речи, ходьбы осуществляется на основе облигаторного научения.

3. Научение на основании подражания.

Оно, как правило, особо развито у мо­лодых животных и, по-видимому, связано с механизмом импринтинга. Так, известно, что певчие птицы научают­ся петь на основе подражания. Например, в одном опы­те новорожденные птенцы мухоловок-пеструшек были пересажены в гнезда других видов птиц. 80% из них, когда выросли, имитировали песню гида-воспитателя (горихвостки, пеночки-трещетки, синицы), хотя и слышали вокруг пение птиц своего вида.

Ведущее место в поведении занимает подражание у стадных и стайных животных. Например, новорожденный ягненок, следуя за пасущейся овцой, совершает движе­ния, имитирующие поедание травы, хотя в желудке та­ких ягнят растительного корма не обнаруживается. На­конец, исключительно высоко развито подражание у обе­зьян («обезьянничание») и у маленьких детей.

На­блюдалось, что достаточно выработать условный реф­лекс у одного павиана-гамадрила, чтобы этот рефлекс появился у всех павианов-«зрителей».

Из сказанного видно, что действия, которым науча­ются животные, т.е. усваиваемые ими навыки, определя­ются не только случайными воздействиями внешней сре­ды, но и биологической природой, врожденными свойст­вами, потребностями их организма.

В соответствии с эти­ми свойствами и потребностями животное «отбирает» из внешней среды лишь некоторые «значимые» раздражите­ли. И отвечает оно на эти раздражители с самого начала не случайными хаотическими реакциями, а определенным кругом действий, которые содержатся в «репертуаре» со­ответствующих врожденных программ или его индиви­дуального опыта.

Выделяются и другие формы научения, которые не связаны с возрастными особенностыми:

4. Латентное научение –процесс формирования программы поведения, основанный на предварительной ориентировке особи в условиях опыта, что убыстряет процесс формирования инструментального навыка.

ПР.:эксперимент Хелдома, который позво­лял животному активно двигаться по проблемному ящику, в то время как другое жи­вотное пассивно наблюдало этот ящик из коляски, которую возило первое животное. И в этом случае первое животное, активно ориентировавшееся в обстановке, значи­тельно быстрее вырабатывало двигательный навык, чем второе.

5. Усвоение пространственных соотношений между элементами ситуации, формирование «карты» экспериментального пространства - пространственное научение.

ПР.: эксперимент Лешли. Выработав у крысы навык нахождения пути в лабиринте, он затем разрушал ее мозжечок. В результате этой операции у крысы, потерявшей равновесие, все пре­жние движения нарушались, передвигаясь кубарем (т.е. с помощью совершенно но­вых движений), она все же перемещалась в нужном направлении и достигала цели.

ПР.: Эксперимент Толмена: крыса дол­жна в Т-образном лабиринте найти камеру, в которой находится пища. Опыт идет в двух вариантах. В первом — пищу сразу помещают в камеру. Крыса бегает по лаби­ринту, случайно натыкается на пищу, после нескольких повторений опыта «научается» сразу добираться до пи­щи кратчайшим путем. Это обычное обучение через под­крепление. Во втором варианте опыты построили иначе. Крысу сначала пустили бегать в пустом лабиринте. Она бегала, обнюхивала, так сказать, знакомилась с его то­пографией. После этого в одной из камер поставили пи­щу и крысу снова запустили в лабиринт. Оказалось, что в этом случае она значительно быстрее усваивала пра­вильную дорогу, т.е. при первом обследовании лабирин­та животное как бы составило в голове какую-то карту, и теперь по этой карте ему легче было уже найти крат­чайшую дорогу к той камере, в которой поместили пищу.

Структура инстинктивного поведения:

1. Соответствующее состояние в организме. Этологи назвали его аппетенцией.

ПР.: Инстинкт размножения.

У всех животных только в опреде­ленный период, например, весной, когда в организме соз­дается соответствующее состояние, возникает половое поведение. В остальной период животные на те же раз­дражители (запах, раскраска, игры и т. п.) никак не реагируют.

2. Эвокатор - определенный сигнал из внешнего мира, который запустит первый безусловный реф­лекс. Им является не вся обстановка в целом, только один какой-то признак этой обстановки.

ПР.: обнаружилось, что у рыбки колюшки при оплодотворении для самца таким сигналом является раз­дутое брюшко самки.

Эвокаторами могут служить не только предметы, но и определенные состояния окружающего мира.

Для того, чтобы включилось следующее звено, дейст­вительно, предыдущее звено должно закончиться. Но, кроме того, необходима активация эвокатора уже для следующего звена, т. е. ка­ждое звено инстинкта имеет свой эвокатор, свой вызыва­ющий сигнал. Реакции по типу «стимул - реакция» называются механизмом прямой связи.

3. Механизм обратной связи - сигнал о том, что предыдущее звено достигло своей цели.

ПР.: пчела не заполняет ячейки пыльцой, если они повреждены, хотя она уже закончила ее строение. Раньше, чем начать наполнять ее пыльцой или медом, пчела об­следует ячейку, и если обнаруживает, что она искривле­на или поломана, снова ее ремонтирует.

4.Механизмы внутренней корректировки действий.

Это — вариации поведения, приспособляющие его к су­ществующим условиям.

ПР.: у пчел один из самых сильных инстинк­тов— это сохранение чистоты в ульях. Важность его по­нятна. В ульях огромная масса пчел, там растет потом­ство, хранится мед, пыльца. Все это в маленьком объеме. И если там малейшая грязь, то все это превратится в гнилую яму. Но улей обычно изумительно чист. Так вот, если туда залезает оса, чтобы полакомиться медом, пче­лы набрасываются, убивают ее и затем выбрасывают. Если забирается мышь, то пчелы тоже убивают ее, но выбросить мышь они уже не могут. Они всю ее покрыва­ют специальным, так называемым, пчелиным клеем, так, что она вся оказывается заключенной в саркофаг, ее как бы превращают в мумию, и тоже тем самым предотвра­щают гниение.

Как видите, инстинкт один. Но как реали­зуется — зависит от условий, в которых его реализуют, т.е. форма реализации корректируется условиями внеш­ней среды. Новейшие данные показывают, что эта кор­ректировка включает и элементы научения. Например, старшие птицы вьют гнезда более умело, чем молодые. Вылупившийся цыпленок клюет и зерна, и камешки ма­ленькие, и бисер и т. д. Лишь путем научения он начинает отличать зерна и клевать только их.

ВЫВОД:инстинкт — это врожденная гибкая программа специализированного поведения, которая включает в себя подготовку действий, последователь­ность их реализации, регулировку ее с помощью прямой и обратной связи, а также с помощью общего и коррек­тировочного приспособления к условиям среды.

 

Структура навыка:

Рефлекс — это отдельное действие в ответ на раздра­житель, а навык — это целая сложная деятельность.

1.Навык - цепь УР. Формирование навыка, т. е. научение, с точки зрения этой теории, выглядит, как постепенное «наращивание» условных рефлексов, сцепление их при помощи промежу­точных подкреплений.

2.Естественная предрасположен­ность особи к совершению соответствующих движений при добыче пищи (диспозиции).

Действует экологический принцип.

ПР.: Так, например, навык прохождения лабиринтов лег­ко вырабатывается у столь разных организмов как кры­сы и муравьи, потому что у них по условиям жизни име­ется соответствующая диспозиция. Они всю свою жизнь проводят в извилистых сложных ходах, лазах, туннелях. А вот у зайца, который куда ближе к крысе, чем мура­вей, выработать тот же навык страшно трудно, на слож­ный лабиринт — вообще невозможно.

3.Состояние организма: потребностное состояние и возрастные особенности (этап развития особи).



2015-11-20 1531 Обсуждений (0)
Генерализация эффекта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Генерализация эффекта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1531)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)