Структурированная модель личности студента
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ В ВУЗАХ РОССИИ
Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (август, 1996) выдвигает в качестве основной задачи вуза следующее положение: «Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования». Исходя из этого, нами была сформулирована цель данной концепции – осуществление системного подхода к воспитательной работе со студентами медицинского вуза. Эта цель выдвигает ряд задач: 1. выявление структурных компонентов личности, определяющих основные направления воспитательной работы; 2. разработка концептуальных основ системы воспитания (определение целей, задач, форм и методов его осуществления); 3. осуществление информационного, научно-методического и психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса; 4. определение организационной структуры и организационного обеспечения воспитательной работы в вузе.
Схема 1 Структурированная модель личности студента Задача формирования социально-ориентированной личности, то есть личности социально-компетентной, способной к самоопределению и самореализации в социуме, осознающей свою ответственность перед собой и перед другими, предполагает формирование активной гражданской позиции, высокого патриотического и интернационального сознания, ориентацию на семью и семейные ценности как на основной институт воспроизводства полноценного члена общества.
Гражданское воспитание направлено на формирование гражданственности - сложного системного личностного качества, включающего: · комплекс знаний, развивающих правовую и политическую культуру, и механизмы сотрудничества гражданина с государственными органами и общественными организациями, · совокупность ценностей, убеждений и установок человека, определяющих его гражданско-правовое поведение в демократическом обществе, · систему навыков, обеспечивающих участие индивида в общественно-политической жизни. Гражданское воспитание призвано способствовать активному включению молодых людей в процесс демократического преобразования общества: это участие студентов в работе молодежных и студенческих организаций, работа студенческого профкома, развитие системы студенческого соуправления и т.д. Становлению активной гражданской позиции призвано содействовать также воспитание духа корпоративности в университете, чтобы каждый студент ощущал себя частью своего вуза, испытывал чувство ответственности и сопричастности к его делам, принимал активное участие в представлении и формировании положительного имиджа ДВФУ. Гражданская позиция – прежде всего гуманистическая позиция, основанная на самоценности личности.
Цель: формирование гражданственности - сознательного и активного выполнения гражданского долга и адекватной реализации своих гражданских прав. Задачи: 1. Правовое и политическое просвещение студентов. 2. Формирование чувства уважения к государству и его гражданам. 3. Становление активной гражданской позиции. 4. Создание корпоративного духа в Университете. Формы и методы: · Отражение в лекционном материале научных, практических, общественных и научных достижений. · Осуществление личностно-ориентированной направленности преподавания общетеоретических и практических дисциплин. · Участие в работе общественных организаций и объединений, в органах студенческого управления, которыми являются: o студенческие советы, o студенческий профком, o студенческое научное общество, o советы старост и т.д. · Проведение теоретической конференции с участием заслуженных научных работников. · Работа студентов в детских домах. · Посвящение в студенты и торжественный выпуск студентов ДВФУ. · Регулярное проведение совещаний с группой. · Введение в курс лекций дополнительного материала, связанного с историей Университета и его кафедр. · Проведение конкурса студенческих работ.
Патриотическое и интернациональное воспитаниеявляется стержнем гражданского воспитания. В многонациональной стране патриотизм неразрывно связан с понятием «интернационализм» и должен выступать как единое комплексное качество личности, воплощающее: - любовь к Отечеству и преданность ему, - знание его истории и культуры, - стремление своими действиями служить интересам Отечества, - готовность успешно выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите интересов Родины в мирное и военное время. Необходимость подъема и развития национального самосознания требует восстановления и повышения социального статуса патриотического воспитания. Документы и государственные программы, посвященные патриотическому воспитанию граждан, рассматривают возрождение и развитие патриотизма как важную цель и социальную ценность, основу духовно-нравственного единства Отечества. Решение указанных задач наиболее значимо для подготовки студентов – представителей базовой профессии в рамках любой системы общественно-политических отношений. В личности студента любовь к своей Родине должна неразрывно соединяться с любовью к своему народу. Любовь к своим соотечественникам у студента проявляется в борьбе за собственный здоровый образ жизни, соединяется с выполнением своих профессиональных, психолого-просветительских и социально-организаторских функций.
Цель: формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время (Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»). Задачи: 1. Воспитание высокого патриотического сознания, чувства любви и уважения к Родине и своему народу. 2. Формирование устойчивого интереса к историческому прошлому своего народа и своей страны. 3. Усвоение межнациональных и национальных ценностей, понимание и уважение к культурно-духовному наследию и достижениям других народов. 4. Подготовка будущих профессионалов к работе в разных условиях. Формы и методы: · Изучение истории и культуры своего Отечества в курсах философии, культурологии, истории Отечества и права. · Мероприятия, посвященные великой победы советского народа в Великой Отечественной войне. · Подготовка рефератов по вопросам деятельности военных служб в годы Великой Отечественной войны, участия в борьбе с экстремальными ситуациями в мирное время. · Проведение конкурса студенческих реферативных работ «Мое Отечество». · Работа университетского Музея истории медицины и здравоохранения. · Работа клуба исторической реконструкции. · Организация и проведение фотовыставок "Мой любимый город", "Мой вуз". · Тематические занятия в исторических музеях. · Проведение студенческой конференции «Герои Великой Отечественной войны». · Проведение Круглого стола на тему «Патриотизм: вчера, сегодня, завтра».
Семейное воспитание способствует формированию семьянина – человека, ориентированного на семейные ценности, реализующего их в повседневной жизни. Образование и семья – два важнейших социальных института, осуществляющих социализацию личности. Любовь к Родине начинается с любви к матери, и семья, по своей сути, способствует формированию полноценного чувства гражданственности и патриотизма. В семье формируются и реализуются материальные и духовные потребности человека, создаются и поддерживаются традиции, закладываются основы его культуры, основы формирования индивида как личности. Профессиональная подготовка студента опирается на усвоенные с младенческих лет понятия добра и уважения друг к другу, приобретенные навыки терпения и межличностного общения, проявления чувства ответственности и долга перед близкими людьми, готовности помочь и поддержать их в любую минуту. Недостаточное внимание к семейному воспитанию на практике приводит к нивелированию семейных ценностей и кризису семьи, снижающему ее социальный статус, личностную самооценку и возможности самореализации человека.
Цель: повышение статуса семьи, основной ячейки общества, в сознании и жизни студентов. Задачи: 1. Просветительская работа со студентами по вопросам семьи и брака. 2. Формирование положительной установки на семью и основные семейные ценности. 3. Профессиональная подготовка студентов к работе с детьми и их родителями в учреждениях практического здравоохранения. 4. Практическая подготовка юношей и девушек к организации семейного быта. 5. Подготовка студентов к реализации роли родителей. 6. Поддержка студенческих семей. 7. Профилактика разводов в студенческой среде. Формы и методы: · Знакомство с основами семейной психологии и семейного права в курсах общей психологии и педагогики, биомедицинской этики, социологии, медицинской психологии, права, акушерства и гинекологии, клинических дисциплин педиатрического факультета. · Проведение социологических исследований по проблемам брачно-семейных установок студенческой молодежи. · Организация работы сектора студенческой семьи в рамках социально-психологической службы Университета. · Организация клуба «Молодая семья». · Проведение Праздника молодой семьи. · Организация диспутов и круглых столов по вопросам планирования семьи на кафедрах акушерства и гинекологии. · Проведение вечеров отдыха и дискотек для студенческих семей. · Организация консультативной медицинской помощи для детей студентов. · Отдых молодых семей в студенческом профилактории.
Профессиональное воспитание формирует профессионализм - комплексное качество, включающее: - высокий уровень профессиональной деятельности, - развитие личности в процессе осуществления труда, - ее индивидуальный творческий вклад в профессию, в повышение престижа профессии врача в обществе. В формировании профессионализма сливаются в единое целое два важнейших процесса, составляющих суть высшей школы, – обучение и воспитание студента, развитие его личности и подготовка профессионала высокого уровня. Изменяющиеся условия деятельности врача ХХI века на основе бурного развития медико-биологической науки и информационных технологий, системного совершенствования практики здравоохранения и перехода к непрерывному типу медицинского образования требуют создания новой модели профессии врача. Ее основными компонентами являются: 1. владение здоровьекорригирующими, здоровьесберегающими, здоровьеприбавляющими технологиями, связанными с технизацией, биологизацией, экологизацией, химизацией, информатизацией, психологизацией деятельности врача, позволяющее осуществлять информированное партнерство «врач - больной»; 2. широкое профессиональное мышление врача, включающее клинический, профессионально-этический, экологический, генетический, информационно-технократический стили; 3. готовность к работе во всех учреждениях и организациях службы охраны здоровья: первичной медико-санитарной помощи, семейной медицины, специализированной медицинской помощи, центрах высоких медицинских технологий. Для современного постиндустриального информационного общества необходима профессионально образованная и гармонично развитая личность, способная: адаптироваться в условиях реальной жизни в сложном динамичном мире; брать на себя ответственность за свои решения в условиях свободы выбора; ориентироваться и инициативно действовать в мобильном и многомерном обществе; распоряжаться своими знаниями во благо себе и другим.
Цель: комплексная подготовка студента к выполнению всесторонних профессиональных функций. Задачи: 1. Овладение комплексом профессиональных медицинских знаний, умений и навыков на основе государственных образовательных стандартов. 2. Формирование передового типа мышления врача. 3. Воспитание нравственно-деонтологических качеств, чувства долга и ответственности. 4. Развитие познавательной активности, формирование культуры умственного труда. Формы и методы: · Глубокое и всестороннее изучение теоретических, предклинических и клинических дисциплин. · Широкое внедрение типа развивающего обучения в учебный процесс кафедр и курсов. · Организация помощи студентам в усвоении специфики вузовского обучения. Введение электива «Учись эффективно учиться». · Проведение лекций по основам библиотековедения и библиографии. · Создание в библиотеке постоянно обновляющейся экспозиции новинок учебной литературы. · Работа Студенческого научного общества (Приложение 3). · Проведение ежегодной студенческой научной Пироговской конференции. · Участие студентов в научных конференциях, проводимых кафедрами. · Проведение олимпиад и конкурсов по предметам. · Пропаганда вклада ученых РГМУ в развитие медицины (выступления в газете, встречи со студентами и т.д.). · Проведение Дней кафедр. · Проведение расширенных заседаний кафедр совместно со студенческим активом. · Проведение Дней главных специалистов Комитета здравоохранения г. Москвы. · Организация встреч студентов с руководством и сотрудниками медицинских и научно-исследовательских учреждений г. Москвы. · Проведение Дней открытых дверей по факультетам. · Поощрение отличников и хорошо успевающих студентов. · Организация конкурса отличников на звание лауреата стипендии ректора РГМУ и других именных стипендий. · Проведение слета отличников. · Организация смотров-конкурсов на лучшую группу Университета. Регулярное освещение хода смотров-конкурсов в печати. · Работа старостатов по контролю и помощи плохо успевающим студентам. · Ознакомление в период производственной практики со структурами базовых учреждений, их задачами и конкретными формами работы. · Дежурства в больницах, участие в профилактических медицинских осмотрах школьников и взрослого населения. · Содействие в трудоустройстве выпускников Университета. · Создание студенческих медицинских отрядов для организации диспансеризации различных групп населения. · Участие в мероприятиях ассоциации студентов-медиков. · Работа в Московском хосписе №1.
Культурное развитие является обязательной составляющей всех структурных компонентов личности. Сегодня уровень культуры и образования населения - один из ключевых ресурсов национального совершенствования и успешной конкуренции страны на мировом рынке. Будущий медик должен обладать не только профессиональной, но и общей культурой, определение которой дает В.И.Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка»: «Культура - обработка и уход, возделывание, возделка; образование умственное и нравственное; говорят даже культивировать, вместо обрабатывать, возделывать, образовывать» [8]. Необходимо отметить, что понятие «культура» выступает как в широком, так и в узком смысле этого слова. Культура в широком смысле является интегративной характеристикой личности и включает все ее аспекты от мышления до деятельности. В этом случае можно говорить о сформированности профессиональной культуры, политической культуры, нравственного поведения, общедеятельностной культуры и т.д., что освещается в других разделах данной концепции воспитательной работы со студентами. Мы считаем правильным обратить внимание в этом аспекте на две составляющие общеличностной культуры: психолого-педагогическую и эстетическую культуру. Базовым компонентом профессиональной культуры врача является психолого-педагогическая культура, включающая: - всесторонние психолого-педагогические знания, - гуманистические убеждения, - глубокое владение психолого-педагогическими методиками профессионального взаимодействия и воздействия на личность пациента. Расширение психолого-педагогических функций врача связано с ростом социально-психологической напряженности в стране и мире, резким возрастанием психосоматических, нервно-психических, ятрогенных заболеваний, пограничных психических состояний человеческого организма, крайним следствием чего может являться увеличение суицидов в разном возрасте. Врач – почти единственный профессионал, обязанный взять на себя решение этих вопросов в процессе работы с пациентами. Врач должен уметь найти индивидуальный подход к больному, выбрать правильную тактику общения, мобилизовать не только его физические, но и психические возможности в борьбе против недуга, что позволит лечить не болезнь, а больного. Врачу необходимо хорошо изучить основные отрасли психологии: общую, педагогическую, возрастную, социальную, медицинскую; овладеть методиками психодиагностики, психокоррекции, психотренинга, психоанализа; хорошо знать свой психический статус и грамотно оценить психический статус больного. И это особенно актуально сегодня, когда происходит процесс социализации профессии врача, то есть переход его деятельности из системы «человек – человек» в систему «человек – общество». Эстетическая культура человека базируется на его способностях, интересах, стремлении к прекрасному и умению их реализовывать. Местонахождение медицинских вузов в крупных городах создает условия реализации эстетических потребностей и вкусов студентов через их приобщение к театрам, концертам, музеям и выставкам. Важной составляющей гармоничного развития личности выступает сформированная эстетическая культура, включающая эстетическое сознание и эстетическую деятельность, а именно: - знание истории искусства, его основных направлений, творчества выдающихся мастеров, достижений современной культуры; - способность и умение эмоционально воспринимать явления жизни и искусства; - проявление творческих способностей и талантов в разных областях культуры и искусства.
Цель: создание оптимальных условий и педагогическая помощь в становлении и развитии психолого-педагогической и эстетической культуры студентов. Задачи: 1. Психолого-педагогическое и эстетическое просвещение студентов. 2. Формирование психолого-педагогического и эстетического сознания юношей и девушек. 3. Педагогическая помощь в совершенствовании навыков межличностного и коллективного общения. 4. Воспитание эстетического вкуса. 5. Создание условий для творческого саморазвития личности. 6. Организация досуга и проведения свободного времени молодежи. Формы и методы: · Изучение курсов философии, психологии и педагогики, медицинской психологии, культурологии. · Организация социально-психологической службы РГМУ. · Проведение конференций, диспутов, круглых столов по психолого-педагогической проблематике. · Организация психодиагностики, психотренингов студентов. · Создание клуба молодых преподавателей «Факел» и их работа со студентами. · Проведение тематических вечеров: § Новый год, § Татьянин день, § День первокурсника, § выпускные вечера и т.д. · Проведение конкурса "Мисс РГМУ". · Проведение конкурса художественной самодеятельности первокурсников «Алло, мы ищем таланты!» · Работа ДК «Медик». · Работа клуба команд КВН. · Проведение фотовыставок "Студенческая весна", "Летний отдых" и др. · Организация Клуба любителей русского языка и поэзии. · Организация встреч выпускников РГМУ «Возьмемся за руки, друзья!» · Организация ежегодных встреч выпускников Московского факультета. · Работа студенческого театра. · Регулярные экскурсии студентов в музеи, на выставки, знакомство с архитектурными и культурными памятниками столицы. · Организация посещения студентами театров и концертов. · Проведение встреч и организация тематических вечеров с участием деятелей культуры и искусства.
Экологическое образование осуществляет подготовку эколога в широком смысле этого слова – личность, обладающую: - всесторонними экологическими знаниями, - сформированным типом экологического мышления, - способностью бороться за сохранение благоприятной природной и социальной среды. Экологическая составляющая является важным структурным компонентом профессии врача, т.к. лечение человека, восстановление его здоровья требуют создания благоприятной экологической обстановки в обществе и природной среде. Эти вопросы врач должен решать в высшей степени профессионально: с использованием широких экологических знаний и практических умений определения приоритетов деятельности по защите человека и природной среды; с разработкой мер, направленных на уменьшение вредных воздействий; с построением оптимальных систем мониторинга состояния окружающей природной среды. Позитивная региональная экология является важнейшим фактором, формирующим здоровье нации. Следовательно, профессиональная подготовка врача предполагает его подготовку к борьбе с двумя группами заболеваний, связанных с экологией: экологически обусловленных и экологически зависимых (Приложение 4). Общественная активность врача может и должна проявляться в его активной борьбе специалиста за здоровую глобальную и региональную экологию. Борьба за глобальную экологию начинается с улучшения экологической среды вуза, что каждый студент должен воспринимать как свою личную задачу.
Цель: подготовка врача к профессиональной борьбе с экологически зависимыми заболеваниями и за безопасную экологию. Задачи: 1. Экологическое просвещение студентов. 2. Пропаганда и агитация за экологически здоровый образ жизни. 3. Подготовка к осуществлению профилактики экологически зависимых профессиональных заболеваний. 4. Формирование чувства ответственности за улучшение территориальной природной и социальной экологии. 5. Профессиональное участие студентов в совершенствовании территориальной природной и социальной экологии. Формы и методы: · Изучение курсов гигиены и основ экологии человека, общественного здоровья и здравоохранения, биологии, биоэтики и т.д. · Усвоение в учебном процессе понятий «экология» и «экологические проблемы». · Участие в разработке и осуществлении экологических программ и проектов. · Подготовка и проведение теоретических и практических студенческих конференций по проблемам экологии человека. · Освоение форм и методов борьбы за здоровый образ жизни. · Осуществление мониторинга состояния окружающей среды. · Совершенствование экологической среды Университета, проведение дней экологии в РГМУ. · Озеленение территории Университета и кафедр. · Создание национальных двориков-ландшафтов различных стран на территории Университета и студенческого городка «Медик».
Нравственное воспитание формирует нравственность врача – важнейший способ нормативной регуляции поведения и сознания человека и профессионала во всех сферах общественной жизни: в труде, в науке, в быту. Принцип единства профессионального, гражданского и нравственного воспитания является основой комплексного подхода к всестороннему развитию личности. Сущность нравственной культуры определяется органическим единством этических знаний, моральных убеждений, способностей к нравственному поведению и активности их проявления в реальных условиях. Для успешной реализации целей нравственного развития личности необходимы два важнейших условия: постоянное образование студента и своевременное включение его в систему общественных, политических и нравственных отношений. Это дает возможность для проявления общественной активности и приобретения самостоятельного опыта реализации ведущих моральных качеств. Формирование моральных качеств является непременным условием подготовки человека к любой профессиональной деятельности, особенно деятельности специалиста-медика, работающего в системе «человек – человек»
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1794)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |