Появление письменности и алфавита перебросило человека в визуальный мир
Знания и опыт стали передаваться письменным или визуальным способами. Человек все больше утрачивал сопричастность к делам общества. Изобретение типографской машины породило настоящий информационный взрыв в сфере массовой коммуникации. Это вызвало, по мнению Маклюэна, рост национализма и индивидуализма. Современные средства коммуникации, среди которых особое место принадлежит компьютеру, радикально изменили все сферы общественной жизни. Современный человек переживает "третью волну" развития общества (по Тофлеру), которая характеризуется новым типом межличностных отношений и новыми ценностями. Информация становится более важной составляющей, чем земля, труд, капитал, сырье, а массовое стандартизированное производство заменяется новой системой индивидуального производства, в основе которого лежит интеллектуальный труд. Современное общество- информационное общество. Независимо от субъективных желаний человека возникла своеобразная информационная модель мира. Роль человека в обслуживании этой модели носит двоякий характер. С одной стороны, он добывает новое знание и обогащает информационную модель. С другой - он формирует и регулирует процесс повседневного отражения мира в информационной модели. Современный Казахстан переживает период перехода к информационному обществу и на этом пути неизбежны трудности, связанные с несоответствием интеллектуального уровня большинства людей требованиям нового общества. На данном этапе необходимо преодолеть узкое и технотизированное мировоззрение индустриального общества, сфомировать информационные потребности, а также создать среду массовой компьютерной грамотности. На пути к цивилизованному устройству общежития современный Казахстан наталкивается на ряд этнополитических проблем, от решения которых зависит будущее нашего народа. В обществе произошло осознание сложности современной этнополитической ситуации в республике, которая возникла не в последнюю очередь из-за того, что осуществляется курс на выделение особого положения одного этноса - казахского - среди единого народа Казахстана. В Казахстане реализация концепции этнонационального государства представляет опасность ввиду его полиэтничности и биэтнической структуры населения, в которой преобладают два ведущих этноса республики - казахи и русские. Такая ситуация неизбежно ведет к так называемой этнической конкуренции между ними в демографической, политической и культурной сферах. Среди республик бывшего СССР Казахстан оказался одним из наиболее русифицированных. В советское время здесь доминирующее положение заняли образование на русском языке и русскоязычные средства массовой информации. Такое положение вело к вытеснению казахского языка, сужению его применения в важнейших сферах общественной жизни - образовании, государственном делопроизводстве, хозяйственной и практической деятельности. Бедственное положение казахского языка и культуры, их непристижность и второстепенность не могли не вызвать у коренного этноса недовольства. После принятия закона о языках в 1989 г. казахский этнос впервые открыто заявил о своих претензиях на доминирование в культурной сфере. В соответствии с этим законом казахский язык был провозглашен государственным, а русский - языком межнационального общения. Государственный язык постепенно внедряется в делопроизводство, в сферу государственного управления, общественно-политической деятельности. Вместе с тем происходит перевод системы образования на этническую основу, утвердилась новая государственная символика, переименовываются города, улицы и т.д. Несмотря на определенные сдвиги в сторону казахской культуры, в целом сегодня в Казахстане наблюдается доминирование русскоязычной культуры. Это связано с тем, что культурные изменения, в отличие от политических, происходят медленно, десятилетиями, поскольку они связаны с изменениями в сознании людей и потому обладают большой инерционностью. Мировой опыт осуществления национальной политики показывает, что в обществах с достаточно выраженной этнической конкуренцией осуществление национально-культурной политики возможно только на принципах культурного плюрализма, которые исходят из понимания нации как согражданства различных этносов, рас и религиозных конфессий на единой территории. Такая этнополитическая ситуация породила еще одну серьезную проблему, касающуюся непосредственно самих казахов. В Казахстане наметилась тенденция маргинализации некоторых слоев общества. Это явление особенно отчетливо наблюдается в среде русскоязычных урбанизированных казахов, которые находятся на границе двух различных, нередко конфликтующих между собой культур. Поколение урбанизированных казахов, которые получили образование на русском языке, прожили всю сознательную жизнь в советское время обречено на существование в двух мирах - казахском и русском - одновременно. Оно вынуждено принять в отношении обоих миров роль космополита, чужака. Состояние казаха, этнически принадлежащего к казахам, но являющегося носителем русской культуры можно определить как чувство социальной дихотомии, раздвоенности и конфликта. Он не ощущает себя в полной мере казахом, т.к. для него закрыта вся казахоязычная духовная культура, с другой стороны, владея русским языком, этнически он идентифицирует себя все-таки с казахским этносом. Маргинальный казах находится на краю казахской и русской культур, не принадлежа ни к одной из них. Объективно взаимопроникновение национальных культур является положительным явлением, поскольку это способствует взаимообогащению каждой из них. Носители синтетической культуры имеют более широкий кругозор, у них вырабатывается толерантное отношение к представителям других этносов и культур. С другой стороны, маргинальный человек теряет свои национальные корни, свою этническую идентичность. Оказываясь генетически представителем казахского этноса, выросший на русской культуре, такой человек, по существу, находится на периферии и той и другой культурной среды. В отличие от глубинных носителей этнической культуры, маргинальный казах способен видеть "рубежи" как казахской, так и русской культуры. Живя в каждой из них, он выступает как бы сторонним наблюдателем каждой из них, что не позволяет ему полностью погрузиться в культуру, лишает его чувства культурной идентичности. Результатом такого состояния является то, маргинал не вписывается в систему социального целого, попадает на периферию общества. Члены общества, этнически и культурно идентифицирующие себя с казахами, находятся в более предпочтительном положении по сравнению с маргиналами и стоят ближе к центру и его институтам, отождествляя себя с теми или иными секторами доминирующей в обществе культуры. Маргиналы лишены возможности участия в создании общезначимых и символических кодов культуры своего народа. Как уже было сказано, проблема этнической и культурной идентичности снята в традиционном обществе. Проблема маргинальности - это проблема урбанистического общества, которое всегда является полиэтничным, с запутанной сетью социальных норм и ценностей. Живя в таком обществе, маргинал ощущает себя одиноким, отторгнутым обществом, что вполне закономерно приводит его к мысли о бессмысленности существования. Таков далеко не полный обзор социокультурной ситуации в современном Казахстане. Культура казахов, являясь традиционной в своих основаниях, в то же время вступила на качественно новый уровень своего развития, связанный с объективным процессом информатизации и глобализации. Казахстанская культура - это синтез и противостояние двух модусов бытия: традиционного и урбанистического. Глобальная информационная сеть преодолевая политические, экономические и национальные различия связывает все человечество в единое целое. Несомненно то, что будущее за компьютерным поколением, которое принципиально изменит тип человеческой ментальности и социальной памяти.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (431)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |