Классификация интервью. В журналистике известны три группы методов сбора информации – изучение документов
Введение
Классификация интервью Виды интервью в журналистике можно рассматривать по разным основаниям в зависимости от типа последующего материала. Ниже приведена одна из классификаций (североамериканская модель): 1. типа орг. Интервью (пресс-конференции, случайное, по договоренности) 2. предмета обсуждения (преступление, политика, происшествия) 3. типа собеседника (хорошо известные, звезды, незаметные, очевидцы событий) 4. Соц. положения собеседника (из высших слоев, равные журналисту, из низших слоев) 5. От способа общения (лицом к лицу, по телефону)
Российские авторы выделяют следующие виды интервью: 1. протокольное интервью; цель – получение оф. Разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики интервью 2. Информационное интервью; цель – получение сведений от компетентного лица по злободневным вопросам. Ответы собеседника не являются официальными заявлениями интервью 3. Интервью-портрет: цель – раскрытие личности собеседника. 4. Интервью – дискуссия: цель – выявление разных точек зрения и по возможности разных путей решения проблемы. 5. Интервью – анкета: цель – выяснение мнения различных людей по одному и тому же вопросу.
- по характеру получаемой информации - по отношению интервьюируемого к интервью
1. Строго стандартизованное. Заранее составляются вопросы, которых журналист строго придерживается, не отступая ни от их формулировки, ни от порядка постановки интервью. В таком случае вопросы направляться могут к собеседнику заранее, чтобы он смог подготовиться к встрече. 2. Полу стандартизованное. Так же заранее составляется список вопросов. Однако в ходе интервью журналист может перефразировать вопросы, менять их местами, задавать дополнительные вопросы, приспосабливаться к индивидуальности опрашиваемого, то есть углубляться в область особых его интересов. 3. Не стандартизованное или свободное. Оно не предусматривает ни заранее составленного жесткого списка вопросов, ни строгого порядка следования тем. Журналист просто намечает, какие сведения ему нужны, пытается осуществить план. Возможности для получения незапланированной информации, разработки неожиданно открывшихся тем и проблем. 4. Смешанный вид интервью. Начавшись интервью первого или второго вида, оно перерастает в свободное, вследствие непредусмотренной ситуации: отсутствие факта, подтверждающую гипотезу журналиста.
1. Интервью для получения чисто фактических сведений. Здесь личность собеседника важна журналисту только с точки зрения легкости общения с ним: компетентен ли, охотно ли предоставляет информацию, как понимает вопросы, насколько логично и ясно отвечает. 2. Интервью для выяснения фактов и мнений собеседника о другом человеке или проблеме. Здесь важна оценка мнений: что она отражает – личную позицию или он выступает как член группы. 3 Интервью для получения представления о личности опрашиваемого. Оно отличается особой важностью психологической атмосферы беседы. От журналиста требуется внимание не столько к фактическому содержанию словесных высказываний опрашиваемого, которые будут содержать факты, мнения, оценки, сколько к его личности интервью.
1. Интервью с опрашиваемым, охотно сотрудничающим с журналистом. 2. Интервью с равнодушным собеседником (говорит не очень охотно, но и не против). Такой человек не отказывается встретиться с журналистом, но и не помогает ему во время интервью. 3. Интервью с сопротивляющимся собеседником. Для интервью, рассматриваемых с точки зрения отношения, со стороны интервьюируемого, важно установить причину, по которой собеседник ведет себя тем или иным образом, основание, на котором сложилось позитивное, равнодушное или негативное отношение к интервью. Умение интервьюера проявляется в том, способен ли он ослабить мотивы, препятствующие успеху интервью, и усилить благоприятствующие. Но в то же время в интервью с разговорчивым собеседником иногда бывает сложно не разговорить его, а удержать в рамках интересующей журналиста темы.
3.Подготовка к интервью Подготовка к интервью – обязательный элемент интервьюирования независимо от типа беседы, ее содержания и продолжительности интервью. Подготовка заключается в следующих неразрывно связанных и неотделимых на практике типах работы: - общая подготовка - конкретная подготовка - психологическая подготовка
Она состоит из общей идеологической и интеллектуальной подготовки журналиста, обще профессиональной, в том числе из углубленного изучения какой-то определенной области знаний и специализации журналиста. Интервью – это вопросный метод поиска знаний. Правильная постановка вопросов требует, прежде всего, истинности их предпосылок, а это в первую очередь обеспечивается исходными позициями автора, его мировоззрением. Во всяком интервью происходит процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга. Психологи установили, что воспринимающий субъект делает заключения о познаваемости личности на основании собственного опыта, имеющихся знаний, вот почему интеллектуальное развитие интервьюера, накопление им разносторонних познаний в самых различных областях человеческой культуры – профессиональное требование. Интервью – это один из важнейших моментов деятельности интервью, и поэтому вполне естественно, что подготовкой к нему можно рассматривать специальные знания, навыки, умение. Весьма актуальны для журналиста знания аудитории: ее структура, интересы, потребности, информационный уровень: установки интервью, стереотипы. При этом особенно важно иметь четкое представление о «своей» аудитории интервью. · Конкретная подготовка к интервью Конкретная подготовка к интервью складывается из следующих моментов: - определение цели интервью и характера необходимых сведений - изучение предмета интервью и собеседника - предварительное обдумывание хода беседы, составление вопросов - договоренность о встречи, месте, времени интервью
Журналист должен обладать развитыми интеллектуальными знаниями в той области, в которой он специализируется, но это не освобождает его изучать темы по поводу которого он собирается беседовать. Чем больше журналист будет знать о предмете интервью, тем больше он проникнуться в глубь проблемы, и собеседник отнесется к нему с большим уважением и серьезностью. Журналист должен знать свой предмет, а не стараться произвести впечатление, что он знает. Вместе с изучением темы и предмета беседы журналист стремится выяснить все, что возможно, о будущем собеседнике: - его взгляды, позицию, занимаемую им по проблемам беседы - факты его биографии - его личные качества. Привычки, особенности характера, которые могут повлиять на ход беседы
Уже в ходе изучения материала у журналиста складывается план будущей беседы. Каким он будет – с заранее сформулированными, четко продуманными вопросами или только в виде схемы, наброска тех главных проблем, которые можно решить. Иногда наличие строгого списка вопросов обязательно. Например, когда журналист идет к официальному лицу беседовать по какой-то четко определенной программе (или для беседы по телефону, а также, в условиях ограниченного времени) у него должны быть заготовлены: 1. рабочая гипотеза, то есть представление о проблеме, ее развитии, ее месте в изучаемом вопросе, или, если речь идет об интервью-портрете, о главных чертах героя и так далее. Рабочая гипотеза – это по существу обдумывание конкретных целей, изучение предмета, будущего собеседника. 2. Драматургический стержень беседы. Это тот элемент беседы, который должен объединить интересы журналиста и интервьюируемого. Он позволяет разговорить собеседника, заставляет его высказаться серьезно, не стереотипно, увлеченно.
Готовясь к интервью, журналист должен позаботиться о том, чтобы обстановка была психологически благоприятна. Место встречи прежде всего должно быть удобно интервьюируемому. Если речь идет о длительной беседе, хорошо договориться о встречи у него дома. В привычной обстановке, человек чувствует себя естественнее. Договариваясь о встречи, журналисту следует уточнить, каким временем располагает собеседник и в зависимости от этого планировать интервью.
Психологическая подготовка осуществляется как в общей, так и в конкретной подготовке к интервью. В любом интервью происходит процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга, он начинается в момент первого контакта интервьюера и собеседника и действует в течение всей беседы. При подготовке у журналиста начинает складываться мнение о человеке, с которым ему предстоит беседовать: о соц. группе, к которой он принадлежит, о его характере, о возможном отношении к беседе. Однако все это не должно мешать объективности восприятия журналиста. Всякая предубежденность препятствует получению достоверных знаний. Чтобы предвзятость и стереотип не мешали восприятию, журналист должен настраивать себя на то, что реальность может не походить на представление, создавшееся у него во время подготовки интервью. Конечный же результат интервью в значительной степени зависит от взаимоотношений между участниками беседы. Журналисту необходимо подумать, не будет ли в интервью вопросов, которые вызовут раздражение или смущение.
·Вопросы в интервью Вопрос не дает возможности уклониться от ответа, заставляет отвечать, по существу. Все вопросы должны загнать противника в угол, а заключительный вопрос подводит итоги обсуждения. Некоторые тонкости в постановке вопроса: - прекрасное общее знание предмета обсуждения - формулирование вопросов так, чтобы исключить возможность уклонения от ответа - первый вопрос должен сразу втягивать партнера в беседу - предвидение возможных ответов собеседника и постановка от них следующих вопросов. Таким образом, вопрос – форма движения мысли, но не замена ее.
Классификация вопросов: 1. по форме вопроса
Открытый вопрос называет для собеседника тему или предмет, а далее он может сформировать ответ по своему усмотрению. В закрытом вопросе возможные ответы заложены в нем самом, так что опрашиваемый должен выбрать высказывание, мнение, которое больше всего соответствует его позиции интервью.
·Прямые и косвенные, личные и безличные В беседе могут возникать разного рода психологические барьеры: собеседник не может ответить на вопрос потому, что стесняется, не умеет выразить то, что нужно; поэтому, чтобы ослабить напряжение, задают вопрос косвенно. Но это целесообразно только в следующем случае: Если собеседник затруднится высказать мнение, то нужно задать вопрос в более корректной форме, чтобы получить информацию об его взглядах.
2. по воздействию на собеседника:
Следует заботиться о том, чтобы вопросы не содержали подсказки. В интервью, публикуемых в печати, а особенно часто на радио- и телевидении, встречаются вопросы: «Вам известно, что …..» Немногие в таких случаях решатся возражать журналисту, у которого все уже распланировано и ясно.
·Основные, дополнительные. При подготовке к интервью журналист должен составлять основные вопросы, которые принесут наиболее важные сведения. Но, люди часто уходят от ответа, поэтому журналист помощью вопросов и анализа сможет определить причину неудовлетворительного ответа и задать ряд дополнительных вопросов, чтобы добиться ответа. Чаще всего дополнительные вопросы не готовятся заранее, а возникают неожиданно. Одним из составляющих успешного интервью является грамотный язык и стиль вопросов. Хороший журналист должен находить с каждым собеседником общий язык, Требование к вопросу – он должен содержать в себе одну мысль. Составляя вопросы, журналист должен обратить внимание, чтобы они воспринимались как уместные и соответствовали целям интервью. Вопрос может быть неожиданным для собеседника, важно, чтобы журналист подал его правильно, чтобы не вызвать отрицательного эффекта.
Проведение интервью · Начальная стадия интервью Под начальной стадией интервью понимается договоренность по телефону. Начальная стадия имеет большое значение для всей беседы. Руководить интервью на этой стадии — значит создать такое представление о ситуации интервью, которое помогало бы достичь плодотворного взаимодействия. Для этого необходимо: Создание образа интервьюера. Прежде всего собеседник воспринимает внешний вид журналиста, его манеру держаться, говорить. Интервьюер обязан и правильно прочесть собеседника и создать условия чтобы правильно быть прочитанным собеседником. Есть 2 типа образа журналиста: те, которые в любой ситуации остаются самими собой, второй тип- актеры. Их психические свойства настолько различны – один может обладать большей артистичность, что и есть для него естественное поведение, другому оно не свойственно. · Создание представления о целях и задачах интервью Человека, к которому пришел корреспондент прежде всего интересует цель и причина беседы (почему выбран именно он). Задача журналиста – не искажая действительность, расположить его в пользу интервью, вызвать желание сотрудничать. Для этого он должен представить в беседе, цели, к которым он стремится. Они могут быть различны и их может быть несколько. Сильным мотивом является потребность в общении: человеку нужно высказаться, и интервью предоставляет ему такую возможность. Недопустимым является такой прием, когда журналист вызывает жалость к себе. Этот прием плох тем, что такая беседа не может быть ни доверительной, ни откровенной, ни глубокой. В целом самым побудительным мотивом для собеседника является серьезность намерений журналиста.
Журналист должен сразу объяснить оппоненту, что потребуется от него в этой роли: дать представление о продолжительности интервью, о необходимой степени компетентности в вопросах, которые предстоит обсудить. Первые вопросы интервью несут важную нагрузку, отношения еще только устанавливаются. Вопросы должны быть такими, чтобы он мог ответить на них без труда, почувствовать, что может успешно справиться с заданием.
Отношения, сложившиеся в начале беседы, в ходе ее развиваются и изменяются. Для успешного проведения ее журналисту очень важно научиться слушать своего собеседника. Уметь слушать – это не значит принимать все, что рассказывают, не перебивая и не задавая вопросов. Порой нужно и направить беседу. Управление ходом беседы – сложное дело, требующее большого опыта, знаний. Если собеседник отвечает не так, как хотелось бы журналисту, можно перефразировать вопрос и тем самым получить правильный ответ. Когда собеседник отвечает общими словами, не приводя примеров, не высказывает личной точки зрения, журналист должен вмешаться, поскольку такие высказывания не несут в себе информации интервью. Поэтому самое главное – вопросы должны быть построены так, чтобы не вызывать банальных ответов. А чтобы избежать этого нужно то самое знание предмета и общая подготовка. Заключение интервью Интервью подходит к концу. Этот момент психологически интересен тем, что напряжение спадает, собеседник чувствует себя свободнее. В это время он может припомнить что-то важное, журналист должен быть внимателен к заключительным словам. Прощаясь, журналист должен не только оговорить про возможность повторной беседы, но и дать понять, что встреча была интересной, что собеседник хорошо справился со своей задачей. Таким образом журналист закладывает основу дальнейших встреч с этим человеком.
Список используемой литературы: 1. Ангулов С.Л. “Методика проведения интервью”, М – 2000 2. Боровских И.В., Степанов В.Л. “Интервья – основа журналистики”, М – 1997 3. Демешкин В.К. Стопорев В.П. “Журналистика”, Наука 1996. 4. “Как брать интервью?” – Питер Пресс, 1998г. 5. Методологические укзания по журналистике, под редакцией проффесора Юшкевича С.К. – 1999г, Новосибирск.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4531)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |