Сергей Эйзенштейн и Дмитрий Прокофьев «Иван Грозный», анализирует Л. Козлов
ЭСТЕ ЭСТЕТИКА КИНОМУЗЫКИ Зофья лисса ИЗДАТЕЛЬСТВО МУЗЫКА МОСКВА 1970 ТИКА КИНОМУЗЫКИ 778 Л63 ПЕРЕВОД С НЕМЕЦКОГО А. О. ЗЕЛЕНИНОЙ и Д. Л. КАРАВКИНОЙ РЕДАКТОР ПЕРЕВОДА С А. МАРКУС 9—2 741—70 Глава 1.
Основатель и бессменный (с 1947 года) директор Института музыкознания Варшавского университета 3. Лисса известна своими трудами (их около трехсот) во многих странах мира, они изданы на четырнадцати языках; автор книги — участник и организатор многих международных музыковедческих конгрессов2, член директората Международного общества музыковедов, доктором музыковедения и философии.
Музыкальный теоретик XVII столетия Атана-зиус Кирхер, автор знаменитого труда «Musurgia universalis sive ars magna consoni et dissoni»1 и других трактатов о музыке, был изобретателем первой laterna magica, которую историки кино рассматривают как предшественницу кинематографа.
Анализ драматургических функций музыки в фильме, взаимодействия двух его главных факторов — зрительного ряда и фонограммы.
Статьи корифеев советской музыки— Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна. Т. Курганова и И. Фролова «Кино и музыка», в двенадцати главах которой излагается систематизированный опыт музыкальной драматургии фильма — главным образом на примерах отечественного кинематографа. Вышли в свет и другие книги (например, «Музыка в кинофильме» Э. Фрид и другие). В советском кинофильме «Человек идет за солнцем» использована музыкальная форма вариации, скорее в нем можно ощутить форму рондо с рефреном (мальчик идет за обручем).
«Каждое искусство означает собственное отношение человека к миру, собственный объем его души…» Бела Балаш -18- Особенно хочется подчеркнуть значение работ Б. Балаша «Дух фильмы» и «Видимый человек». Знаменитая «Заявка» Эйзенштейна, Пудовкина и Александрова, выпущенная ими в 1928 году. Работы А. Андриевского, С. Бугославского и В. Мессма-на, А. Острецова, А. Пиотровского и И. Иоффе, посвященных общим вопросам эстетики; в них делается первая попытка включить звуковое кино в единую систему искусства.
Леонид Сабанеева и Курт Лондон. Лондон придерживается мнения, что музыка — независимо от течения фильма — сама может порождать ассоциации, вызывать представления и мысли, что музыка способна сгустить эмоциональную атмосферу какой-либо сцены фильма, подготовить благодаря своему характеру дальнейшие фазы драматического действия. -21- Виды музыки: техника лейтмотивов, иллюстративная музыка, музыка как фон и т. д. Эйслер признает только ценность техники «контрапункта» музыки и зрительного фактора. Реже обсуждаются проблемы творческой лаборатории композитора, и все чаще появляются исследования о специфически кинематографической инструментовке, о песне или джазе в кино, о «киноопере» и, наконец, о проблемах музыки в исторических, экзотических, экспериментальных, абстрактных и мультипликационных фильмах и т. д. -22- Пьер Шеффер, основоположник и главный теоретик «конкретной музыки». Кинофильм именно как трамплин для конкретной музыки интересует его больше всего. На материале киномузыки он развивает свою «теорию маскировки» зрительного кадра с помощью музыки или музыки с помощью зрительного кадра, и в этом он видит основу для «сосуществования» звука и зрительного образа. Другие основы он находит в приеме «противопоставления», когда оба главных фактора взаимно действуют по принципу синхронности, при которой зрительные и слуховые впечатления сплавляются воедино, и в «синтонии», когда они, действуя каждое в отдельности, в результате дают новое качество Шеффер, как инженер и специалист по акустике, переносит многие понятия из области акустики на взаимодействие звукового и зрительного образов и на этом основании делает выводы о нормах художественной практики. -24- В 1960 году появилась примечательная работа Зигфрида Кракауера о теории и эстетике кино, седьмую главу которой автор посвящает музыкальным проблемам.
Формулировка Стравинского, будто «музыка в фильме имеет такое же отношение к драме, как ресторанная музыка к застольной беседе». -25- Сергей Эйзенштейн и Дмитрий Прокофьев «Иван Грозный», анализирует Л. Козлов. Книги Т. Корганова и И. Фролова «Кино и музыка» и «Музыка в советском кино» Э. Фрид . Интересные высказывания в области музыки кино мы находим в работах советских композиторов: С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Арам Ильич Хачатуряна [425], а также Щербачева, Книппера и многих других. -31- Нужен не музыковедческий, стилистический анализ киномузыки, не анализ примененных средств музыкальной выразительности и их развития, не анализ творчества отдельных авторов киномузыки и их индивидуального стиля, а анализ того, каким образом музыка и другие звуковые факторы сочетаются с визуальной сферой и ее элементами. -33- Примером нового подхода явилось музыкальное сопровождение кинофильма «Прибытие поезда» (демонстрировался в Лондоне в 1896 году), оно было поручено специальной машине, имитировавшей грохот поезда. Первым шагом в некоторой синхронизации обоих этих компонентов была каталогизация многочисленных музыкальных произведений с точки зрения их выразительного и программного характера. В 1913 году была создана первая музыкальная «кинотека» Замечником. Были такие разделы, как катастрофа, драматическая ситуация, торжественная обстановка, картины природы, ночь, борьба, страх, безнадежность, шумная сцена, вакханалия, буря, тревога и т. д. -34- На следующем этапе уже начали специально заказывать музыкальное сопровождение к типичным кинематографическим ситуациям и даже к целым фильмам и вскоре стали пользоваться записями оркестровой музыки из граммофонных пластинках. В 1908 году наступил коренной перелом: Сен-Санс сочинил оригинальную музыку к полнометражному фильму «Убийство герцога Гиза», несколько позднее Ильдебрандо Пиццетти написал «Огненную симфонию» к фрагменту из фильма «Кабирия» реж. Пастроне. Правда, это были все еще разрозненные отрывки; так, музыка Сен-Санса состояла из интродукции и пяти картин для струнного оркестра и даже числилась под опусом 128. В этот же период в России М. Ипполитов-Иванов написал музыку специально к полнометражному фильму «Купец Калашников» и короткометражному — «Стенька Разин». В годы 1909— 1912-й около трехсот короткометражных фильмов уже сопровождались специально для них заказанной музыкой. -35- В 1921—1923 годах появились законченные полнометражные фильмы, для которых специально написали музыку известные композиторы (Джордж Антейль, Дариус Мийо, Роже Дезормьер, Мариус Гайар и другие). Синхронизация этой музыки с визуальным процессом была еще неудовлетворительной, мелодии записывались на пластинки. В 1921 году появился фильм «Эльдорадо» с полной музыкальной обработкой М. Гайара; в 1924 году — «Нибелунги» (две серии) с музыкой Рихарда Вагнера, в обработке Г. Хуппертца; в 1924 году — «Механический балет» (Фернана Леже) с музыкой Джорджа Антейла; «Антракт» Рене Клера с музыкой Эрика Сати. «Бесчеловечная» с музыкой Дариуса Мийо; В 1925 году—«Броненосец «Потемкин» с музыкой Эдмунда Майзеля, далее фильмы с музыкой Г. Эйслера, А. Онеггера, Э. Тоха, Ж. Ибера; в 1929 году — «Новый Вавилон» с музыкой Д. Шостаковича, затем музыка к фильмам Пауля Хиндемита, Поля Уитмена, Жоржа Орика и многих других. Тот факт, что самые выдающиеся композиторы стали писать музыку для кино, неопровержимо доказывает, что звуковое кино сделалось новым видом искусства. Это произошло в тридцатых годах. -35- В биографических фильмах о великих композиторах (Бетховен, Шуберт, Шуман, Шопен, Глинка, Мусоргский, Верди, Гершвин и другие) мы наблюдаем часто злоупотребление в исполнении их музыки: в одних случаях она служит преимущественно фоном к различным сценам из жизни композитора и редко сама выступает на первый план; в других — произведения звучат в качестве иллюстрации отдельных сцен согласно замыслу кинорежиссера, но иногда в противоречии с замыслом композитора. -36- В тридцатые годы появился целый ряд авангардистских фильмов типа «Визуальных симфоний», «Танца геометрических фигур», кинематографических «Ритмов» или скомпонованных на основе готовых музыкальных произведений. Сюда, относятся фильмы Оскара Фишингера «Венгерские танцы» на музыку Брамса или «Менуэт» Моцарта, фильм Вальтера Руттмана на музыку «Ночных пьес» Шумана, фильмы Жермен Дюлак на музыку Дебюсси «Арабески», Александра Алексеева — на музыку Мусоргского «Ночь на Лысой горе», «Киносцены» на музыку Шёнберга, снятый Сергеем Эйзенштейном во Франции фильм «Сентиментальный вальс» на одноименную пьесу Чайковского и другие; «Фантазия» Диснея (на музыку отдельных пьес — Токкаты Баха d-moll, пьесы Дюка «Ученик чародея», отрывков из «Пасторальной симфонии» Бетховена, «Ночи на Лысой горе» Мусоргского и других) тоже должна быть причислена к фильмам, рожденным музыкальными произведениями, хотя и частично принадлежит также к жанру мультфильма. -37- В 1935 году появляются первые цветные абстрактные фильмы на готовую музыку (Colour-Box в Англии). В наши дни в их число вошли и опыты Мак-Ларена (Канада), польские «Кинеформы» (Урбанский и Павловский); на грани абстрактного искусства стоят многочисленные экспериментальные фильмы, снимаемые в самые последние годы парижскими авангардистами в области кино (студия Пьера Шеффера).
Есть у музыки и свои общепринятые условности, которые все время меняются. В фильме нам не мешают ни прерывность музыки, ни изменчивость ее исполнительских средств; она не кажется нам неуместной, если сопровождает бредущего по пустыне одинокого путника или звучит среди айсбергов Арктики. Нам не мешает, что порой она является частью изображаемой в фильме действительности, когда на экране играют и танцуют, а иногда звучит и выполняет понятные для нас драматургические задачи в таких местах, где она к этой действительности явно не принадлежит.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (864)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |