Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ



2015-11-23 1014 Обсуждений (0)
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




Физическое воспитание учащихся, имеющих отклонение в состоянии здоровья, проводится на протяжении всего периода их обучения в школе и осуществляется в следующих формах:

- учебные занятия по учебному расписанию;

- самостоятельные занятия в режиме учебного дня (вне учебного
расписания);

- утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза на
занятиях по другим дисциплинам, производственная физическая культура;

- массовые оздоровительные, физкультурные и туристские мероприятия, проводимые в свободное от учебных занятий время, на учебных практиках, во время зимних и летних каникул, в оздоровительно-спортивных лагерях, в походах.

Основной формой организации учебного процесса по физическому воспитанию для учащихся специального отделения являются учебные занятия, в процессе которых наряду с общеобразовательными задачами решаются задачи реабилитации, оздоровления и укрепления организма, повышения уровня физической и умственной работоспособности.

Учебные занятия с такими учащимися проводятся в течение всего периода их обучения в объеме 4 часов в неделю. В зависимости от местных условий (учебно-спортивная база, кадры и пр.) допускается различная периодичность занятий в недельном цикле - два занятия по 90 мин, три - по 60 мин, четыре - по 45 мин.

Физическое воспитание в школах не должно ограничиваться только учебными занятиями по расписанию. Оно должно включать в себя и неурочные формы занятий. Одной из традиционных форм неурочных форм занятий — утренняя гигиеническая гимнастика. Начиная заниматься утренней гимнастикой, необходимо соблюдать последовательность в выполнении упражнений — от простых к сложным.

В занятия следует включать упражнения на все мышечные группы, и в первую очередь на мышцы, отстающие в своем развитии. Количество упражнений в комплексе может быть разным (от 10 до 15), но учащиеся спецгрупп, начинающие впервые заниматься гигиенической гимнастикой, должны ограничиться минимальным количеством. Начинать и заканчивать комплекс следует дыхательными упражнениями, включающими грудное и брюшное дыхание. Серии упражнений надо выполнять для разных групп мышц рук, плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног, что позволяет постепенно увеличивать нагрузку на сердечно-сосудистую систему.

Комплекс упражнений желательно обновлять через 2—3 недели, а интенсивность рекомендуемых упражнений — постепенно повышать.

В самостоятельные занятия целесообразно включать специальные упражнения, направленные на устранение отклонений, вызванных определенными заболеваниями, например, корригирующие упражнения при нарушениях осанки и плоскостопии, при близорукости, упражнения, увеличивающие объем движений в суставах и позвоночнике после перенесенных травм и последствий заболеваний.

В зависимости от характера и степени отклонения в состоянии здоровья применяются только такие упражнения, которые не противопоказаны при основном и сопутствующих отклонениях.

В самостоятельные занятия могут включаться не только общеукрепляющие или специальные упражнения, имеющие терапевтическое значение упражнения, но и упражнения, способствующие воспитанию основных физических качеств. Дозированный бег, ходьба на лыжах, бег на коньках, плавание, езда на велосипеде, гребля используются для воспитания общей выносливости. Показатели эффективности самостоятельных занятий и контроля за состоянием здоровья необходимо заносить в дневник самоконтроля, отмечая в нем все изменения в самочувствии и данные объективного исследования (пульс, дыхание, динамометрия, жизненная емкость легких, вес, результаты проб и тестов).

Учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья, могут принимать участие в оздоровительных, массовых, физкультурных мероприятиях, исключая физические упражнения, противопоказанные для данного заболевания. Учащиеся, освобожденные на продолжительное время от практических занятий, могут принимать участие в массовых, физкультурных мероприятиях в качестве судей по спорту и инструкторов-общественников.

ПОСТРОЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Части занятия

В специальной учебной группе применяется общая схема построения занятия, т.е. занятие делится на вводно-подготовительную, основную и заключительную части. Однако соотношение этих частей по времени здесь иное, чем в подготовительной или основной группах, и изменяется по мере улучшения физического и функционального состояния занимающихся.

Во вводной части занятия после построения группы, рапорта дежурного студента, приветствия и объявления задач занятия проводится осмотр внешнего вида занимающихся, опрос самочувствия. В специальной учебной группе преподавателю особенно важно знать самочувствие учащихся накануне и перед занятием.

Исходя из главных задач (укрепление здоровья, ликвидации остаточных явлений после заболевания, развитие необходимых профессионально-прикладных навыков), которые решаются в течение всего курса обучения, на каждом занятии перед группой необходимо ставить конкретные задания данного занятия, с помощью которых решаются и

главные задачи. Число заданий обусловливается возможностями учащихся осваивать учебный материал и временем, которое отводится на их решение.

При планировании основной части рекомендуется руководствоваться следующими правилами:

новый материал изучать сразу после подготовительной части, пока занимающиеся не устали;

упражнения с относительно большой физической нагрузкой чередовать с упражнениями менее интенсивными;

если качество выполнения упражнения зависит от подвижности в суставах, следует предварительно проводить упражнения на гибкость;

для снижения утомления чередовать нагрузочные упражнения с упражнениями на расслабление и дыхательными упражнениями;

игры, вызывающие эмоциональное возбуждение, лучше проводить в конце основной части.

Конкретная продолжительность основной части занятия зависит от объема и интенсивности нагрузок, особенностей отклонений в состоянии здоровья занимающихся, времени года и учебного семестра.

В зависимости от поставленных задач основная часть занятия может носить учебный, тренировочный характер или характер активного отдыха.

В заключительной части занятия снижается функциональная активность организма. Поэтому здесь подбираются легко дозируемые упражнения и упражнения на расслабление мускулатуры. Последовательность наращивания нагрузки и усложнения упражнений, как и в других частях занятия, здесь должна базироваться на объективной оценке физического состояния занимающихся.

Плотность занятий

Показателями плотности занятия являются моторная и общая плотность занятия. Однако не следует переоценивать их значение: ведь главное - качество решения учебно-воспитательных задач, а это требует определенного времени на объяснение, демонстрацию и другие элементы содержания занятия, не связанные непосредственно с движением. Умение эффективно использовать время на объяснение, показ и выполнение упражнения — существенное условие методически рациональной организации занятия. Опытный преподаватель зачастую дает пояснения по ходу выполнения движений. Целесообразность такого приема зависит от сложности упражнений, подготовленности исполнителя. Вместе с тем необходимо помнить, что общая и моторная плотность не всегда является определяющими факторами эффективности занятий, так как они зависят от адекватности нагрузки уровню физической работоспособности каждого студента. Интервалы работы и отдыха на одном занятии у разных студентов будут различными в зависимости от тяжести заболевания и тренированности организма. Поэтому в специальной группе оптимизация учебного процесса возможна только при адекватном соотношении применяемых средств уровню физической работоспособности каждого учащегося. Такой подход обязывает дифференцировать выбор средств, объем и интенсивность нагрузки, программировать для каждого учащегося общую и моторную плотность индивидуально.



2015-11-23 1014 Обсуждений (0)
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1014)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)