Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Дополнительные методы исследования




В качестве дополнительных методов используются также: тестирование, опрос, сравнительные методы: близнецовый методü кросс-культурный методü сравнение нормы и патологииü

Тестирование как стандартизированный метод психологического исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок психологии и поведения человека, также используется в возрастной психологии наряду с другими методами. При использовании различных тестов в работе с детьми необходимо учитывать интересы и потребности ребенка. Для психодиагностики детей обычно используются специально адаптированные для работы с детьми определенного возраста тесты, аналогичные взрослым.

Опрос – метод сбора данных о психологических явлениях в процессе общения психолога с испытуемым. Основные виды опроса:

1. письменный (анкетирование),

2. устный (интервью).

Форма проведения опроса:

1. индивидуальная,

2. групповая. При использовании данного метода исследования могут возникать трудности, связанные с тем, что ребенок не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы. Так как система понятий, которой пользуются дети, существенно отличается от той, которую употребляют взрослые. При проведении опроса детей рекомендуется прежде всего убедиться, что ребенок правильно все понимает и только после этого интерпретировать и обсуждать его ответы.

Сравнительные методы Близнецовый метод – исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии ребенка.

Сравнение нормы и патологии– сравнение психического развития детей физически здоровых и детей, имеющих определенные отклонения.

Кросс-культурный метод – предполагает сравнение и выявление особенностей психического развития подрастающего поколения в различающихся культурах.

При проведении любого исследования используют научный метод. Его реализация включает 4 этапа:

1) Постановка проблемы исследования.

2) Формулировка гипотез относительно изучаемого явления

3) Проверка гипотезы, включающая: а) сбор данных; б) статистическую обработку данных; в) содержательную интерпретацию данных.

4) Формулировка выводов.

В возрастной психологии выделяют три основные стратегии проведения исследований с целью изучения изменений, происходящих с течением времени:

1. Метод продольных срезов (лонгитюдный план)

2. Метод поперечных срезов.

3. Комбинированный метод.

 

 

Первое обобщение проблематики психологии развития. Возникновение педологии, ее критика и значение для психологии развития.

 

Проблемы психологии возрастного развития. В соответствии с предметными областями исследований в возрастной психологии можно определить ее ключевые проблемные вопросы:

1. Проблема биологической средовой обусловленности психического развития человека.

2. Влияние стихийного и организованного обучения на воспитание и развитие детей.

3. Соотношение задатков и способностей.

4. Определение того, что больше влияет на развитие, эволюционные, революционные или ситуационные изменения.

5. Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.

 

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. Характеристика основных категорий возрастной психологии.

1.1. Категория развития в возрастной психологии

1.2. Категория обучения в возрастной психологии. 1.3. Воспитание как категория возрастной психологии.

2. Взаимосвязь категорий друг с другом.

3. Принципы возрастной психологии.

1. Характеристика основных категорий возрастной психологии 1.1. Развитие как одна из основных категорий возрастной психологии. Одна из основных категорий возрастной психологии – развитие.

Разделы психологии развития. Их разработанность и значение

Возрастная психология как самостоятельная область знания имеет свою структуру. Структура возрастной психологии:

Психология пренатального возраста,

Детская психология,

Психология взрослых,

геронтопсихология.

Наиболее разработанным разделом возрастной психологии является детская психология. Каждый из структурных разделов имеет собственное важное значение для развития возрастной психологии как научной и практической дисциплины. Возрастная психология занимает определенное место в системе общенаучного знания.

Существует 7 основных подходов к пониманию развития как изменения:

1) развитие как рост;

2) развитие как созревание;

3) развитие как совершенствование;

4) развитие как универсальное изменение;

5) развитие как качественное, структурное изменение;

6) развитие как количественно-качественное изменение;

7) развитие как изменение, влекущее за собой новые изменения.

Биологический аспект развития. Генотип– совокупность генов определенного организма, унаследованная им от родителей. Фенотип – совокупность всех внутренних и внешних признаков и свойств индивида, сформировавшихся на базе генотипа.

Говоря о процессе развития в соответствии с генетическим планом, пользуются термином созревание. Процесс созревания состоит из последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функционирования. Созревание происходит с разной скоростью. Каждый орган или способность имеет свою точку оптимальной зрелости. Термин рост указывает, как правило, на увеличение размеров, функциональных возможностей и сложности органа или организма в целом до точки оптимальной зрелости. Термин старение относится к биологическим изменениям, происходящим после прохождения точки оптимальной зрелости.

Социальный аспект развития Влияние среды может носить временный или постоянный характер. Средовые влияния могут задерживать или стимулировать процесс развития. Окружающая среда влияет на человеческое развитие через процессы научения и социализации. Научение– основной процесс, посредством которого среда вызывает устойчивые изменения в поведении. Оно происходит в результате в результате приобретения единичного личного опыта или выполнения серии упражнений. Социализация – это процесс, благодаря которому человек становится членом социальной группы (семьи, класса и.д.). Социализация включает усвоение всех установок, обычаев, жизненных ценностей, ролей конкретной социальной группы. Этот процесс продолжается всю жизнь. Социализация понимается как двухсторонний процесс. Процесс социализации продолжается на всех стадиях жизни.




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (999)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)