Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1. Значение культуры общения для профессионального становления личности



2015-11-23 1413 Обсуждений (0)
Тема 1. Значение культуры общения для профессионального становления личности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Вот тебе два дела — сделай хоть одно из них!

Коль прославиться делами хочешь пред людьми,

Или то, что сам ты знаешь, передай другим,

Или то, чего не знаешь, от других возьми!

 

Анвари, таджикский поэт

 

В словах классика таджикской поэзии Анвари отражено глав­ное назначение общения: передавать друг другу мысли, чувства, опыт, помогать друг другу жить, творить, преодолевать проблемы и преграды.

Общение — процесс взаимодействия и взаимосвязи общест­венных субъектов (классов, групп, личностей), в котором проис­ходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностя­ми, умениями, навыками, а также результатами деятельности.

«Философский энциклопедический словарь» характеризует об­щение как «одно из необходимых условий формирования и разви­тия общества и личности»[1]. В социологии общение трактуется как особая форма взаимодействия и самоактуализации.

Какое значение имеет культура общения для профессионального становления личности? Как она связана с профессиональной культурой специалиста? В чем причина возрастания значимости культуры общения в со­временных условиях?

Приоритетными компетентностями современного специалиста сегодня оказываются: поисковая активность, гибкость, мобильность, го­товность к принятию самостоятельных решений в ситуации вы­бора, потребность в самообразовании, готовность к саморазви­тию, культура общения.

Чтобы более подробно проанализировать связь культуры об­щения с профессиональным становлением личности, формирова­нием профессиональной культуры, рассмотрим, в чем проявляет­ся профессиональная культура специалиста.

В содержании профессиональной культуры выделяют три структурных блока: когнитивный (знания, умения, навыки); эмоционально-ценностный (отношение к труду, способность получать удовлетворение от удачно завершенной работы, чувство гордости за свою профессию); практически-деятельностный (характеризу­ет проявление культуры труда в познавательной и предметно- преобразующей деятельности; проявляется в самостоятельности, стремлении овладевать рациональными приемами труда, осваивать инновационные технологии, добиваться высоких показателей ре­зультатов труда).

Теперь посмотрим, какую роль играет коммуникативная культура (культура общения) в овладении этими компонентами (блоками) профессиональной культуры.

Когнитивный компонент предполагает, что в процессе про­фессионального обучения наряду с другими знаниями Вам необ­ходимы знания основ культуры делового общения; наряду с овла­дением профессиональными умениями важно приобрести опыт продуктивного взаимодействия с преподавателями, однокурсника­ми, руководителями практики в процессе лабораторных работ, проектной деятельности, производственной практики.

Эмоционально-ценностный компонент связан с Вашим убеж­дением в правильности профессионального выбора, с самоут­верждением в профессии, что проявляется в чувстве собственно­го достоинства, гордости за свою профессию, эмоциональном удовлетворении от межличностного общения, осознания своего продвижения в овладении профессией, избранной специальностью.

Практически-деятельностный компонент невозможен без на­копления опыта делового взаимодействия в практической профес­сиональной деятельности: опыт общения с работодателями при приеме на работу; культура взаимодействия с заведующим, масте­ром, бригадиром, другими руководителями и партнерами по сов­местной деятельности; опыт ведения деловой документации и т. п.

Кроме структурных блоков, определяющих культуру профес­сионала, можно вычленить содержательные особенности профес­сиональной культуры, которые становятся приоритетными с учетом особенностей исторического развития общества.

Так, на­пример, в 1930-е годы под влиянием индустриализации настоя­тельной потребностью в нашей стране стало обеспечение техни­ческой культуры участников общественного производства как условия продуктивности их профессиональной деятельности.

В условиях перехода к информационному обществу возра­стают требования к информационной культуре, умению исполь­зовать весь арсенал средств современных массовых коммуника­ций. Не случайно при приеме на работу одним из условий является степень владения соискателем информационными технологиями.

Культура общения профессионально значима для специали­стов тех областей деятельности, где общение лежит в основе вы­полнения функциональных обязанностей: педагогов, психологов, врачей, работников кадровых служб, социальной сферы, сферы отдыха и туризма. От умения найти верный тон, выбрать опти­мальную тактику общения зависит и выполнение профессиональ­ных функций, и нравственное благополучие общающихся. В этом случае культура общения связана с профессиональной этикой, имеющей свою специфику в каждой профессиональной сфере.

Таким образом, культура общения становится лично и обще­ственно значимой. Личности она позволяет создать свой имидж, благоприятно воздействующий на окружающих, сохранить чув­ство собственного достоинства, проявить внутреннюю культуру и доброжелательность, добиться успеха в решении лично значи­мых задач.

Общественная значимость культуры общения определяется тем, что от нее во многом зависят морально-психологический кли­мат в семье, образовательном учреждении, трудовом коллективе; продуктивность совместной профессиональной деятельности; пре­дупреждение влияния негативных факторов социальной среды на социализацию граждан; международный престиж нашей страны.

 


[1] Философский энциклопедический словарь. М., 1982. С. 447.



2015-11-23 1413 Обсуждений (0)
Тема 1. Значение культуры общения для профессионального становления личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1. Значение культуры общения для профессионального становления личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1413)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)