Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Ситуативно-деловое общение




Непосредственно-эмоциональное общение (Д. Б. Эльконин, М. И. Лисина) постепенно переходит в русло «делового сотрудничества», связанного с решением простейших задач — вместе поиграть с погремушкой,

подтолкнуть партнеру мячик и др. (рис. 5.5).

Младенец начинает испытывать потребность в оценке своего участия в «общем деле». Разумеется, он ждет именно положительной оценки, но она должна быть дана за конкретное совершенное им дело.

 

 

После полугода ребенок готов перейти к новой для себя ситуативно-деловой форме общения со взрослым, в связи с чем у него начинает проявляться потребность в деловом сотрудничестве. Взрослый становитсяинтересен не сам по себе, а потому, что у него есть разные предметы и онумеет что-то с ними делать.

При правильных методах воспитания непосредственное общение, характерное для начала младенчества, вскоре уступает место общению по поводу предметов, игрушек, которое перерастает затем в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый вводит ребенка в окружающий мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнять действия, направляя его движения. Он учит малыша правилам поведения и обращения с вещами, каждый раз озвучивая его действия.



До 3 лет для ситуативно-деловой формы общенияхарактерны потребности в сотрудничестве, деловые мотивы и предметно-действенные средства общения.

В такой форме общения:

1) ребенок овладевает предметными действиями, учится пользоваться бытовыми предметами (ложкой, расческой и др.), играть с игрушками, одеваться, умываться и т. д.;

2) ребенок проявляет активность и самостоятельность, становится независимым субъектом своей деятельности и самостоятельным партнером по общению;

3) ребенок начинает произносить первые слова, и чтобы получить желанный предмет, ему нужно назвать его, то есть произнести слово. Сам ребенок без побуждения со стороны взрослого говорить не начнет. Взрослый предлагает назвать тот или иной предмет, а малыш произносит вслед за ним новое слово.

 

Ребенок рано реагирует на речь взрослого:он затихает, прислушивается, когда с ним разговаривают (табл. 1).

 

 

Таблица 1

Развитие речи в младенческом возрасте

 

 

Стадия усложнения лепета продолжается до тех пор, пока дети не начнут самостоятельно употреблять свои первые слова, что обычно происходит к концу их первого года жизни. К этому времени они осваивают звуки языка и могут воспроизводить их по собственному усмотрению. Только тогда можно сказать, что основа языка заложена и начинается его усвоение. Часто мимика и жестикуляция (мимический язык) заменяют ребенку еще отсутствующую звуковую речь. Использование мимики человеком, разговаривающим с ребенком, способствует пониманию малышом многих непонятных ему слов. Кроме того, при общении ребенка со

взрослым большую роль играют жесты (табл. 2).

Хотя жесты нередко и являются очень выразительными и достаточными для понимания, но ребенку, для того чтобы быть правильно понятым, все же лучше использовать речевые средства. Взрослый должен побуждать ребенка называть свои желания словами, для того чтобы у малыша правильно сформировалась собственная активная речь.

 

Таблица 5.2

Язык жестов в младенческом возрасте

 

 

 




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1020)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)