Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современная налоговая система России



2015-11-20 829 Обсуждений (0)
Современная налоговая система России 0.00 из 5.00 0 оценок




Современная налоговая система России сложилась в основном на рубеже 1991-1992 годов, в период кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране - все это непосредственно повлияло на ее становление.

Основу российской налоговой модели 1992 года составили две пары налогов, удельный вес которых в доходах государственного бюджета стал подавляющим. Первая пара налогов была привязана к доходу (прибыли), получаемому юридическими и физическими лицами в процессе их трудовой и предпринимательской деятельности, а вторая - к выручке от реализации продукции и услуг, т.е. обороту.

Важнейшим элементом налоговой системы стал новый для России налог - НДС, который вместе с акцизами заменил налог с оборота и налог с продаж. Последствием этого стало явное преобладание косвенных налогов над прямыми. Введение в действие системы косвенных платежей (НДС и акцизов) преследовало цель создания реальных условий для финансового оздоровления экономики за счет пропорционального увеличения налоговых поступлений в зависимости от изменения уровня цен, а также решения задач повышения доходной части бюджета, тем более что первоначально ставка налога была установлена в 28 %. Однако в условиях либерализации цен новый российский налог вызвал удорожание потребительских товаров и услуг и выполнял чисто фискальные функции.

Следует отметить, что в вопросах распределения налогов между бюджетами различных уровней и контроля за их установлением по-прежнему ведущее место занимают интересы федерального бюджета.

Существенным недостатком налоговой системы России признаются ее нестабильность и неурегулированность. Законы о введении нового режима н/о зачастую принимаются или изменяются в течение финансового года. Отсутствие нормативного регулирования вновь возникающих отношений приводит к тому, что существующая ниша заполняется различными подзаконными актами, разъяснениями и толкованиями налоговых органов и судебной практикой.

Среди форм и методов налогового контроля преобладают камеральные, выездные и встречные проверки. Система компьютеризованного учета и контроля налогоплательщиков и объектов н/о на основе обмена данными государственных органов и обязанных лиц только формируется. В настоящее время создана глобальная система персонального налогового учета всех физических лиц, проживающих, получающих доходы и имеющих иные объекты н/о на территории России.

При рассмотрении вопроса о системе налогов РФ необходимо обратиться непосредственно к ст. 12 НК, которая предусматривает следующие виды налогов, взимаемых на территории России:

• федеральные налоги;

• налоги республик, находящихся в составе РФ, и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов;

• местные налоги.

Данная трехуровневая система присуща практически всем государствам, имеющим федеративное устройство.

Организационные принципы российской налоговой системы

К организационным принципам российской налоговой системы относятся положения, в соответствии с которыми осуществляется ее построение и структурное взаимодействие. Кроме того, организационные принципы налоговой системы обуславливают основные направления ее развития и управления.

В настоящее время налоговой системе России соответствуют следующие организационные принципы:

- принцип единства;

- принцип подвижности (эластичности);

- принцип стабильности;

- принцип множественности налогов;

- принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.

Принцип единства налоговой системы

Единство финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплены в ряде статей Конституции РФ, согласно которым Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Это положение развивает одну их основ конституционного строя России - принцип единства экономического пространства (ст. 8 Конституции), означающий в том числе, что на территории России не допускается установление таможенных границ, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции).

Кроме того, принцип единства налоговой системы обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов. Налоговые органы в субъектах федерации являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а не органами этих субъектов.

Принцип подвижности (эластичности)

Принцип подвижности гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы м/б оперативно измене­ны в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства. По мере изменения общественно-политической и экономической ситуации государство должно иметь возможность адаптироваться и адекватно реагировать на новые экономические и политические условия.

Принцип стабильности

Согласно принципу стабильности, налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Во многих зарубежных странах с давних пор сложилась нормотворческая практика, согласно которой любые изменения и дополнения налоговых законов могут вступать в силу только с начала нового финансового года. Именно такое правило установили в налоговой системе России.

Принцип множественности налогов

Данный принцип включает в себя несколько аспектов, важнейшим из которых выступает то, что налоговая система государства д/б основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинации различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.

Другим аспектом этого принципа выступает недопустимость «бюджета одного налога», поскольку при неожиданном изменении экономической или политической ситуации доходная часть бюджета может просто не состояться.

Единое экономическое пространство России предопределяет политику Российского государства на унификацию налоговых изъятий. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Данный принцип означает ограничение по введению дополнительных налогов и обязательных платежей, а также запрет на повышение ставок налоговых платежей.

Кроме того, этот принцип составляет основу разграничения полномочий в налоговой сфере.

 

15. Налоговый учет: понятие, цели, модели.

Впервые понятие "налоговый учет" в законодательстве появилось с момента введения в действие Главы 25 Налогового кодекса (налог на прибыль), то есть с 1 января 2002 года. В статье 313 НК РФ указывается, что налогоплательщики должны исчислять налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.



2015-11-20 829 Обсуждений (0)
Современная налоговая система России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современная налоговая система России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (829)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)