Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обобщающие произведения 16 века: Степенная книга, Никоновская летопись, «Домострой» (глава «О мирском строении»)



2015-11-23 1930 Обсуждений (0)
Обобщающие произведения 16 века: Степенная книга, Никоновская летопись, «Домострой» (глава «О мирском строении») 0.00 из 5.00 0 оценок




Около половины 16 века на московской почве начинает возникать ряд крупных по своим размерам лит. предприятий, ставящих себе задачей, путём подведения итогов прошлого с точки зрения официальной идеологии, во-первых, окружить ореолом это прошлое, во-вторых, показать непрерывность и преемственность культурно-политического и церковно-религиозного процесса. Появляется летописные своды, ставящие себе цель осветить историю некогда политически самостоятельных, а ныне объединённых под Москвой, русских земель как органическое преддверие к истории единого Русского государства. Одним из самых важных летописных сводов является Никоновская летопись, связанная с именем патриарха Никона. Русское государство рассматривается как вотчина московских государей, единоличных распорядителей и владельцев русской земли. Сухие фактические известия здесь прерываются обширными статьями, написанными в приподнято-торжественном стиле.

«Степенная книга» (1563 г.) составлена по инициативе митрополита Макария монахом Афанасием, преемником Макария на митрополичьей кафедре. Как и другие обобщающие литератруные предприятия, возникшие на московской почве в 16 веке, «Степенная книга» отразила борьбу служилого дворянства с боярской оппозицией за упрочение централизованного русского государства. Располагался материал по степеням великокняжеских колен и излагался в риторически-торжественном стиле. Использовав преимущественно наличную летописную литературу и её протографы и позаимствовав из неё ряд фактов чисто исторического характера, а также литературу агиографическую и устные легенды, «Степенная книга» так стилистически разукрасила свой материал, что в результате получился сплошной, очень высокопарный панегирик во славу русских государей вплоть до Ивана Грозного. Выспренний стиль распространяется на всех князей, даже не канонизированных.

«Степенная книга» поставила себе задачу путём связного и систематического изложения истории русского государства до предела возвеличить и прославить историческое прошлое и настоящее Московской Руси.

В тесной связи с рассмотренными памятниками русской официальной литературы 16 века стоят и внелитературные предприятия такие, как «Домострой», насквозь проникнутый такой же официальной идеологией. «Домострой» ставил себе целью до мелочей регламентировать поведение человека в сферах религиозной, гос.-общественной, семейной. «Домострой» очерчивает положительный религиозный, нравственный и бытовой уклад, которым должна руководиться семья, возглавляемая домовладыкой, отцом и мужем. Для понимания идейной атмосферы, в которой возникали многие основоположные произведения русской литературы не только 16, но и частично 17 века, знакомство с «Домостроем» даёт особенно обильный материал. «Домострой» очень полно отразил в себе тот круг идей, норм и положений, который выработала Москва, мыслившая себя средоточием православной святыни и хранительницей высших бытовых и политических ценностей, а также выразил идеальные требования, какие официальная идеология предъявляла к семейному укладу. Большое значение имеет «Домострой» и как объективная картина быта состоятельной русской семьи. Написан «Домострой» в большой своей части живым русским языком, почти без примесей церковнославянизмов.

Повести Смутного времени

КРАТКИЙ ВАРИАНТ

Бунтарский век: бунты, восстания, крестьянская война. В конце 16 века Россия пережила голод.

1601-1603 гг. - голод

1605 год - смерть Бориса Годунова

Руси в это время угрожает польско-шведская интервенция.

Россию спасает народное ополчение под руководством Минина и Пожарского.

На престол земством был избран Михаил Романов. С 1613 года начинается династия Романовых.

Смута. Развитие публицистики. Авраамий Палицын.

События смуты способствовали «обмирщению» литературы. Приходит светская тематика. Появляется много произведений, вышедших из городских слоёв населения.

Усиливается влияние фольклора. Внимание к человеку и к окружающей его среде. Реалии быта.

Новые герои, новый стиль, новая тематика и новые жанры.

Литература делится на:

Демократическую

Господствующего класса

«Повесть об Азовском осадном сидении», «Житие протопопа Аввакума» - одни из ярчайших произведений того времени.

Жанр бытовой повести:

добрый молодец, без роду без племени

мелкий дворянин

купеческий сын

интрига, занимательность сюжета

авторы чаще всего безымянны

«Повесть о горе и злосчастии» - яркий пример бытовой повести.

Появляется сатира, тематика: социальное неравенство.

«Сказка о голом и небогатом человеке». - Сатира, направленная против взяточников суде.

«Повесть о Шемякином суде». «Повесть о Ерше Ершовиче» - сатира на духовенство.

Появляются вирши, первое стихотворство.

Симеон Полоцкий - принесший на Русь силлабическую систему стихосложения.

 

ДЛИННАЯ ВЕРСИЯ

Конец XVI и начало XVII в. в истории Руси ознаменовались бурными историческими событиями («Смута», тяжелое положение крестьянства, экономический кризис).

Со второй половины XVII в. в русской литературе появляются светские жанры и распространяются – историческая и бытовая повесть, сатира, возникает театр, зарождается русская драматургия. В читательский обиход входит западная повествовательная литература, рыцарский роман с любовной тематикой, забавная новелла, шуточный рассказ (анекдот).

Широкий доступ получает народная поэзия. Возникают первые записи произведений устно-поэтического творчества. Создаются песни, в которых сказывается оппозиционное отношение крестьянских масс к господствующим классам.

В области исторической литературы в первые же годы XVII в. мы наблюдаем очень существенный сдвиг. На смену Хронографа 1512 г. является новая, вторая редакция Хронографа, относящаяся к 1617 г. Третья редакция «Хронографа» - 1620 г. Новый «Хронограф» пополнен сведениями из западно-европейской истории.

Один из наиболее популярных литературных жанров Московской Руси XV-XVI вв. – житийный. В стиле традиционного «добрословия» и абстрактного панегирика, пишутся жития в продолжение всего XVII в. Чем дальше шло время в глубь 17 в., тем чаще житие наполнялось конкретным, реальным биографическим материалом – отказ от шаблонных норм, проявление внимания к индивидуальным особенностям жизни.

В отдельных русских житиях мы наблюдаем характерные особенности повествовательного жанра и семейной хроники (житие Юлиании Лазаревской) или превращение их в автобиографию, изложенную живым разговорным языком и заключавшую в себе реальные подробности в описании судьбы героя жития и окружающего его быта (житие протопопа Аввакума).

Русский литературный язык XVII в. характеризуется сложным и противоречивым процессом своего развития, обусловленным взаимодействием и борьбой социальных сил, принимавших активное участие в языковом строительстве в ту пору. Консервативные церковные круги и часть боярской знати продолжали культивировать разукрашенный витийственным «добрословием» торжественный стиль, опиравшийся на архаические церковно-славянские нормы. В русский язык проникала западноевропейская, латинская и польская лексика, частично обогащая словарный состав русского языка.

Русский литературный язык идет навстречу решительному сближению с живым народным языком, с просторечием и деловым приказным языком.

Своеобразное соединение старой церковно-славянской традиции с живым просторечием мы наблюдаем в произведениях старообрядческой литературы, особенно в сочинениях протопопа Аввакума. Эти произведения адресовались к самой широкой и самой пестрой в культурном отношении аудитории приверженцев «старой веры» и старого обряда.

 

Из Кускова:

 

В XVII в. Формируется новый демократический читатель и отвечающий его запросам писатель. В литературе трансформируются, демократизируются традиционные жанры исторической повести, жития. Они «обмирщаются». В них усиливается занимательность, появляется интерес к быту, к частной личной жизни человека. В них появляется новый герой, вступающий в активную борьбу за свои убеждения – веру, стремящийся строить свою жизнь по своей воле, пытающийся утвердить свое право на свободу чувств.

Появляется демократическая сатира, осмеивающая существенные стороны жизни: социальное неравенство, продажность, взяточничество и крючкотворство судей, ханжество и лицемерие монахов и духовенства, государственную систему спаивания народа в «царевых кабаках».

Изменяется характер переводной литературы, ориентирующейся теперь на Запад (литературу позднего Средневековья и раннего Возрождения).

Во второй половине XVII века возникает придворный и школьный театры, виршевая поэзия, культивирующая стиль барокко, который становится характерным направлением русской придворной культуры и литературы.



2015-11-23 1930 Обсуждений (0)
Обобщающие произведения 16 века: Степенная книга, Никоновская летопись, «Домострой» (глава «О мирском строении») 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обобщающие произведения 16 века: Степенная книга, Никоновская летопись, «Домострой» (глава «О мирском строении»)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1930)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)