Характер экономических отношений в сфере культуры
Понятие экономических отношений и культуры. 1. 1. 1. Экономические отношения — отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг. /. 1. 2. Понятие культуры. Слово "культура" в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. В современной науке слово "культура" используется в трех основных значениях: 1. В широком смысле — как всеохватывающее явление и процесс, 2. В узком смысле — как совокупность отраслей духовного произ 3. В отраслевом смысле — как отрасль национальной экономя- В настоящем пособии имеется в виду, главным образом, третье, отраслевое измерение этого понятия. 1. 1. 3. Взаимноевлияние экономики и культуры. Развитие экономики определяет уровень финансового и материально-технического обеспечения культуры. Культура влияет на экономику через совершенствование интеллектуального и образовательного потенциала людей, занятых в сфере материального производства. Характер экономических отношений в сфере культуры. 70-е годы XX века — дискуссия о характере экономических отношений в культуре. Точки зрения: 1) экономических отношений в этой сфере быть не может, так как она не производит материальных благ (преобладающая); 1 См. Воронова Е. Н. Экономика культуры: Учебное пособие для менеджеров. Рязань, 1997. С. 90. 2) в сфере культуры складываются экономические отношения, но они "второсортные". Об экономических отношениях можно говорить лишь постольку, поскольку в культуре потребляется продукт, созданный в материальном производстве. Рубеж 80-х — 90-х годов — поиск новых экономических механизмов в культуре. С начала 90-х годов — развитие рыночных отношений, затронувших и сферу культуры. Обоснование роли государства в новых экономических условиях. В настоящее время общепризнанно, что в процессе культурной деятельности складываются полноценные экономические отношения, связанные с сохранением, созданием, распространением и освоением культурных ценностей, предоставлением культурных благ. Специфика экономических отношений в культуре: — выделяется стадия сохранения в связи с тем, что здесь накап — речь идет о создании, распространении и потреблении куль Понятия культурных благ и культурных ценностей даны в ст. 3 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Культурные блага — условия и услуги, предоставляемые организациями и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей. Создателями культурных ценностей и культурных благ могут быть: — так называемые "свободные художники", физические лица, — институционально-оформленные структуры: организации (юри Субъекты, с которыми вступают в экономические отношения организации культуры: — потребители (индивидуальные и организованные); — учредители (уполномоченные органы государственной власти и — властные структуры (за исключением учредителей — уполно — спонсоры и благотворители; — другие организации. Инфраструктура культурной деятельности — взаимосвязанный комплекс направлений деятельности и механизмов, обеспечивающий взаимодействие участников культурной деятельности (кассы, специализированные магазины, мастерские, театральная биржа, продюсерские центры и др.) 1. 3. Формирование системы экономических категорий культурной деятельности в трудах представителей различных научных школ2. Экономические категории культурной деятельности начали рассматриваться в работах представителей французской (Ж.-Б. Сэй, К. Гарнье), шведской (К. Виксель, Э. Линдаль), английской (А. Смит, Д. Кейнс, Дж. Рескин) и других научных школ. В России первые работы в области экономики культуры появились в конце XIX и начале XX столетия (В. П. Погожев (1908 г.), В. А. Теляковский (1926 г.). В работе американских экономистов У. Баумоля и У. Боуэна "Исполнительское искусство: экономическая дилемма" (1966) впервые серьезно поставлена одна из основных проблем экономики культуры — опережающий рост цен на факторы производства по отношению к ценам на культурные услуги — получившая название "Болезнь Баумоля" или "Болезнь цен". Это послужило обоснованием необходимости государственной и общественной поддержки исполнительского искусства. 2 Данный вопрос освещен в работе: Глаголев А. И. Два века науки об экономике культуры (1776-1976) // Экономические отношения в художественной культуре. М., 1991. С. 131-163. Французский культуролог А. Моль в труде "Социодинамика культуры" (1967) наметил общую теорию социокультурного цикла, напоминающего систему экономического товарооборота, и затронул важнейшие экономические категории культурной деятельности: товары, стоимость, себестоимость, цена, прибыль, рынок и некоторые другие. Социокультурный цикл Моль изображает в виде взаимодействия творцов и потребителей на рынке интеллектуальной продукции. Участниками этого взаимодействия у него выступают творцы, микросреда (коллеги, критики), средства массовых коммуникаций, макросфера (просвещенные потребители) и широкие народные массы. Эту общую теоретическую схему Моль интерпретирует для разных видов культурной деятельности. В центр своего исследования Моль ставит категорию "сообщения" (знака), которую рассматривает как коммуникационный товар и применяет к нему понятие стоимости и цены. Серьезное исследование проблем экономики культуры в России началось в 70-е годы XX века. Появились труды, в которых культура рассматривается как активный элемент экономической системы. Труды Э. М. Агабабьяна, Г. Г. Дадамяна, Д. И. Правдина, В. М. Рутгайзера, М. В. Солодкова. Работы А. И. Дымниковой, Г. П. Иванова, А. Я. Рубинштейна, Б. Ю. Сорочкина, С. В. Шишкина и других авторов посвящены экономике культуры на современном этапе.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1964)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |