| Код раз-дела
| Код контро-лиру-емого элемента
|
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменуемой работы
| |
|
|
| Биология как наука. Методы биологии
| |
| 1.1
| Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
| |
|
|
| Признаки живых организмов
| |
| 2.1
| Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.
Вирусы – неклеточные формы жизни.
| |
| 2.2
| Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов.
Приемывыращиванияиразмножениярастенийидомашнихживотных,уходазаними.
| |
|
|
| Система, многообразие и эволюция живой природы
| |
| 3.1
| Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии–возбудители заболеваний растений, животных, человека.
| |
| 3.2
| Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.
| |
| 3.3
| Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности.
| |
| 3.4
| Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности.
| |
| 3.5
| Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
| |
|
| Человек и его здоровье
|
4.1
| Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.
|
4.2
| Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны.
|
4.3
| Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.
|
4.4
| Дыхание. Система дыхания
|
4.5
| Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет
|
4.6
| Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.
|
4.7
| Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.
|
4.8
| Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.
|
4.9
| Покровы тела и их функции.
|
4.10
| Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека.Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
|
4.11
| Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.
|
4.12
| Органы чувств, их роль в жизни человека.
|
4.13
| Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
|
4.14
| Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждениеинфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха.
|
4.15
| Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.
|
| Взаимосвязи организмов и окружающей среды.
|
5.1
| Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.
|
5.2
| Экосистемная организация живой природы. Роль производителей,потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем.
|
5.3
| Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
|
| | | | | | |