Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задания для семинарского занятия



2015-11-23 1589 Обсуждений (0)
Задания для семинарского занятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 3. Граждане как субъекты административного права. Права и обязанности граждан в условиях паспортного режима.

Вопросы к теме:

1. Виды индивидуальных субъектов. Конституционные основы административно-правового статуса граждан.

2. Права и обязанности граждан во взаимоотношениях с исполнительной властью.

3. Способы защиты прав граждан. Административно-правовая охрана личности. Обращения граждан.

4. Деятельность уполномоченного по правам человека Российской Федерации.

5. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства.

6. Понятие, содержание, цели, правовая основа паспортного режима.

7. Обязанность гражданина РФ иметь паспорт.

8. Обязанность гражданина соблюдать правила регистрационного учета по месту проживания.

9. Право гражданина на получение заграничного паспорта.

Доклад:Уполномоченный по правам человека (по ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека РФ»).

Задания для семинарского занятия.

1. Составить специальную административную жалобу по следующей ситуации.

«1 марта 2013 года управляющий транспортным средством Иванов И.И. был остановлен инспектором ДПС ГИБДД УМВД РФ по Ульяновской области Никитиным и на Иванова был наложен арест на 15 суток по ч.2 ст. 12.7. КоАП РФ. Такое наказание было наложено в связи с тем, что 20.10.2011 года Иванов постановлением мирового судьи был лишен права управления транспортным средством сроком на 1 год 4 месяца.

2. Решить задачи.

1) Закон г. Москва установил, что граждане РФ, пребывающие на жительство в г. Москву на жилую площадь, принадлежащую им на праве собственности, уплачивают сбор в размере 50 000 рублей. Как следствие – Постановлением Правительства Москвы было установлено, что регистрации в г. Москва подлежат лишь граждане, уплатившие соответствующий сбор.

Дайте юридический анализ.

2) Освободившийся из мест лишения свободы Федотов, ранее проживавший в г. Курск, прибыл на постоянное место жительства в г. Орел к своей матери. Федотов обратился в ФМС с просьбой о постановке на регистрационный учет. В регистрации было отказано, т.к. Федотов не проживал с матерью до осуждения.

Дайте юридический анализ.

3) Сизова проживала в г. Екатеринбург в двухкомнатной квартире вместе с матерью и тетей. После смерти матери отношения с тетей осложнились, особенно после того, как Сизова сообщила, что 15 мая вступает в брак. После этого пропал паспорт. Тетка спрятала паспорт. 10 мая Сизова обратилась в полицию. Участковый 12 мая побеседовал с тетей, которая обещала вернуть паспорт. Прошел месяц, паспорт возвращен не был. Сизова обратилась в ФМС с просьбой выдать ей новый паспорт. Ей отказали. Дайте юридический анализ ситуации.

4) Гуляев, проживавший в г. Великий Новгород, переехал на постоянное место жительства в Нижний Новгород к сестре, имеющей 2-х комнатную квартиру площадью 30 кв.м. Через неделю отдал паспорт в ФМС на регистрацию, но ему отказали, так как размер жилой площади мал. Гуляев обратился в суд. Дайте юридический анализ ситуации.

5) Гражданин Швеции Нильсон, как транзитный пассажир, сделал остановку в Шереметьево-2, где у него похитили чемодан с ценными книгами. В ОВД ему пообещали провести срочное расследование и через несколько дней вернуть книги, в связи с чем он увеличил время пребывания в Москве на 3 дня. Установив этот факт, должностные лица ФМС выдворили его из России. Узнав через 2 недели, что его вещи найдены, Нильсон обратился в МИД РФ с просьбой предоставить ему визу на въезд, но ему отказали по причине совершенного в РФ правонарушения, без указания в отказе срока действия этого ограничения. Какие нарушения допущены сторонами?

6) 21 сентября гражданка Кудреватых обратилась в ОВД с заявлением о получении разрешения на приобретение гладкоствольного охотничьего ружья. В тот же день в ОВД поступила жалоба от соседки Кудреватых, где сообщалось, что в ночь с 20 на 21 сентября в квартире Кудреватых до двух часов ночи громко играла музыка, раздавались крики и нецензурная брань. На основании жалобы Кудреватых было отказано в выдаче разрешения. Правомерны ли действия работников полиции?

7) Выпускник Энергетической академии Лампов, не найдя работы по специальности, обратился в службу занятости для признания его безработным. В течение 4 дней ему было предложено 3 варианта работы по его специальности. Все варианты по субъективным причинам его не устроили. В связи с этим в признании безработным ему было отказано. Лампов обратился с жалобой в суд. Каково будет решение суда?

 

Виды индивидуальных субъектов. Конституционные основы административно-правового статуса граждан.

К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства (должностные лица и предприниматели являются специфическими индивидуальными субъектами).

Коллективные субъекты — различного рода объединения граждан. Коллективные субъекты подразделяются на государственные и негосударственные организации.

Государственные организации — это органы исполнительной власти государственного управления, предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.д.).

Негосударственные организации — это общественные объединения (партии, союзы, общественные движения), трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие структуры, частные предприятия и учреждения. Вышесказанное позволяет выделить разновидности субъектов:

Граждане.

Иностранцы.

Лица без гражданства.

Президент РФ.

Президенты субъектов РФ.

Федеральные органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов РФ.

Федеральные государственные служащие.

Муниципальные служащие.

Государственные предприятия, учреждения, организации.

Негосударственные предприятия, учреждения.

Органы местного самоуправления.

Муниципальные предприятия, учреждения.

Общественные организации, объединения.

Религиозные объединения.

Совместные и иностранные учреждения, предприятия, организации.

Административно-правовой статус граждан в РФ определяется Конституцией РФ, конституциями субъектов РФ, текущим административным законодательством. Административно-правовой статус — это совокупность прав и обязанность граждан обеспечиваемых и гарантируемых административным правом. Выделяется правовой статус гражданина, человека и личности.

Правовой статус гражданина многогранен и многоаспектен. Можно говорить о конституционно-правовом, административно-правовом, гражданско-правовом, трудовом, экологическом, нало­говом, таможенном и иных аспектах статуса гражданина.

Основы статуса гражданина, в том числе его административно-правовая часть, заложены в Конституции Российской Федерации.

Статья 2 Конституции Российской Федерации провозглаша­ет, что человек, его права и свободы являются высшей ценнос­тью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина —- обязанность государства.

Более подробно и детально правовой статус человека и граж­данина (конституционно-правовой, гражданско-правовой, админи­стративно-правовой, уголовно-правовой и другие аспекты) рас­крывается и регламентируется во второй главе Конституции.

Вначале рассмотрим административно-правовой статус граж­данина в том объеме и части, в которых Они регламентированы в Конституции Российской Федерации.

Это в первую очередь — ст.17 ч.2, в которой говорится о неотчуждаемости прав и свобод человека и принадлежности их каждому от рождения.

Для выявления и регламентации административно-правового положения человека и гражданина первостепенное значение име­ют конституционные положения и нормы о равных правах и сво­бодах мужчины и женщины и равных возможностях для их реали­зации; о праве на свободу и личную неприкосновенность: арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов; каж­дый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграф­ных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается толь­ко на основании судебного решения; каждый, кто законно нахо­дится на территории Российской Федерации, имеет право свобод­но передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Данные и другие положения и нормы тесно связаны друг с другом.Однако в Конституции Российской Федерации имеются поло­жения и нормы, носящие выраженный административно-право­вой аспект. Это право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представите­лей; граждане Российской Федерации имеют равный доступ к го­сударственной службе; право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государствен­ные органы и органы местного самоуправления; каждый имеет право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образо­вание в государственном или муниципальном образовательном, учреждении и на предприятии; решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправле­ния, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы для возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, и ряд других. Это, например, такие обязан­ности: сохранение природы и окружающей среды, бережнее от­ношение к природным богатствам; защита Отечества — долг и обязанность гражданина Российской Федерации; несение военной службы в соответствии с федеральным законом; обязанность каж­дого уплачивать законно установленные налоги и сборы.

 

Права и обязанности граждан во взаимоотношениях с исполнительной властью.

Все права изначально можно разделить на 2 группы: статутные (постоянные, которые реализуются лицами вне зависимости от сферы деятельности) и права, адекватные тем сферам, в которых они реализуются. Выделяют личные, экономические, социально-культурные, политические права. Непосредственно во взаимодействии и ИВ реализуются:

1) право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;

2) право избирать и быть избранным;

3) право на объединение;

4) право проводить собрания, митинги, шествия и т.д.;

5) право на обращение в органы ГВ и МСУ;

6) право на свободу и личную неприкосновенность;

7) право на неприкосновенность жилища;

8) право на свободу передвижения;

9) право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов ГВ и их должностными лицами.

 

В административном праве существуют 4 основные обязанности:

1) соблюдать закон;

2) сохранять природу;

3) платить налоги;

4) воинская обязанность.

 

В законе – 2 вида гарантий соблюдения прав и свобод: судебные и внесудебные. Ст. 42 и ст. 46 Конституции РФ предоставляют право обратиться за защитой нарушенного права в соответствующий суд. Статус судебной власти выдвигает судебные гарантии на 1 место.

Органы ГВ, МСУ и их д/л являются организациями, призванными осуществлять внесудебные гарантии. Они должны действовать по 2м направлениям:

1) осуществлять условия для свободной реализации прав и свобод;

2) разрешать конкретные имущественные дела, которые возникли по инициативе граждан.

В качестве несудебной гарантии в РФ действует уполномоченный по правам человека.

 

Понятие, содержание, цели, правовая основа паспортного режима

Паспортная система – совокупность урегулированных правом общественных отношений, возникающих преимущественно между органами внутренних дел и гражданами в связи с выдачей гражданам паспортов (видов на жительство) и регистрационным учетом граждан по месту жительства и месту пребывания.

Главными субъектами этих правоотношений являются граждане и органы внутренних дел. Но определенное участие в них принимают военкоматы, органы ЗАГСа, медицинские учреждения, принимающие участие в заполнении паспортов, а также жилищно-коммунальные и иные организации, занимающиеся регистрационным учетом граждан.

Паспортная система включает в себя права, обязанности названных субъектов и возникающие при их реализации отношения по поводу:

• заполнения и выдачи паспортов гражданам России;

• выдачи иностранцам видов на жительство;

• регистрации граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства или временного проживания в России;

• выдачи гражданам заграничных паспортов;

• контроля за соблюдением паспортного режима.

В настоящее время паспортизация и регистрация граждан решает четыре главные задачи:

1. Обеспечить граждан основным документом, который позволяет им осуществлять многие важные права (на свободу передвижения, вступление в брак, открытие банковских счетов, получение лицензий, поступление в вуз, на государственную службу, участие в голосовании, использование авиационного и железнодорожного транспорта и т. д.).

По российскому праву многие права и даже обязанности могут быть реализованы гражданами только при наличии у них паспорта или иного основного документа, позволяющего идентифицировать личность. Паспорт позволяет проверить истинность сведений о гражданине, которые он сам о себе сообщает, а также тех, которые содержатся в других источниках информации. Идентификация личности необходима, когда предоставляются или используются важные права (вступление в брак, прием на работу и т. д.).

2. Обеспечить учет граждан: воинский учет, статистический учет процессов миграции, учет численности и состава проживающего на определенной территории населения (для образования избирательных округов и проч.).

3. Способствовать борьбе с преступностью, в частности, розыску лиц, скрывающихся от правосудия, от уплаты алиментов, учету лиц, прибывших из мест лишения свободы, и т. п.

4. Способствовать рациональному размещению населения на территории страны: предотвращению перенаселения курортных мест, крупных городов, нарушений санитарных правил при заселении жилых помещений, обеспечению безопасности при заселении местностей с особыми административными режимами. Экономические и иные средства косвенного воздействия на выбор гражданами места проживания пока еще не обеспечивают рационального расселения населения. И регистрационный учет в определенной степени используется как средство прямого административного воздействия на процесс миграции.

Решение названных задач обеспечивает выполнение двуединой цели паспортного режима: создание условий, благоприятствующих осуществлению гражданами своих прав, а также – способствующих выполнению их обязанностей, обеспечению безопасности граждан, общества, государства.

Правовой основой паспортной системы являются Федеральные законы «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О гражданстве Российской Федерации», Указ Президента России «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», утвержденные Правительством «Положение о паспорте гражданина Российской Федерации», «Положение о паспорте моряка», «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета», ряд приказов и инструкций МВД. Вопросы выдачи основного документа иностранным гражданам и лицам без гражданства, их регистрации регулируются еще и актами СССР, и актами субъектов Федерации.

Система названных актов закрепляет в России паспортный режим, то есть совокупность правил паспортизации и регистрации граждан, правовую основу паспортной системы. Для ее существования необходимы также организационные (система компетентных органов, служб, организаций), материально-технические условия и деятельность субъектов во исполнение соответствующих правил.

Паспортный режим – часть общего административного режима страны, поскольку его правила распространяются на всех граждан, он не связан с какими-то особыми обстоятельствами. В отличие, например, от таких специальных административно-правовых режимов, как режимы закрытого административно-территориального образования, чрезвычайного положения, пограничной зоны.

В решении вопросов реализации гражданами России права на свободу передвижения большую роль играют многочисленные постановления, определения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, других судов. В этой главе приведены некоторые из них. Использованные в главе судебные правоположения свидетельствуют о том, что суды решительно выступают против любых необоснованных ограничений этого конституционного права не только подзаконными актами, но и федеральными законами и законами субъектов Федерации. Судебная практика в немалой степени способствует либерализации российского паспортного режима. Она направлена на устранение тех ограничений прав граждан, которые связаны с существовавшим в СССР в условиях тоталитаризма отношением к паспортизации, регистрации граждан как средствам контроля за ними.

 

Обязанность гражданина Российской Федерации иметь паспорт

Выдавать, заменять паспорта, регистрировать граждан по месту жительства и месту временного пребывания, снимать их с учета, осуществлять контроль за соблюдением паспортного режима обязаны органы внутренних дел и в целом МВД РФ (как ведомство).

На граждан России паспортный режим возлагает две главные обязанности: иметь паспорт и соблюдать правила регистрационного учета.

Обязанность иметь паспорт, во-первых, включает в себя такие обязанности, как: получать паспорт, заменять его (продлевать его действие), хранить, сдавать. Во-вторых, ее реализация обеспечивается организационной деятельностью ОВД по выдаче и замене паспортов. В-третьих, особенность этой обязанности состоит в том, что она охраняется административными взысканиями. Установлена административная ответственность за проживание без паспорта, нарушение сроков его замены, утрату его по небрежности, а также за незаконное его изъятие. В-четвертых, это административно-правовая обязанность. В-пятых, рассматриваемая обязанность, как и обязанности заботиться о здоровье, получать общее образование, входит в группу правовых явлений, которые можно назвать правообязанностями. В них тесно переплетаются долженствование и права личности, а их реализация порождает обязанности субъектов власти создавать для этого необходимые условия.

Обязанность получить паспорт может быть первичной, она возникает по достижении гражданином России 14-летнего возраста, при приеме в российское гражданство. Эта обязанность становится вторичной в случае утраты паспорта самим гражданином, лицами, его изъявшими, иными субъектами.

Где можно получить паспорт? По общему правилу – по месту жительства гражданина, а в порядке исключения – по месту его пребывания. Детям-сиротам, иным детям, оставшимся без попечения родителей и находящимся в специализированных воспитательных учреждениях паспорта выдаются по месту нахождения этих учреждений. Лицам, освобождаемым из мест лишения свободы, если ранее они не получали паспортов, если их паспорта утеряны в ходе следствия, они выдаются по месту расположения учреждений, исполняющих наказания.

Порядок выдачи и замены паспортов регулируется Положением «О паспорте гражданина Российской Федерации» и изданной в ее исполнение Инструкцией МВД РФ от 15 сентября 1997 г. «О порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации».

Лицо, обязанное получить паспорт, должно подать заявление по установленной форме в организацию, ведающую жилым фондом, в котором оно живет, администрации специального учреждения либо непосредственно в ОВД. К заявлению нужно приложить:

• свидетельство о рождении:

• две личные фотографии лица в анфас в черно-белом исполнении размером 35х45 мм:

• квитанцию об оплате стоимости бланка паспорта (0,5 МРОТ*).

Если есть необходимость в документах, подтверждающих гражданство заявителя, то их следует представить.

Документы и фотографии должны быть сданы гражданами не позднее 30 дней со дня, следующего за днем, когда ребенку исполнилось 14 лет. Должностные лица, получившие документы и фотографии, обязаны передать их в ОВД.

Администрации учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, не позднее чем за 15 дней до освобождения лиц, не имеющих паспортов, обязаны направлять запросы в ОВД района, города, на территории которого находится учреждение. К запросу прилагаются заявление осужденного и две его фотографии. Лицу, находящемуся в местах лишения свободы, паспорт вручается при освобождении.

По общему правилу, паспорта выдаются гражданам в 10-дневный срок со дня принятия ОВД всех надлежащим образом оформленных документов и фотографий. Когда в установленный для выдачи паспортов срок не представляется возможным установить личность гражданина, начальник ОВД или его заместитель могут продлить срок выдачи паспорта, но не более чем на 20 дней. Лицу, в отношении которого проводится проверка, на срок ее проведения по его просьбе может быть выдано временное удостоверение личности.

Как правило, гражданам при приеме документов сообщается о дате выдачи паспорта и возвращении сданных документов. Получив паспорт, гражданин должен расписаться в нем, а также в своем заявлении. Если по истечении 15-дневного срока со дня, установленного для получения паспорта, гражданин не явился в ОВД, ему письменно или иным способом должно быть сделано напоминание.

Паспорт гражданина России подлежит замене, если:

• гражданину исполнилось 20 или 45 лет;

• у гражданина легально изменились фамилия, имя, отчество, сведения о дате и/или месте рождения;

• изменился пол;

• он стал непригодным для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения, иных причин;

• в произведенных в нем записях обнаружены неточности;

• в иных случаях, предусмотренных актами Правительства, Президента и федеральными законами.

В первом случае замена производится в плановом порядке. Соответствующая обязанность распространяется на всех граждан, она связана с событием, которое произойдет в жизни каждого в определенный день. В других случаях замена обусловлена специальными поводами.

Для замены паспорта гражданин кроме заявления и фотографий должен представить паспорт, подлежащий замене. А если это связано со специальными поводами – документы, подтверждающие основания для замены (свидетельство о браке, медицинский документ об изменении пола и т. д.).

Во всем остальном процедура замены паспорта аналогична процедуре его получения.

Представляется, что на паспорта граждан СССР, которые граждане России будут использовать еще многие годы, распространяются некоторые правила Положения о паспортной системе в СССР, утвержденного Советом Министров СССР 28 августа 1974 г. Положением, в частности, установлено, что по достижении гражданами 25-летнего или 45-летнего возраста органами внутренних дел в их паспорта вклеиваются новые фотографии, соответствующие этим возрастам. Гражданин, которому исполнилось 25(45) лет, обязан представить в ОВД фотографии и паспорт для их вклеивания.

Правительство России 24 июля 1998 г. приняло постановление «О паспортах граждан Российской Федерации, проживающих на территории государств – участников СНГ». В нем сказано, что в качестве временной меры до завершения замены паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации предоставляется право консульским учреждениям России в странах СНГ производить вклеивание фотокарточек на паспорта гражданина СССР гражданам Российской Федерации, проживающим в странах СНГ, по достижении ими 25-летнего и 45-летнего возраста.

Следует отметить, что Положением о паспортной системе в СССР установлено, что по истечении месячного срока со дня, когда гражданину исполнилось 25(45) лет, паспорт считается недействительным, если в него ОВД не вклеена фотография гражданина в этом возрасте. Было бы целесообразно аналогичную норму установить в отношении случаев замены паспортов по возрасту в современной ситуации. Ее можно было бы сформулировать так: если в течение тридцати дней лицо, которому исполнилось 20 или 45 лет, не сдаст документы и фотографии для замены паспорта, имеющийся у него паспорт считается недействительным.

При обнаружении утраты паспорта гражданин обязан незамедлительно обратиться в ОВД по месту жительства или временного пребывания. Затем должно быть представлено заявление о выдаче нового документа и четыре личные фотографии.

В случае похищения паспорта заявление об этом следует подать в дежурную часть ОВД по месту хищения или по месту жительства гражданина. Заявления о хищении, утрате подаются в письменной форме, в ОВД их обязаны регистрировать. До оформления нового паспорта ОВД обязано по просьбе гражданина выдать ему временное удостоверение на срок не более двух месяцев. Производство по делам о хищении паспорта должно быть закончено в 10-дневный, а по делам об утрате – в месячный срок. В случае необходимости начальник ОВД или его заместитель вправе продлить срок производства, но не более чем на месяц.

Новые паспорта вручаются гражданам взамен старых по месту жительства. Гражданам, прибывшим к месту жительства (а не имеющих места жительства – к месту пребывания) и утратившим паспорта до оформления регистрации по новому месту жительства (пребывания), паспорта взамен утраченных выдаются ОВД по новому месту жительства (пребывания), если имеются законные основания для их регистрации.

Получая новый паспорт, лицо обязано сдать выданное ему временное удостоверение личности гражданина.

В случае, если после получения нового паспорта гражданин обнаружит старый, он обязан сдать его в ОВД. Сдать паспорта должны лица, у которых прекратилось гражданство России. Паспорта умерших сдаются в органы загса по месту регистрации смерти. Лицу, которое нашло чужой паспорт, следует сдать его в ОВД или передать владельцу. Но это скорее нравственный долг, нежели юридическая обязанность.

Сдавать паспорта граждане обязаны также в иных, предусмотренных законодательством случаях.

Таким образом, обязанность гражданина России иметь паспорт включает в себя обязанности:

• получать паспорт при достижении 14 лет, а также повторно при утрате, отбытии наказания и т. д.;

• менять паспорт гражданина Российской Федерации при достижении 20 и 45 лет, а также в иных установленных случаях; обеспечить вклеивание фотографии в паспорт гражданина СССР по достижении 25 и 45 лет;

• хранить паспорт, не допуская его порчи или потери (к сожалению, утрата паспортов стала массовым явлением. Так, в ОВД Свердловской области с заявлением об утрате паспортов за три года (1996–1998) обратились почти 80 тысяч человек);

• сдавать паспорт при выходе из гражданства Российской Федерации и в иных установленных случаях.

Выполнение обязанности иметь паспорт обеспечивается и запретом изымать его, если это прямо не предусмотрено законом.

К сожалению, законодательством не решен вопрос о возвращении гражданину незаконно изъятого у него родственниками, арендодателями и иными лицами паспорта. А выдача нового паспорта или хотя бы временного удостоверения в таких случаях не предусмотрена. В результате, если у жениха (невесты) спрятали и не отдают паспорт, брак не может быть зарегистрирован; деньги в банке не могут быть получены; вылететь самолетом почти невозможно.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие разрешение на постоянное проживание в России, обязаны получить вид на жительство, менять (продлевать) его, хранить, а в установленных случаях сдавать.

Обязанность гражданина соблюдать правила регистрационного учета

(регистрации) по месту проживания.

Всеобщая паспортизация граждан нашей страны органично связана с их регистрацией по месту постоянного и(или) временного проживания. Только совмещение в рамках паспортного режима паспортизации и регистрации позволяет решить те задачи, ради которых он введен: органично сочетать интересы граждан и государства при реализации гражданами права на свободу передвижения и иных прав.

Регистрационный учет граждан России в 1993 г. пришел на смену существовавшей с 1932 г. в стране прописке. Он во многом (однако не полностью) отличается от прописки. Во-первых, прописка имела разрешительный характер, государственные органы давали разрешение на прописку, а значит, и разрешение на проживание в населенном пункте, или отказывали в этом. Регистрационный учет носит, как правило, уведомительный характер, гражданина обязаны зарегистрировать по месту проживания, если он обратился с таким заявлением и если отсутствуют установленные законом обстоятельства, при наличии которых в регистрации может быть отказано. Иными словами, регистрация расширила реальные административно-правовые гарантии для реализации гражданами конституционного права на свободу передвижения внутри страны.

Во-вторых, принятым в 1993 г. Законом «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» четко установлено, что это право граждан России может быть ограничено только в соответствии с федеральными законами:

• в пограничной зоне;

• в закрытых административно-территориальных образованиях;

• в зонах экономического бедствия;

• на территориях, где введены режимы особого, чрезвычайного и военного положения.

 

Соответственно можно различать общий и специальные паспортно-регистрационные режимы.

В-третьих, все нормативные акты, регулирующие регистрационный учет граждан, сейчас являются гласными, доступными для граждан. Названный выше Закон, конкретизирующие его Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета, утвержденные 17 июля 1995 г. Правительством России, соответствующие инструкции МВД опубликованы в газетах, многочисленных сборниках законодательства и других изданиях.

Иными словами, все действующие правила учета открыты, каждый желающий может ознакомиться с ними – и что тоже очень важно – основные вопросы регистрационного учета граждан впервые решены Законом, а подзаконные акты лишь конкретизируют их исходя из духа и буквы Закона.

 

В-четвертых, в России резко расширилась судебная защита прав граждан, и споры граждан с государственной администрацией по поводу регистрации в последние годы нередко решаются в судебном порядке. А граждане вправе обжаловать в суд соответствующие действия властей.

Обязанность граждан России соблюдать правила регистрации по месту проживания внутри страны включает в себя обязанности:

• регистрироваться по месту жительства;

• регистрироваться по месту временного пребывания;

• не допускать проживания на занимаемых жилых помещениях граждан РФ без паспорта, без регистрации;

• принимать меры для своевременной регистрации приглашенных ими иностранных граждан и лиц без гражданства.

Регистрация граждан по месту жительства и временного пребывания существует параллельно с регистрацией актов гражданского состояния (рождений, заключения брака, перемены имени и др.). Оба вида регистрации являются государственными, связаны с важными юридическими фактами в жизни граждан, но они отличаются по содержанию юридических фактов, процедуре и правовой основе. И осуществляют их разные уполномоченные государством органы.

Регистрацию по месту проживания граждан осуществляет ОВД, а в тех населенных пунктах, где их нет – органы местного самоуправления. Отказ в регистрации гражданин вправе обжаловать в вышестоящий орган или в суд.

Право на получение заграничного паспорта

Часть 2 ст. 27 Конституции России гласит: «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию». Административно-правовые гарантии этого права установлены Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»*. В соответствии с этим законом 21 декабря 1997 г. Президент России издал Указ, в п. 1 которого сказано: «Ввести в действие паспорт гражданина Российской Федерации, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка), являющиеся основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за ее пределами». Названные правовые акты, а также ряд постановлений Правительства России, приказов МВД РФ образуют административно-правовую основу реализации российскими гражданами права на свободу покидать страну и возвращаться в нее.

Все четыре вида заграничных паспортов, с одной стороны, являются основными документами, удостоверяющими личность гражданина России за ее пределами. А с другой – документами на право выезда из России в любую страну мира.

Паспорт, выдаваемый гражданину на общих условиях, принято называть общегражданским. Три других вида заграничных паспортов (дипломатический, служебный, паспорт моряка) связаны с работой лица, являются специальными.

Представляется, что право на заграничный паспорт относится к числу тех прав, которые одновременно являются обязанностями. Чтобы реализовать право на выезд из России, гражданин обязан получить заграничный паспорт. Точно так же гражданин обязан получить права на управление транспортным средством, если он хочет сам эксплуатировать автомобиль, сдать конкурсные экзамены, если хочет стать студентом государственного института. Но в отличие от общей обязанности получать паспорт (соблюдать санитарные правила и т.д.) правообязанность иметь заграничный паспорт (лицензию и т.д.) связана с желанием гражданина реализовать определенное право.

Выдача заграничного паспорта –необходимое условие свободного выезда гражданина России за ее пределы. А за получением въездной визы в другую страну он должен самостоятельно обращаться в дипломатическое представительство (консульское учреждение) этого государства в России. Общегражданский заграничный паспорт выдается гражданину России, если он лично или через своего законного представителя обратился с письменным заявлением в ОВД.

В ч. 1, 3 ст. 8 Закона о порядке выезда было сказано, что паспорт выдается ОВД по месту жительства, а гражданину России, проживающему за ее пределами, – дипломатическим представительством Российской Федерации в государстве его пребывания. Эти положения Конституционный Суд своим постановлением от 15 января 1998 г. признал несоответствующими Конституции России. В постановлении сказано:

В соответствии с Законом наличие заграничного паспорта является необходимым условием реализации права каждого свободно выезжать за пределы России. Существующий порядок выдачи паспорта ограничивает данное конституционное право для лиц, не находящихся по тем или иным причинам по месту своего жительства, подтвержденному регистрацией. Практически невозможным оказывается получение заграничного паспорта в России для граждан, постоянно проживающих за ее пределами, для вынужденных переселенцев, а также для всех граждан Российской Федерации, не имеющих жилого помещения в статусе места жительства или места пребывания, которое может быть подтверждено регистрацией, либо вообще не обладающих жилым помещением.

Конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения



2015-11-23 1589 Обсуждений (0)
Задания для семинарского занятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задания для семинарского занятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1589)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)