Структура и принципы построения налоговой системы
ВВЕДЕНИЕ. Раздел 1. Теоретические основы налогов и налогообложения Республики Беларусь. Налоговая система. Налоговая служба, ее задачи, функции. Налоговая служба РБ – это совокупность специальных гос. органов, которые в пределах своей компетенции проводят гос. политику и осуществляют регулирование и управление в налоговой сфере. Организационная система управления налогами в РБ является двухуровневой: 1. Общее управление налогами возложено на Парламент, аппарат Президента, Правительство. Они определяют основные принципы налогообложения,разрабатывают налоговую политику. 2. Оперативное управление процессом налогообложения возложено на Минфин и его органы, Министерство по налогам и сборам и его территориальные инспекции (ИМНС – Инспекция Министерства по налогам и сборам), Комитет госконтроля, Гос. таможенный комитет. Управление налогообложением на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в министерствах и ведомствах осуществляется фин. отделами и бух. службами. С помощью органов оперативного управления государство руководит налогообложением во всех структурных подразделениях экономики. Налоговая политика гос-ва(НП) – это комплекс мероприятий, предусмотренных Правительством для более успешного финансирования всех нужд, предусмотренных концепцией социально-экономического развития гос-ва. Сдерживающая НП– проводится на этапе эк. подъема с целью ограничения деловой активности субъектов хозяйствования. Это один из наиболее эффективных способов борьбы с перепроизводством, а также с производством социально вредной продукции, опасной для гос-ва. Стимулирующая НП – осуществляется в период спада производства. Ее предназначение – способствовать оживлению процесса производства, увеличивать ВВП, увеличивать объем производства социально значимых товаров. Стабилизирующая НП– имеет своей целью поддержать в экономике равновесное состояние, оптимальные пропорции накопления и потребления капитала. Это ведет к недопущению экономического кризиса, а при его наличии к выводу экономики из кризиса. Налоговое законодательство представляет собой совокупность нормативных правовых актов, применяемых при регулировании налоговых отношений. Налоговое законодательство РБ включает в себя: o Налоговый Кодекс (НК) гос-ва и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения. o Декреты, указы и распоряжения Президента РБ в области налогообложения. o Постановления Правительства РБ, регулирующие вопросы налогообложения. Содержат разъяснительные материалы. o Нормативно-правовые акты республиканских и местных органов управления, которые являются, по сути, инструкциями по расчету и взиманию налогов. НК – основной документ, регламентирующий все направления налоговых отношений в государстве. Состоит из общей и особенной части. Особенная часть вступила в силу 01.01.2010г. НК устанавливает систему налогов, сборов, пошлин, взимаемых в бюджет РБ, регламентирует порядок введения, изменения, отмены республиканских и местных налогов и сборов, определяет права, обязанности, ответственность налогоплательщика и налоговых органов, определяет объекты налогообложения, ставки, льготы, сроки уплаты платежей и др. элементы налога. Он также устанавливает основные принципы налогообложения в РБ, налоговый контроль, обжалование решений налоговых органов. Налоговый Кодекс определил юр. силу всех нормативно-правовых актов, действующих в налоговой сфере, их соподчиненность по отношению к др. документам или их место в законодательной иерархии (например, высшей юр. силой обладает Конституция, декреты и указы Президента). Функции ИМНС (ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ): 1. Сбор налогов 2. Учет налогов 3. Контроль за соблюдением налогового законодательства При выполнении этих функций НС решает следующие задачи: - Учет потенциальных налогоплательщиков - Контроль за своевременностью предоставления плательщиками в НС отчетов, балансов, деклараций - Контроль за полным своевременным и правильным исчислением налогов в бюджет и целевые фонды - Контроль за соблюдением суб. хоз. действующих в гос-ве правил наличного денежного обращения - Разработка и совершенствование методических рекомендаций по расчету налогов - Разработка соглашений с другими государствами о взаимных налоговых уступках Кроме того, задачаминалоговой полиции являются: - Предотвращение, выявление и пресечение налоговых преступлений - Дознание по уголовным делам, относимым законодательством к компетенции НС - Обеспечение безопасности деятельности НИ. Права НС 1. производить у н/плательщиков проверку всех документов, связанных с уплатой налогов (бух.книги, отчеты и т.п.) 2. получать специальные разрешения на проверку предприятий, работающих в режиме секретности. 3. получать у банков информацию об открытии счетов у субъектов хозяйствования, наличии на них денежных средств и информации об операциях по этим счетам 4. при предъявлении служебного удостоверения инспектор имеет право свободно входить в любые производственные, складские и торговые помещения 5. изымать у н/плательщиков документы, свидетельствующие о совершенных налоговых преступлениях 6. изымать у нарушителей налоговой дисциплины патенты, лицензии, регистрационные удостоверения для передачи их выдавшим эти документы органам 7. опечатывать кассы, служебные помещения, места хранения материальных ценностей и назначать их инвентаризации 8. вносить в хоз. органы предложения о лишении отдельных н/плательщиков лицензий на занятие определенными видами деятельности 9. производить личный досмотр нарушителей налоговой дисциплины, досмотр находящихся при них вещей, документов, транспортных средств 10. арестовать имущество нарушителей налоговой дисциплины 11. арестовать банковские счета и т.д. Обязанности НС 1. Обеспечить своевременную регистрацию налогоплательщиков 2. соблюдать Конституцию РБ и действующие в государстве законы 3. своевременность и полноту взыскания в бюджет налогов и сборов 4. налагать и взыскивать в бюджет налоговые штрафы, недоимки 5. располагать информацией об имуществе налогоплательщиков на которую при необходимости может быть обращено взыскание 6. использовать сведения о доходах и денежных поступлениях н/плательщиков исключительно в служебных целях, сохранять коммерческую тайну, тайну вкладов и тайну переписки 7. обеспечивать учет, оценку и реализацию конфискованного и бесхозного имущества 8. передавать правоохранительным органам материалы по фактам грубых налоговых нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Структура и принципы построения налоговой системы. Под налоговой системой гос-ва (НС)понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда фин. ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физ. лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их гос. органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) РБ Способы взимания налогов: В налогообложении действует три способа взимания налогов, исходя из учета и оценки объекта налога: кадастровый; декларационный; административный - изъятый у источника образования объекта обложения. Первый способ (кадастровый) предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли), которые используются при исчислении соответствующего налога. Так, для земельного налога действует земельный кадастр, при составлении которого типичные участки земли группируются в зависимости от качества, местоположения, использования. Для каждой группы устанавливается средняя доходность на единицу площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той или иной категории, для которой установлена ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры устанавливаются государственными органами. Однако такой подход к составлению земельного кадастра имеет определенные недостатки. Во-первых, его составление требует длительного времени, во-вторых, данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения ценности земли и инфляции. В прошлом кадастры широко использовались для переписи лиц при обложении подушным налогом. Второй способ (декларационный) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявки декларации о величине объекта обложения, в которую, правило, включают данные о доходах и расходах плательщика источниках доходов, налоговых льготах и порядке истечения оклада налога. Этот способ учитывает недостатки предыдущего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, поскольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает. Третий способ (административный) предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает налог. Таким путем взимаются подоходный налог. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность от его уклонения. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-предприятием сразу в бюджет. Применяются следующие методы уплаты налога: ■ наличный платеж, когда плательщик вносит в казну государства определенную сумму денег в наличной форме; ■ безналичный платеж, когда происходит перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета; ■ гербовыми марками, т. е. с помощью покупки плательщиком специальных марок. Принципы налогообложения – это исходные категории, по которым формируется система налогов страны в конкретных условиях экономики.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (413)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |