Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


АТОМИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ЛЕВКИППА-ДЕМОКРИТА. РАЗВИТИЕ АТОМИЗМА И ХИМИИ В XVIII ВЕКЕ



2015-11-23 467 Обсуждений (0)
АТОМИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ЛЕВКИППА-ДЕМОКРИТА. РАЗВИТИЕ АТОМИЗМА И ХИМИИ В XVIII ВЕКЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




С V в. до н. э. центр греческой науки переместился в Афины. Здесь появились первые научные школы, высокого уровня достигли литература, искусство. В эпоху Перикла был создан знаменитый Акрополь, великим скульптором Фидием воздвигнуты статуи, греческий драматург Софокл писал трагедии, Аристофан - комедии. Здесь жили и работали математик Гиппократ, философ и физик Анаксагор (500-428 гг. до н.э.).

Анаксагор учил, что Луна, Солнце, планеты и звезды, которым египтяне и греки приписывали божественную природу, являются раскаленными камнями, за это он был изгнан из Афин и закончил жизнь в Малой Азии.

Анаксагор был современником Левкиппа и Демокрита. Историкам ничего не известно о жизни и деятельности Левкиппа. Не сохранилось ни одного документа, из которого можно было бы получить хоть какие-то сведения о его личности и о его учении. Известно, что труды Левкиппа развил его ученик Демокрит. Историки считают, что образ мышления учителя и ученика тождественны, в частности, это относится к их атомистической концепции материи и кинетической теории. Основные положения атомистической теории Левкиппа и Демокрита состояли в следующем:

  1. Из ничего не происходит ничего. Ничто существующее не может быть разрушено. Все изменения происходят благодаря соединению и разложению частей.
  2. Ничто не совершается случайно, но все совершается по какому-нибудь основанию и с необходимостью.
  3. Не существует ничего, кроме атомов и чистого пространства, все другое только воззрение.
  4. Атомы бесконечны по числу и бесконечно разнообразны по форме. В вечном падении через бесконечное пространство большие, которые падают скорее, ударяются о меньшие; возникающие из этого боковые движения и вихри служат началом образования мира. Бесчисленные миры образуются и снова исчезают одни рядом с другими и одни после других.
  5. Различие между вещами происходит от различия их атомов в числе, величине, форме и порядке; качественного различия между атомами не существует. В атоме нет никаких "внутренних состояний"; они действуют друг на друга только путем давления и удара.
  6. Душа состоит из тонких, гладких и круглых атомов, подобных атомам огня. Эти атомы наиболее подвижны и движения их, проникающие в тело, производят все жизненные явления./li>

 

СОКРАТ

«Сократический поворот» в древнегреческой философии.

«Сократический поворот» в древнегреческой философии - это рефлексия мысли философов того времени на бытие человека. Если натурфилософы осмысливали иерархию бытия мира вещей, стремились понять, что есть природа, то философов постсократовского периода прежде всего интересовал феномен человека. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять и оценить себя, свое время, духовно пообщаться с посланцем вечности. Осуждение мыслителя за «отсутствие благочестия» и за «развращение афинских юношей» стало первым в мире осуждением за убеждения. «Преступление» Сократа было абсолютно философским: он учил своих учеников искусству самостоятельно думать, искать ответы на все вопросы бытия и иметь при этом свое мнение о происходящем. Назначение философии в сократовском понимании - это стремление научить людей жить по-человечески, для чего необходимы общие ориентиры поведения индивида, позволяющие ему быть самим собой.

Для того, чтобы прожить жизнь по принципам Сократа, то есть подлинно добродетельно, человеку необходимо самому понять глубокий смысл и природу добра. В противном случае он будет действовать вслепую. Философ рассуждал так: если человек поймет, что для него есть истинное благо в самом высоком смысле, то он всегда будет поступать непременно в соответствии с принципом (идеалом) добра. На ошибочный путь человек становится лишь тогда, когда он за благо принимает нечто иллюзорное, только кажущееся благом. В этом смысле, по Сократу, добродетель всегда предполагает знание. Поэтому человек может быть счастливым только в том случае, если его жизнедеятельность наполнится поступками, совершаемыми под воздействием разума. Следовательно, ключом человеческого счастья является разумное нравственное поведение. В древности считалось, что разумный человек способен быстро находить пути к преодолению своих ошибок, а мудрый - их просто не совершает, ибо он способен предвидеть последствия собственных поступков, а главное - жить сознательно, в полном согласии с нравственными правилами (принципами) человеческого общежития.

Сократ был убежден, что философия есть рефлективный самоанализ справедливой, нравственной жизни людей, ведущий их к счастью. Он предложил этические принципы самокритичной, осмысленной жизни. Неосмысленная жизнь, по Сократу, не стоит того, чтобы жить. Так, после оглашения смертного приговора философ сказал: «Если когда-нибудь, афиняне, вам покажется, что сыновья мои заботятся о деньгах, о должностях, о красивых речах больше, чем об истине и добродетели, донимайте их так же беспощадно, как донимал вас я! И тогда вы воздадите по заслугам и мне и моему потомству» [11].

Смерть Сократа явилась последним, самым обличительным и самым великим философским произведением гения. Она уже тогда вызвала глубокое брожение умов, а могучий общественный резонанс после нее длился на протяжении многих веков человеческой истории. Ученик Сократа - Платон, присутствовавший на этом позорном судебном процессе, испытал настолько сильное моральное потрясение, что тяжело заболел: как жить дальше в обществе, которое карает мудреца за нравственность?

С появлением учения Сократа, по сути, и расцвел эллинский мир. Наступило утро интеллектуального возвышения всего человечества. Оно было связано с рождением классической философии. Греческие мыслители того времени, наделенные какой-то особой свежестью ума и внутренней духовной силой, определили нравственный смысл и рационально-критическое направление философской мысли на тысячелетия вперед.

Именно отсюда, из своего первоисточника, она по сей день черпает свои умственные потенции и нравственное вдохновение. Современная философская, да и научная мысль, нравственный менталитет - все это появилось только благодаря античным мыслителям. Наше современное мышление, с его пронизывающей внутренней логикой, все еще остается по сути своей глубоко греческим. Для того, чтобы постигнуть тайны философского мышления, надо критично оценить духовное наследие великих греков. По Платону, Сократ, сохраняя верность традициям греческой рациональности, предложил принципиально новый, философский тип мышления. Изучив все существующие тогда системы, он обнаружил в них существенный недостаток: отсутствие критического метода осмысления уже имеющихся знаний, представлений о мире и жизни людей. И Сократ совершает революционный переворот в гносеологии. Он впервые предложил философам обращаться не к самим фактам (это удел ученых), а к критическому осмыслению тех или иных утверждений о них.

Сократ, которого вполне заслуженно считают одним из мудрейших учителей мыслящего человечества, совершил действительно крутой разворот философской мысли от осмысления знаний о естественной природе к познанию духовных начал и потенциальных возможностей человека. С появлением идей Сократа изменился статус философии в древнегреческой культуре. В своем учении, в корне отличающемся от учения натурфилософов, он с несокрушимой силой настаивал на убеждении, что путем размышления можно и нужно искать смысл человеческого существования. Наряду с этим для него основными философскими темами были поиск истины и развитие нравственности. Философию Сократ рассматривает как способ получения знания для совершенствования человека и улучшения его образа жизни. Он указывает и на необходимость развития мышления для утверждения нравственной личности. Когда же Сократ ставил вопрос о том, как в жизни и поступках быть добродетельным, его ответ был примерно таков: сначала надо умом понять, что такое добродетель, а затем совершать добрые поступки, опираясь на это понимание. Он называет три добродетели: самообладание, храбрость и справедливость.

Роль идей Сократа в создании новой (нравственной) философии высоко оценил Цицерон. Сократ, по его мнению, спустил философию с неба на землю, сместив акцент ее интереса на индивидуальность человека, на его жизненный мир, на задачи рационально-нравственного познания личного счастья. Практическая нацеленность сократовской философии - поиск нравственного закона как естественного условия добродетельной жизни людей. Нравственный человек, по Сократу, должен хорошо понимать, что же такое добродетель. Чтобы быть добродетельным, необходимо знать всеобщее в нравственности, служащее основой всех частных добродетелей. Для самого Сократа нравственность и истина - понятия абсолютно тождественные. Истинная нравственность - это, по сути, знание того, что полезно человеку, способствует его блаженству, то есть жизненному счастью. Такую нравственную позицию Сократа, которая составляла ядро его философских интересов и занятий, позже назвали этическим рационализмом. Мыслитель впервые очертил грани философии, ставшей позже классической: не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить людям.

Сомнение («я знаю, что ничего не знаю») должно было привести к самопознанию («познай самого себя»). Только таким путем человек мог прийти к пониманию истины, постижению справедливости, добра и красоты. Его самопознание стало, по сути дела, тем методом философской рефлексии, с помощью которого можно было исследовать всеобщие основания человеческого существования. Сам Сократ называл себя повитухой разума, ведь открытый им диалектический метод позволял искать истину, таящуюся в уме другого человека. Идеи Сократа стали своеобразной доминирующей программой всего последующего развития рациональной мысли Запада.

 



2015-11-23 467 Обсуждений (0)
АТОМИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ЛЕВКИППА-ДЕМОКРИТА. РАЗВИТИЕ АТОМИЗМА И ХИМИИ В XVIII ВЕКЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: АТОМИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ЛЕВКИППА-ДЕМОКРИТА. РАЗВИТИЕ АТОМИЗМА И ХИМИИ В XVIII ВЕКЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (467)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)