Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Особенности и периодизация античной эстетики




Античное искусство — начальный этап развития европейской художественной культуры и в частности письменной литературы. Оно выдвинуло художественную концепцию: герой живет и борется в прекрасном и трагическом мире, полном роковых обстоятельств.

Античность нашла гармоничное сочетание общего и индивидуального в характере и гармоничное единство характера и обстоятельств. Эта гармония способствовала развитию и комического и трагического в искусстве. Возникла тема социального бессмертия погибающего героя и невозместимости его утраты, что создавало исключительно благоприятную возможность для развития жанра трагедии.

В античном искусстве гармонично сочетались характеры и обстоятельства, но обе стороны этого нерасторжимого единства были еще не развиты. Характеры не были индивидуализированы, обстоятельства не были всеобщими. Неразвитость обеих сторон в этом единстве была внутренней причиной его распада. Внешней (= жизненной, побудительной) причиной — в конечном счете стали факторы, которые привели к гибели античного общества.

Все греческое искусство классической поры — поиск всеобщей гармонии, соразмерности скульптурных фигур, пропорции частей зданий, соответствия человека и архитектуры.

 

Античная эстетическая мысль основана на космологизме. Красота есть свойство космоса, противоположное хаосу и неупорядоченности, она же характерна и для человека. Все античные поиски эстетических закономерностей мира вращаются вокруг проблемы прекрасного.

Характерные черты древнегреческой эстетики:

а) пластически-поэтическое видение мира;

б) мера, гармония, симметрия, ритм – основополагающие категории осмысления эстетического;

в) искусство понимается как «техне», отождествляется с ремеслом и воспроизведением; наличествует систематизация и классификация видов искусства;

г) разработка проблем эстетического воспитания.

Античная эстетическая мысль неразрывно связана с процессом становления философского знания, с общими ценностными ориентациями культуры, каждому этапу развития которой соответствуют определенные эстетические идеи.

Периодизация:

Ранняя классика (Архаика)

VIII—VII вв. до н. э. — предфилософская традиция. Не являясь по сути философией, предфилософская традиция заложила основы философского познания в дальнейшем. Особняком среди раннеклассической философии находятся софисты.

VII—V вв. до н. э. — ранняя классика, или греческая натурфилософия. Первые греческие натурфилософы не касались или почти не касались вопросов этики и эстетики, уделяя внимание в первую очередь космогонии и космологии и заложив основу для последующего развития точных наук.

Классика (платон и сократ)

V—IV вв. до н. э. — Сократ и сократики. Классическая греческая философия традиционно начинается с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам добра и зла, этики поведения человека. Ученики Сократа породили ряд «сократических» школ, крупнейшими из которых стали платоники и киники.

IV—III вв. до н. э. — Аристотель и перипатетики. Деятельность Аристотеля и крупнейших представителей его школы — перипатетиков — логически завершила и подытожила достижения классики.

Эллинистическая

IV—I вв. до н. э. — философия периода эллинизма, которая была представлена как новыми школами, так и новыми представителями старых (платоников, перипатетиков и киников).

 

Эстетика досократиков

Эстетика – это учение о прекрасном. В чем сущность прекрасного, как его понимали древние греки?

 

Для них самым главным в жизни были «не личность и не общество, как мы думаем теперь, не история, не человек, и не природа, а именно тело», тело человека, живое и красивое. Именно оно – мерило всего, идеальный образец, по которому строится мироздание.

Но раз это так, то все должно согласовываться с этим телом, быть с ним в гармонии, естественном равновесии. Тело, согласно древним грекам, состоит из четырех стихий – огня, воздуха, воды и земли. Прекрасное существует там, где эти четыре стихии находятся в полном соответствии, т.е. в гармонии между собой. Всеобщая красота, понятая как живое человеческое тело, есть античный бог. И таких богов – множество. Так, например, Зевс есть красивое человеческое тело как прообраз неба; Посейдон (Нептун) – красивое человеческое тело как прообраз воды и моря, Венера – любви и т.д.

Боги (как идеальные человеческие тела) обладают всеми человеческими страстями, пороками, ошибками. Они творят и добро, и зло, являются и силой, и бессилием. Эти боги суть именно боги, т.е. совершенные, всесильные, абсолютно мудрые, идеальные существа. Но в то же время они телесны, а поэтому – страстны, порочны, непостоянны – как люди, и даже больше, чем люди. Вот что такое красота в представлении древних греков, как ее описывает А. Ф. Лосев

Пифагорейство

Основатель пифагорейства – древнегреческий мыслитель Пифагор. Отсюда – его название. Он учил, что душа есть число; все тела – это числа, а числа – телесны; человек, природа, весь мир есть совокупность чисел. А красота существует только там, где есть числовая гармония. Мы говорим с вами о пифагорейском дионисизме (культе бога Диониса). Дионис – это божество рождающейся природы, переживающей экстаз от собственного рождения. Это оргиазм, от слова «оргия», буйный и бурный восторг. Природа в таком понимании есть бесконечная мощь, творческое изобилие и полнота жизни. Все это и есть красота.

Число есть душа гармонии. А что такое гармония? Это одно из основных понятий эстетики пифагорейцев. Это наиболее прекрасное. Она возникает из противоположностей. Это –«согласие разногласного». Это очень широкий термин. Гармония – не только в прекрасном, это и добродетель, и здоровье, и всякое благо, и даже бог. Все возникло из гармонии. Понятие гармонии как числовой структуры применялось пифагорейцами везде, начиная от богов, небес и космоса в целом, минуя природу и человеческие души и кончая арифметикой, геометрией и музыкой.

Гераклит

Расцвет его творчества приходится на 504–501 гг. до нашей эры. Главная идея его учения о прекрасном – это совпадение противоположностей. Космос Гераклита есть вечный хаос (беспорядок в отличие от космоса – порядка, красоты, гармонии) бурлящих противоположностей. У него «дана вечно тревожная, все определяющая музыка бытия. Тут все сурово, гордо, красиво, неприступно». Повсюду царит прекрасная безысходность. Бытие и жизнь, как бы прекрасны они ни были, есть «случайная куча сору». И это понимается интимно и глубоко.

Но космос – не просто куча мусора. Это еще и красота. А что такое красота для Гераклита? Красота есть космический огонь («весь мир есть огонь, мерами возгорающий, мерами потухающий», – говорит философ). Красота есть мысль, мышление, мудрость. Красота – это море бытия. Это гармония противоположностей (жизнь есть смерть, мир есть война, юность есть старость и т.п.). Красота есть вечность, космический ритм, блеск души; это символ, рождающийся в душе. А также время, необходимость, боги и судьба. Есть несколько прямых афоризмов у Гераклита, иллюстрирующих его понимание прекрасного: «Расходящееся сходится, и из различных тонов образуется прекраснейшая гармония, и все возникает через борьбу». «Расходящееся есть возвращающаяся к себе гармония» и т. п.

Поэтому для Гераклита мир – не куча сора, рассыпанного как попало. Философ говорит о «прекраснейшем строе мира», и для него во всех живых существах есть «нечто естественное и прекрасное».

Демокрит

V-IV в. до н. э. Согласно его учению весь мир состоит из атомов – микроскопических неделимых частиц, непохожих одна на другую. А. Ф. Лосев так описывает эстетику Гераклита: находясь в вечном и непрерывном движении, атомы то сходятся, то расходятся, превращая бытие в вечно подвижную узорчатую ткань. Это «вечный калейдоскоп жизни; здесь нет ничего устойчивого, ничего крепкого и неподвижного, кроме нерушимости самих атомов». Это есть, по терминологии Лосева, своеобразный «узорчатый геометризм». Каждый атом максимально свободен в своих действиях. Однако, вместе с тем, этот космический танец атомов направляется какой-то неведомой силой и необходимостью, т.е. судьбой. Это вечный танец направляемых неизвестно кем атомов. Это «космический балет совершенно свободных и независимых друг от друга пляшущих атомов, за которыми кроется некий таинственный постановщик. Но, оказывается, что этот постановщик – сами атомы и объемлющая их пустота, и больше – ничего».

Приведем несколько характерных для Демокрита эстетических высказываний: «Прекрасное есть во всем равномерное, избыток и недостаток мне не нравится». «Красота тела звероподобна, если под ней нет ума». «Великие наслаждения получаются от созерцания прекрасных произведений».«Имеет право на существование та любовь, которая стремится к красоте бескорыстно». «Постоянно размышлять о прекрасном свойственно божественному уму». Цель жизни – это наслаждение прекрасным.

Софи́сты

(от др.-греч. σοφιστής — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток») — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека. В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами.

Человек считается мерой всех вещей, существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют. Моральные нормы произвольны. Одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие, что нет. Даже для одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом.

 

Вывод. Для досократиков объектом искусства была именно природа и космос в целом, тогда как для Сократа интересна уже не природа, взятая сама по себе, но ее венец, завершение и высшее творение – сам человек. Если для досократиков космос был главным сосредоточием красоты и искусства, то для более поздних греков это положение несколько меняется. Досократики говорили о красоте, как о качестве мира.

 




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1275)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)