Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ результатов исследования и их обсуждение



2015-11-23 338 Обсуждений (0)
Анализ результатов исследования и их обсуждение 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение.

В настоящее время в России на фоне значительных социальных, экономических, демографических изменений чрезвычайно обострилась проблема сиротства.

Сиротство для любого общества – проблема, которую достаточно трудно решить. Одна из причин этого заключается в том, что практически у всех детей, попадающих в детский дом, нет и не было положительной биологической семьи. Дети с раннего детства имели перед собой исключительно асоциальные примеры того, как не должна жить семья. И каковы бы ни были причины разрушения семей, изъятие ребенка из семьи оказывает на него тяжелое, травмирующее воздействие. Дети детского дома, потеряв биологическую семью, не видя, не зная позитивного примера семьи, настороженно воспринимают окружающий мир и людей, с которыми им приходится сталкиваться [19].

Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви в семье. Однако в стране ежегодно выявляется более 100 тысяч детей-сирот [8].

Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют свои психологические особенности, отличающие их от детей из семьи, как это отражено в целом ряде исследований И.В. Дубровиной, B.C. Мухиной, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, Л.М. Шипициной, Т.И. Шульга, Г.В. Семья и др. Однако исследования авторов часто направлены на изучение и развитие либо познавательной, либо эмоциональной сфер детей [8]. Кроме того, чаще изучаются особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Анализ литературы по проблеме детского сиротства показал, что исследования социально-психологических особенностей подростков с разным уровнем агрессивности, воспитывающихся в условиях детского дома, отсутствуют, что обусловило актуальность нашего исследования.

Объект исследования: социально-психологические особенности подростков, воспитывающихся в детских домах.

Предмет исследования: социально-психологические особенности подростков с разным уровнем агрессивности.

Цель исследования: выявить социально-психологические особенности подростков с разным уровнем агрессивности.

Задачи, решение которых необходимо для достижения поставленной цели:

1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить уровень агрессивности подростков, воспитывающихся в детском доме.

3. Изучить социально-психологические особенности подростков, воспитывающихся в детском доме.

4. Выявить особенности подростков с разным уровнем агрессивности.

Гипотеза: мы предполагаем, что

1. Агрессивные и неагрессивные воспитанники детских домов различаются по своим социально-психологическим характеристикам.

2. Неагрессивные подростки более эмоционально устойчивы, более сдержанны и гибки в общении.

3. Агрессивные подростки отличаются своей эмоциональной неустойчивостью, враждебностью, эгоцентричностью.

Методологической основой исследованияявляются:

- работыпо изучению подросткового возраста Д.Б. Эльконина, А.А. Реана;

- работы по изучению особенностей детей, воспитывающихся в детском доме А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Е.А. Левандовской;

- работы по изучению агрессивности А. Басса, И.А. Фурманова.

Методы исследования:

- анализ литературы;

- эмпирический (психодиагностический метод);

- статистические методы обработки данных;

- анализ и интерпретация результатов исследования.

Эмпирическая база исследования:

Всего в исследовании приняли участие 15 учащихся общеобразовательных школ в возрасте 14 – 15 лет: 7 девочек и 8 мальчиков.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных данных при разработке коррекционно-развивающих мероприятий с подростками, воспитывающимися в детском доме.

Анализ результатов исследования и их обсуждение

 

В ходе проведенного исследования нами были получены данные, позволившие разделить всех испытуемых на агрессивных и неагрессивных подростков (согласно значению индекса агрессивности, рассчитанного по результатам заполнения опросника Басса – Дарки). В группе агрессивных подростков 7 человек (1 девочка и 6 мальчиков), в группе неагрессивных – 8 человек (6 девочек и 2 мальчика). Вероятно, полученные нами в исследовании данные обусловлены гендерными особенностями проявления агрессивности, что потребует более детального сравнительного анализа агрессивных и неагрессивных мальчиков, агрессивных и неагрессивных девочек.

В целом же, средние показатели по обоим проведенным тестам в обеих группах представлены на рис. 1 и 2.

Как видно на рис. 1, практически по всем шкалам значения в группе «Агрессивные» превышают таковые в группе «Неагрессивные». В меньшей степени, чем неагрессивным, подросткам, проявляющим высокий уровень агрессии, присуще чувство вины и враждебность. Таким образом, неагрессивные подростки уверены, что они являются плохими людьми, что поступают зло, вследствие чего ощущают угрызения совести. Возможно, более высокая враждебность связана с тем, что эти дети в силу различных причин не могут или не хотят проявлять агрессию, но при этом подозревают плохие намерения других и обижаются на их мнимые или реальные действия.

Необходимо отметить, что сравнительный анализ результатов с использованием критерия Манна – Уитни в программе SPSS 11.05 for Windows, показал достоверность различий между испытуемыми двух групп по следующим шкалам: «физическая агрессия», «косвенная агрессия», «раздражительность», «вербальная агрессия» и «индекс агрессивности» (таблица 1). Именно эти шкалы и вносят свой вклад в общий индекс агрессивности. Достоверно высокие показатели по указанным параметрам могут быть обусловлены тем, что в группу агрессивных подростков входят, в основном, мальчики, а мальчикам более присущи проявления прямые проявления агрессии.

Рис. 1. Средние значения показателей шкал опросника Басса - Дарки

 

Согласно результатам теста Кеттелла, агрессивные подростки, воспитывающиеся в детском доме, более сентиментальны, чувствительны и впечатлительны, более подозрительны, чем их неагрессивные сверстники. Однако, достоверных различий между группами подростков нами выявлено не было (таблица 1).

Рис. 2. Средние значения показателей шкал теста Кеттелла

Таблица 1



2015-11-23 338 Обсуждений (0)
Анализ результатов исследования и их обсуждение 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ результатов исследования и их обсуждение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (338)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)