Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Причины девиантного поведения у детей младшего школьного возраста



2015-11-23 1103 Обсуждений (0)
Причины девиантного поведения у детей младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Исследователи отмечают, что в последние годы большая деловая загруженность родителей, длительные командировки и т.п. становятся одной из причин развития у ребенка девиантного поведения, поскольку, ребенок, лишенный внимания и контроля со стороны родителей, более подвержен отрицательному влиянию асоциальной среды.

Раннее асоциальное поведение в образовательном учреждении. Исследователи отмечают особое значение для возможного развития отклоняющегося поведения ребенка его неумеренно робкого, пассивного или, наоборот, агрессивного поведения, нарушения дисциплины.

Академическая неуспеваемость, особенно начавшаяся в начальных классах. Положение неуспевающего ученика кроме чувства неполноценности может привести к попыткам компенсации за счет самоутверждения в асоциальной деятельности.

Хроническое проявление нарушений в поведении девиантных детей вызывает у них достаточно стойкое отвращение к учебе, несмотря на стандартный уровень интеллекта, специфическая особенность которого – цикличность.

Такие ученики составляют группу повышенного риска развития девиантного поведения и вызывают отчаяние, как у учителей, так и у родителей учеников. Приступая к работе с «девиантами», учитель зачастую вступает в своеобразное конфликтное пространство, так как его подопечные находятся в затяжном, а то и перманентном конфликте со школой, и любой учитель, в их понимании, — это представитель противоположной стороны, противник в этом конфликте. Дети, привыкшие к крикам, упрекам, нравоучениям, вобрали в себя уже на уровне рефлекса, автоматически педагогические изыски типа «дай дневник», «выйди из класса». Они остаются глухими к вашим громким замечаниям.

 

Конфликтные отношения со сверстниками и педагогами. Отсутствие конструктивного контакта со сверстниками и педагогами приводит к тому, что образовательное учреждение из места самореализации ребенка, раскрытия его потенциальных возможностей становится дополнительным стрессогенным фактором.

Следующей значимой общностью, в которую входит ребенок, является группа сверстников. На этом уровне в качестве наиболее значимых факторов риска проявления девиантного поведения можно выделить следующие:

  • наличие в ближайшем окружении ребенка или подростка лиц с девиантным поведением.
  • одобрение асоциального поведения в ближайшем окружении ребенка.
  • отчуждение или конфликтные взаимоотношения со сверстниками.

Эти дети, ослабленные социально, морально и физически, нуждаются и в поддержке, и в помощи. Часто эти дети депрессивные, закомплексованные, попавшие в сложные жизненные ситуации.

 

2.Выбор объекта и форм проектирования .

Успешность педагогической работы на сегодняшний день будет за­висеть от того, как будут решены вопросы сдерживания и предупреж­дения отклоняющегося поведения, которое охватывает и становится свойственным огромному количеству молодых людей.

Проблема предупреждения отклоняющегося поведения, как прави­ло, обостряется в кризисные периоды состояния общества. В такой ситуации несовершеннолетние оказываются самыми социально не­устойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убежде­ний, не умея различать истинные жизненные ценности от мнимых, ис­кусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негатив­ные тенденции общественного развития.

При взаимодействии учителя на уроке с детьми девиантного поведения необходимо следовать таким рекомендациям:

  • сосредоточить внимание учащегося не только и не столько на усвоении общих составляющих содержания учебного предмета, сколько на нахождении каждым ребенком личностного смысла изучаемого предмета;
  • помнить, что ребенок имеет право на ошибку;
  • ребенок всегда должен быть выслушан; в случае несогласия с его точкой зрения учитель тактично и предметно ее оспорит;
  • использовать на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов, физминуток;
  • учащийся должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других ребят, его не будут сравнивать с другими, а только с самим собой на разных этапах роста;
  • необходимо делать акцент на позитивное в анализе работы и поведения девиантного ребенка;
  • учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребенка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.;
  • не требовать от ребенка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства; оказывать своевременную и ненавязчивую помощь;
  • не вести борьбу с ребенком по разным незначительным поводам и пустякам;
  • нельзя использовать агрессивные методы воздействия воспитания и наказания, так как агрессивность — это следствие враждебности, а урок — не поле битвы.

· полезно повторить объяснение в максимально расчлененном виде, а затем задавать вопросы о главном, отделяя детали.

·

 

3.Описание потребности проекта.

Полезность проекта в том, что часто встречаются трудности в поведении подростка. Эти трудности объясняются соче­танием результатов неправильного развития личности и неблагопри­ятной ситуации, в которой он оказался, а также недостатками воспи­тания. В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин девиантности ученые называют незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайше­го окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценно­стей группы, к которой он принадлежит. Кроме того, отклоняющееся от нормы поведение у подростков зачастую является средством са­моутверждения, протестом против действительности или требова­ний взрослых.

В возрасте 13-17 лет подростки и молодежь очень подвержены вли­янию «своих» групп. Так, среди причин, побудивших ребенка попро­бовать наркотики, чаще всего называется желание не отстать от ком­пании, быть как все. Одной из основных причин психологического характера многие исследователи называют низкую самооценку детей, особенно подростков. Самооценка, т. е. оценка человеком своих воз­можностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, его критичность, требователь­ность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Среди причин социального характера одной из самых распро­страненных является влияние социального окружения, в котором живет и развивается ребенок. Развиваясь асоциально в неблагопо­лучной среде, подросток усваивает ее нормы и ценности, даже если они противоречат принятым в обществе, для ребенка они — наибо­лее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной соци­альной среде.

Причиной может стать и социально благополучная, но низкая по уровню материального обеспечения среда. Если у ребенка, воспитан­ного в такой среде, не сформированы моральные нормы и ценности, навыки самостоятельного планирования жизни, он может преступить принятые в обществе нормы поведения сначала в виде протеста про­тив своих условий жизни, а затем нарушать закон с целью повышения своего уровня жизни (кражи, махинации и т. д.). Причиной может быть и социально, и материально благополучная среда. При несформированности моральных норм, отклонениях в развитии, конфликтах со взрослыми ребенок, воспитывающийся в благополучной атмосфе­ре, может пуститься на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать ее законам и нормам.

А также причины, связанные с возрастными кризисами и проблемы в семье ребёнка.

 

4. Определение целей и задач проекта

Несомненно, что в основе педагогической цели, реализуемой по от­ношению к ребенку с девиантным поведением, лежит оказание ему помощи в становлении полноценного члена общества, в реализации его индивидуального потенциала. Необходимо создание условий для осознания ребенком необходимости переоценки своего поведения. При этом проявляется такая особенность социальных отношений детей с девиантным поведением: с одной стороны, они чаще всего вос­принимают свое поведение как нормальное, соответствующее их нрав­ственным позициям, с другой — всякую негативную оценку своих по­ступков они воспринимают как несправедливое отношение к ним лично.

Одной из главных задач воспитания девиантного ребенка является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий.

Первым из них является обеспечение включенности детей в реаль­ные социальные отношения, т. е. возникновения у них личностного отношения к деятельности, несущего в себе объективный и субъектив­ный компонент. Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в от­ношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается.

 

 

5.Определение диагностики проекта

Во многих учебных заведениях проводятся диагностическое отсле­живание состояния детей и подростков, выявление детей «группы рис­ка», психологические консультации для детей и родителей, групповые занятия в форме тренингов, игр.

Диагностическа возможна только при доверительных отношениях. Изучение системы нравственных представлений, мотивов, особенностей развития и т.д. данного учащегося может проводиться со всем классом, чтобы он не чувствовал себя объектом особого внимания. На основе диагностики разрабатывается и составляется программа индивидуальной помощи, рекомендации педагогам, родителям.

По завершению проекта проводится повторно диагностика (постпроектная) для определения эффективности результата проекта - в идеале, улучшение девиантного поведения ребенка из «группы риска».

 

6. Описание формы проектирования

7. Описание возможных затруднений при реализации проекта

Среди многообразия причин такого отношения к учебной деятельности у подростков с отклоняющимся поведением одним из наиболее значимых фактов являются их систематическое отставание от темпов освоения школьной программы, пробелы в знаниях, стойкая неуспеваемость (и как причина, и как показатель педагогической запущенности подростков). Отсюда снижен интерес к учебе, ослаблена мотивация учебно-познавательной деятельности, отмечается высокий уровень конфликтности в учебном процессе с учителями и одноклассниками.

Отстающие в учении школьники отличаются поведенческой пассивностью на уроках, редко обращаются к учителю с вопросами, редко поднимают руку для ответа, не выполняют заданий без требования учителя, часто отвлекаются.

При работе необходимо включение трудных детей в работу спортив­ных секций, музыкальных, танцевальных кружков и объединений по интересам, должны быть разработаны специальные меры по включе­нию их в общественную жизнь, где они смогли бы проявить себя и свою инициативу

Эти формы деятельности стали уже тра­диционными много лет назад, и реорганизация их с тем, чтобы они ста­ли привлекательными, особенно для девиантных детей, требует нема­лой изобретательности.

Главное условие успеха – это высокая культура общения и педагогический такт педагога, долготерпение и вера в силы учащегося, постоянная поддержка, стимулирование позитивного поведения и сведение к минимуму предупредительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения.

Необходимое в работе с детьми девиантного поведения — это толерантное отношение к особенностям их личности.

 

8.Ресурсное обеспечение проекта

Повышается роль социально-педагогической и психологической службы в системе воспитательно-профилактической работы. С учащимися, которые имеют склонность к девиантному поведению, с целью профилактики применяются различные формы работы:

  • индивидуальные личностно - ориентированные тренинги и беседы - психолог
  • вовлечение во внеклассные мероприятия;
  • вовлечение в общественную жизнь учебного заведения (участие в спортивных мероприятиях, конкурсах прикладного творчества, конкурса рисунков и т. д.);

 

 



2015-11-23 1103 Обсуждений (0)
Причины девиантного поведения у детей младшего школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Причины девиантного поведения у детей младшего школьного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1103)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)