Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Мультипликатор сбалансированного бюджета




Рецессионный и инфляционный разрывы

Парадокс бережливости

Содержание фискальной политики

Виды фискальной политики: стимулирующая и сдерживающая

Виды фискальной политики: дискреционная и автоматическая

Мультипликатор государственных расходов

Мультипликатор налогов

Мультипликатор сбалансированного бюджета

43. Инфляционный разрыв – величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (расходы), чтобы снизить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости.

Если фактический равновесный уровень выпуска больше потенциального, то это означает, что совокупные расходы избыточны. Избыточность ADвызывает в экономике инфляционный бум: уровень цен возрастает потому, что предприятия не могут расширять производство адекватно растущему спросу (ресурсы исчерпаны). Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса. При этом сокращение равновесного совокупного дохода (разрыв ВВП) составит: ∆ВВП = - величина инфляционного разрыва × величина мультипликатора расходов, т.е.

∆Y = - ИР × Мg



Рецессионный разрыв – величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (расходы), чтобы повысить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости.

Если фактический равновесный объем выпуска ниже потенциального, то это означает, что совокупный спрос неэффективен, т.е. совокупные расходы недостаточны для обеспечения полной занятости ресурсов (хотя равновесие AD = AS достигнуто).

Недостаточность оказывает депрессивное воздействие на экономику. Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, необходимо простимулировать совокупный спрос. При этом приращение совокупного равновесного дохода (разрыв ВВП) составит: ∆ВВП = величина рецессионного разрыва × величина мультипликатора расходов, т.е.

∆Y = РР × Мg.

44 Парадокс бережливости – это, когда люди экономят и откладывают средства, а пользы от этого никакой. Еще это можно объяснить цитатой: « Если мы будем много думать о черном дне, то он обязательно наступит». Самые известные работы по этой теме принадлежат Джону Мейнарду Кейнсу и Фридриху фон Хайеку.

Экономить может и хорошо, но в определенной мере и в определенное время. К примеру,если все люди начнут экономить во времякризисной ситуации, то это приведет к снижению спроса и заработные платы станут меньше. И в результате сбережения останутся прежними, а доход уменьшится. В этом и заключается парадокс, который зачастую называют, как простая кейнсианская модель, — чем больше экономика экономит, тем беднее она будет. Следует, что если сбережения одного человека будут расти, то это плохо сказывается на всей экономики страны. И получается, что если все начнут экономить, то экономика разрушится. Как то, это все печально выходит. Но, это только в кейнсианской модели, которая зародилась в XX столетие 30х годов.

Ведь, существует и второй способ понять логику парадокса – классический способ. Этот способ полностью зависит от инвестиций. Он гласит: «Сберегательные инвестиции растут по определенной величине, и доходы тоже растут». На сегодняшний день эта теория более справедлива, это доказывает логическая цепочка: больше сбережений — больше источников инвестиций – рост инвестиций – увеличение дохода – резкий подъем экономики.

Такая тенденция представляет особую опасность при условиях полной занятости. В случае если занятость неполная, рост сбережений, как правило, желателен, поскольку он вызывает сокращение текущего потребительского спроса и создает препятствие для роста инфляции.

Но на практике у населения появляется больше стимулов к сбережениям, как раз, когда это наименее желательно, а точнее, когда экономика находится на спаде производства. В результате стремление к сбережениям становится причиной к ухудшению экономической конъюнктуры.

Парадокс заключается еще в том, что люди начинают экономить именно в кризисные ситуации, когда этого делать категорически нельзя. Но, это психология людей, когда начинается кризисная ситуация, им нужно защититься.

У представителей Австрийской школы по поводу «парадокса бережливости» совсем другая версия. Они считают, что если в настоящем отказаться от некоторых благ, то в будущем это принесет пользу экономическому развитию.

Таким образом, если экономика развита не полностью, то сбережения сыграют отрицательную роль и потребление снизится. А, если потребление снизится, то производителям будет сложнее продавать свою продукцию. Затем производство начнет сокращаться, рабочие места также последуют этому примеру, и в результате национальный доход упадет. Согласно этим выводам, такой метод в стиле капитализма, который пропагандирует идею о том, что чем больше сэкономишь, тем богаче будешь, не всегда действует. В этом случае получается «парадокс бережливости» уменьшает сбережения, и не увеличивает инвестиции.

Понятно, что две версии понятия «парадокса бережливости» абсолютно противоречат друг другу. Но, каждая из них по-своему права и эффективна в определенное время.

Вероятнее всего, что Кейнс перепутал понятия «сбережения» и «инвестиции». Так как вначале Кейнс утверждал, что эти два понятия идентичны, только проявляются в разных формах. Но потом, Кейнс отказался от своего утверждения и нашел массу различий между «сбережениями» и «инвестициями».

Ведь, теория Кейнса разработана во время Великой депрессии. Согласно этой теории, государство должно вмешиваться в сферу экономики. Кейнс и другие предлагали признать «фискальную политику» для того, чтобы стабилизовать экономику. Великая депрессия сопровождалась перепроизводством товара, и именно в тот момент важнее было создать новые рабочие места, а не выставить больше продукции на рынок. К примеру, строительство нового моста обеспечило бы работу многим жителям, и преувеличила бы их доход, а во вторых на рынке не появилось бы еще больше товаров, покупку которых не могут позволить себе большинство населения.

Пол Кругман, лауреат Нобелевской премии, отметил, что введение в политику увеличения госрасходов принесет пользу экономическому положению страны. Он посчитал, что если отрасль домохозяйства уменьшит расходы, то экономики потребуются обычные потребители. И этим, безусловно, должно заниматься правительство.

С другой стороны, конгрессмен от штата Техас, Рон Пол считает, что сбережения играют только на пользу экономики.

Таким образом, можно сделать вывод, что «парадокс бережливости» понятие многофункциональное, и оно зависит от множества факторов. Также, «парадокс бережливости» может повлиять на экономику как положительно, так и отрицательно.

45.Фискальная политика – это политика, которая предполагает использование возможностей правительства: взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня в условиях деловой активности и решение различных социальных задач.

Это политика государства в области государственных расходов и налогов.

Эту политику проводят законодательные органы власти, т.к. они контролируют налогообложение и государственный бюджет.

Основные цели фискальной политики:

1.Сглаживание колебаний экономического цикла.

2. Стабилизация темпов экономического роста.

3.Достижение высокого уровня занятости.

4.Снижение темпов инфляции.

Основные инструменты:

1.Государственные расходы.

2.Налоги.

Фискальная политика оказывает воздействие на национальную экономику через товарные рынки. Изменение государственных расходов и налогов отражается на совокупном спросе и чере. Главная задача фискальной политики – сбалансированность макроэкономической системы. В целом, фискальная политика направлена на сбережение полной занятости и производство неинфляционного валового национального продукта. Обычно фискальная политика проводится в определении инструментов дискреционного и недискреционного характера (в виде «фискальной смеси») и дает максимальный эффект в краткосрочном периоде.

Фискальная политикабывает двух типов:

Дискреционная Это политика активная. Это сознательное манипулирование налогами и государственными расходами. Проводится в долгосрочном периоде. Основные инструменты: 1. Государственная программа занятости (финансовые биржи труда, размещение государственных заказов на частных предприятиях). 2. Разработка различных социальных программ. 3. Программа общественных работ (производство общественных товаров – общественный транспорт, связь, благоустройство парков, скверов). Изменение налоговых ставок – основной инструмент. Политикавстроенных стабилизаторов пассивная политика. Она основана на том, что налоговые поступления и значительная часть государственных расходов автоматически вызывает изменение в относительном уровне налогов и бюджетных расходов. Основные инструменты: - подоходный налог; - пособия по безработице; - социальные выплаты; - индексация доходов.

 

46. Стимулирующая фискальная политикаприменяется при спаде (рис. 12.2, а), направлена на увеличение деловой активности и используется как средствоборьбы с безработицей.

Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:

• увеличение государственных закупок;

• снижение налогов;

• увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политикаиспользуется при буме ("перегре­ве" экономики), направлена на снижение деловой активности в целях борь­бы с инфляцией (рис. 12.2, б).

Мерами сдерживающей фискальной политики служат:

• сокращение государственных закупок;

• увеличение налогов;

• снижение трансфертов.

47. В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику различают фискальную политику: дискреционную и автоматическую.

Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны — государственном бюджете.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы — это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при "перегреве". К автоматическим стабилизаторам относятся:

• подоходные налоги (включающие все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций);

• косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

• пособия по безработице;

• пособия по бедности.

48.Мультипликатор государственных расходов (Government multiplier) (mg) – это показатель, отражающий в какой степени вырастет совокупный доход в ответ на увеличение государственных расходов.

Величина мультипликатора государственных расходов зависит от предельной налоговой ставки t'. С учетом влияния налоговой ставки на мультипликационный эффект зависимость между изменением государственных расходов и объемом выпуска примет вид:

В открытой экономике на величину мультипликатора государственных расходов, так же как и на налоговый мультипликатор, повлияет предельная склонность к импортированию. Чем выше эта величина, тем ниже мультипликационный эффект.

49. Налоговый мультипликатор (Tax multiplier) (mt) – это показатель, показывающий зависимость между объемом выпуска и изменением налогов.

Чем ниже предельная налоговая ставка, тем выше мультипликационный эффект, и наоборот.

Отсюда:

Снижение налогов увеличивает частный спрос и объем выпуска, а их увеличение снижает его. Так как потребительские расходы зависят от величины налоговой ставки, то с ее учетом налоговый мультипликатор примет вид:

В открытой экономике на величину налогового мультипликатора влияет предельная склонность к импортированию. Чем она выше, тем ниже мультипликационный эффект. Такое же действие происходит и в отношении мультипликатора государственных расходов.

50.Мультипликатор сбалансированного бюджета (Balanced budget multiplier) – это показатель, отражающий изменение объема выпуска в результате изменения государственных расходов и налоговых поступлений, которые в свою очередь меняются на одну и ту же величину (ΔT = ΔG).

Увеличение расходов государства увеличит объем выпуска, а увеличение налогов снизит его. Но так как мультипликационный эффект от увеличения налогов слабее эффекта мультипликатора госрасходов, то действие мультипликатора сбалансированного бюджета приведет к росту объема выпуска (ΔV). Иначе говоря, эффект мультипликатора сбалансированного бюджета равен разности действия мультипликатора госрасходов и налогового мультипликатора:

Допустим, что ΔG = ΔT = 100 ед., b = 0,75, t' = 0,2.

Тогда:

Сочетание двух названных эффектов обеспечивает, по мнению ряда экономистов, сильный стимулирующий эффект от увеличения государственных расходов, а увеличение налогов становится мягкой ограничительной мерой для сдерживанияинфляции. Но данная модель не учитывает эффекта вытеснения (вытеснения государственными расходами частных).

 




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1008)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)